Младший дошкольный возраст
Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах | Объяснение игры | Распределение ролей, выбор ведущего | Руководство ходом игры | Подведение итогов игры |
Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дели – птицы, воспитатель – птица –мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, один или два ребенка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2) Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп | Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжетных игр часто проводится в форме рассказа – малютки. Основное внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют действия. Объяснения часто сопровождает показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик, как летает воробушек. Часто используются игр со словами | В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям | Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в игре. Играя с малышами, он действует наравне с ними, выполняя главную роль руководя игрой. Главная задача – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре; он чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомым играх выполнение главной роли поручается детям. Игру всегда организует воспитатель. | Итог игры должен быть оптимичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить |
Средний дошкольный возраст
|
|
Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах | Объяснение игры | Распределение ролей, выбор ведущего | Руководство ходом игры | Подведение итогов игры |
Появляются игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»), простые игры – аттракционы. Может появится главная роль | Воспитатель объясняет правила ходу игры. По ходу объяснения он показывает действия различных героев. Возможно и объяснение через сюжетный рассказ игры | Воспитатель изредка выполняет роль ведущего | Вначале воспитатель выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары | Итог игры короткий: надо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей |
Старший дошкольный возраст
|
|
Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах | Объяснение игры | Распределение ролей, выбор ведущего | Руководство ходом игры | Подведение итогов игры |
Подвижные по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры – эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми | Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует; дет естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя | Ведущая роль – всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован (например, «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегодня день рождения. то наш ему подарок. Согласны?»). Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот и будет водить. За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя. Возможен выбор на роль по желанию ребенка. Можно использовать загадку (кто первый отгадает, тот и водит). Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки». Как поощрение, по жребию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил (например, «Дети, какая Света молодчина, и от волка увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком…») | Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидения на корточках, стояния на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно | Отмечают тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведения игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений |
|
|