Организм детей значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Различение зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего созревают первичные поля – зрительные, моторные, слуховые. Затем – периферия анализаторов и позднее всего – ассоциативные зоны, отвечающие за синтез и анализ. Быстрее всего формируется функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферией, что обеспечивает сосание, чихание и т.д.
Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются.
У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Слабое развитие в 3-4 года у ребенка процессов экстраполяции. Дети плохо предвидят ситуацию. В 5 мес. – 1 год идет становление вертикальной позы.ВНД характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов. Большое значение имеют подражательные рефлексы, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%. На протяжении 1 года жизни и в возрасте 6 лет идет заметный (5-6см) прирост тела в длину. Усилено растут мышцы в 2-4 года, обеспечивающие ходьбу. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ, но мало минеральных. Кости хрупкие, возможны деформации скелета. Мышечные волокна у ребенка тонкие и слабые по сравнению со взрослыми и медленно возбуждаются. Мышечная масса детей невелика: 2-3 года – 23%; 7-8 лет - 27%. Мышцы конечностей слабее мышц туловища. Лишь к 6-7 годам нарастает относительная сила мышц.Количество крови у дошкольников относительно массы тела заметно больше (в 4 года-11% от массы тела; 6-7 лет-80%).По мере взросления у детей повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается.
Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. ЧСС в 4 года =100 уд/мин; 7 лет = 85 уд/мин. ЖЕЛ в 4 года=1,1 л.; в 7 лет = 1,9 л. ЧД в 4 года = 27; 7лет= 22. дыхание частое и поверхностное. С 5-6 лет идет смена молочных зубов на постоянные. Малочисленны в дошкольном возрасте и недоразвиты пищеварительные железы. У детей представлено только внутрипристеночное пищеварение, а внутриполостное отсутствует. У детей частое мочеиспускание, функции почек - несовершенны. Для роста и развития ребенка имеют важное значение гамоны щитовидной железы.
Дайте определение, что такое «сила» (максимальная сила и максимальная произвольная сила). Опишите факторы, определяющие силу. Укажите морфологические изменения и физиологические процессы, за счет которых тренировка увеличивает мышечную силу.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивлениеили виды силовых способностей.
Факторы: 1. собственно мышечные сократительные свойства мышц; активность ферментов мышечного сокращения, мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы физиологической поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации. 2. Центрально нервные. Их суть состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии ЦНС на их функции. 3. личностно-психологический. От них зависти готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующий проявлению максимальных либо интенсивных мышечных напряжений. 4. Биомеханические. 5. Биохимические. 6. Физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
92. Раскройте значение физического воспитания для детей дошкольного возраста. Перечислите задачи, средства, методы и формы проведения занятий по ФВ в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Оздоровительные задач 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.). 2. Укрепление ОДА и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки— являются физические упражнения. 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Образовательные задачи 1..Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п. 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Воспитательные задачи 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего физического и духовного развития.
Средства. Физические упражнения. Применительно к задачам ФВ детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений. Основная гимнастика включает в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения. Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом. Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека. Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития.
Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия. УГГ направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть — 2—6 мин, основная — 15—25 мин и заключительная — 2—3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей. Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.).