Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма. Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей. Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

Практическое занятие:

Метод «635»

Краткое описание работы: Задается некая производственная ситуация. После ознакомления с ней обучающимся предлагается разбиться на группы по шесть человек («6») и за пять минут («5») разработать и записать по три («3») предложения по возможностям диверсификации описанного предприятия. Через пять минут по часовой стрелке происходит обмен предложениями. Каждый должен ознакомиться с чужими тремя вариантами и дополнить их (или аргументировать невозможность использования). Затем снова происходит обмен предложениями и т.д. В результате через 30 минут должны быть сформированы 18 детально проработанных варианта диверсификации. Дальнейшее обсуждение позволяет выявить наиболее перспективные направления развития.

Цели работы:

· практическое знакомство с одним из вариантов метода «мозгового штурма»;

· приобретение навыков групповых методов разработки решений;

· овладение методами снятия и уменьшения конфликтов при разработке решений и их внедрении.

Описание ситуации: Совместное российско-германское предприятие вышло в конце 80-х на отечественный рынок с операционным оборудованием. Поскольку его доставка осуществлялась автотранспортом, возникла идея открытия производства в России, продукция которого на тех же автомобилях могла бы быть отправлена назад в Германию. В результате под Тверью, на базе пустующего производственного помещения был открыт небольшой деревообрабатывающий завод, специализирующийся на дорогих породах.

Через два-три года прибыльность этого направления уменьшилась, часть выпускаемой продукции стали продавать на отечественном рынке, а на предприятии открыли цех по изготовлению стильной офисной мебели. Для ее обивки требовалась натуральная кожа, и генеральный директор, немец по происхождению, попавший во время войны в плен и просидевший более пятнадцати лет в лагере в Казахстане, решил использовать свои старые связи. Там был построен цех по обработке кожи из близлежащих животноводческих совхозов. Выгодность проекта была крайне высока, поскольку в основном использовался труд заключенных. Через два года в Узбекистане дополнительно было открыто небольшое производство хлопчатобумажных обивочных тканей, для чего в Египте были закуплены элитные семена.

В начале 90-х возникли проблемы с основным производством в Твери. В России явно наметилась тенденция роста долларового содержания заработной платы рабочих. Удержать квалифицированных, получивших специальную стажировку за границей работников стало очень трудно. Руководство фирмы пошло на беспрецедентные меры. Около фабрики был сооружен мини-городок с инфраструктурой: детским садом, школой, амбулаторией с несколькими больничными палатами. Ситуация отчасти стабилизировалась. Однако через некоторое время возникла новая серьезная проблема - производство в Твери практически не имело рабочих мест для жен рабочих, а ездить в город большинство женщин не хотело. Руководство фирмы приняло решение о новой диверсификации.

Поскольку описывается абсолютно реальная компания, нам это решение известно. А что предложили бы Вы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: