Организация и методика проведения подвижных игр

Младший дошкольный возраст

Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах Объяснение игры Распределение ролей, выбор ведущего Руководство ходом игры Подведение итогов игры
Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дели – птицы, воспитатель – птица –мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, один или два ребенка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2) Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснение идет в ходе самой игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объяснение сюжетных игр часто проводится в форме рассказа – малютки. Основное внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют действия. Объяснения часто сопровождает показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик, как летает воробушек. Часто используются игр со словами В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в игре. Играя с малышами, он действует наравне с ними, выполняя главную роль руководя игрой. Главная задача – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре; он чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомым играх выполнение главной роли поручается детям. Игру всегда организует воспитатель. Итог игры должен быть оптимичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить

Средний дошкольный возраст

Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах Объяснение игры Распределение ролей, выбор ведущего Руководство ходом игры Подведение итогов игры
Появляются игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»), простые игры – аттракционы. Может появится главная роль Воспитатель объясняет правила ходу игры. По ходу объяснения он показывает действия различных героев. Возможно и объяснение через сюжетный рассказ игры Воспитатель изредка выполняет роль ведущего Вначале воспитатель выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары Итог игры короткий: надо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей

Старший дошкольный возраст

Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах Объяснение игры Распределение ролей, выбор ведущего Руководство ходом игры Подведение итогов игры
Подвижные по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры – эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует; дет естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя Ведущая роль – всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован (например, «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегодня день рождения. то наш ему подарок. Согласны?»). Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот и будет водить. За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя. Возможен выбор на роль по желанию ребенка. Можно использовать загадку (кто первый отгадает, тот и водит). Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки». Как поощрение, по жребию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил (например, «Дети, какая Света молодчина, и от волка увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком…») Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидения на корточках, стояния на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно Отмечают тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведения игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: