Основные идеи и черты эпохи Возрождения

Раздел 1. 4. Философия Возрождения.

Раздел 1. 3. Средневековая философия.

Классический период античной философии.

Второй период античной философии.

Натурфилософский период античной философии.

Первый период античной философии.

Раздел 1. 2. философия Древнего мира.

философия в системе Восток — Запад. Особенности философии Древнего Востока. Мистицизм, этико-политическая направленность философии Древнего Востока.

философия Древнего Китая (основные школы). философия Лао-Цзы. Учение о Дао. философия Конфуция: принцип идеального человека в обществе.

Самостоятельная работа студентов.*

Моизм: этико-политический, гносеологический и логический аспекты.* Легизм как идейная основа императорского Китая* (смотри: Цаголова И. К. Практикум по дисциплине "Основы философии" для студентов очной формы обучения)*.

философия Древней Индии. Духовные истоки буддизма. Четыре благородных истины Будды. Проблема жизни и преодоления страданий. Восьмеричный путь как совершенствование и освобождение человека из оков Возвращения.

Самостоятельная работа студентов.*

Дзен – буддизм (смотри: Цаголова И. К. Практикум по дисциплине "Основы философии" для студентов очной и заочной формы обучения).*

Зарождение западной философии. Рациональный характер западной философии. Античная философия: особенности, периодизация, крупнейшие представители.

Милетская школа. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественной субстанции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Самостоятельная работа студентов.*

Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс Самосский.*

Пифагорейская школа. Идея субстанциональности числа. философия Гераклита. Идея огня как первопричины мира. Древние атомисты (Левкипп, Демокрит). Материализм Демокрита.

Софисты и Сократ: польза или истина? Антропологический переворот Сократа в философии. Этический рационализм Сократа. Учение о методе (диалектика Сократа, её составные части). Смерть Сократа как выражение цельности и неразрывного единства мысли и образа жизни.

Платон как основоположник объективного идеализма. Дуализм Платона. Учение Платона об эйдосах. Учение Платона об идеальном государстве.

Самостоятельная работа студентов*.

Мифологический аспект в учении Платона. Миф об андрогине. Платон о любви. Платон об Атлантиде*.Основные положения философии Аристотеля*. Материя и форма. 4 причины всего существующего. Учение об обществе Аристотеля*.

Самостоятельная работа студентов*.

Третий период античной философии*. Эллинистический период античной философии*.

Эпикуреизм как продолжение материалистической линии Демокрита в античной философии. Эвдемонизм Эпикура.*

Скептицизм как форма гносеологического пессимизма. Пиррон, его основные идеи.*

Кинизм. Киники как радикальные продолжатели сократической традиции. Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Практический характер философии киников. Кинизм как источник возникновения стоицизма.*

Стоицизм как практически ориентированная философия: 3 периода стоицизма, основные идеи и представители. Мудрость как этический идеал. Логика, физика, этика стоиков.*

Неоплатонизм. Плотин как основатель неоплатонизма. Онтология неоплатоников. Идея экстатически постигаемого Единого - блага.* Развитие идей греческой философии римскими философами*.

Итогом изучения раздела 1. 2. должно стать:

1. Знание основных вех философии Востока (философские школы Древнего Китая, Индии) и античности;

2. Знание отличительных особенностей восточной и античной философий;

3. Знание зарождения и развития материалистической и идеалистической традиций в философии, их продолжение в истории философии.

4. Умение прослеживать историческую связь между отдельными учениями Востока и Запада;

5. Умение выявлять прогрессивные и значимые философские идеи, учения.

Философский смысл учения Христа. Периодизация средневековой философии. Основные идеи средневековой философии. Теоцентризм. Монотеизм. Креацинизм. Проблема веры и знания. Откровение как гносеологический принцип средневековой философии. Принцип абсолютной личности. Спор об универсалиях. Средневековый символизм. Патристика и схоластика - основные направления философии Средневековья, их особенности и представители. Влияние античной философии на теологические идеи Средневековья.

Самостоятельная работа студентов.*

Августин Аврелий и Фома Аквинский.* Догматизм средневековой философии*. Значение философско – религиозной борьбы идей в эпоху Средневековья*.

Итогом изучения раздела 1. 3. должно стать:

1. Знание значения христианской мысли для развития средневековой философии;

2. Знание основных идей, направлений и представителей философской мысли Средневековья;

3. Знание особенностей средневековой философии, преемственность и развитие идей Платона, Плотина, Аристотеля в философии Средневековья.

4. Знание сути и значения спора об универсалиях, его связь с предшествующим и последующим этапами развития философии;

5. Знание понятийного аппарата по теме;

6. Умение анализировать, сравнивать, выявлять общее и особенное философско-религиозных учений Средневековья.

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антиклерикализм, философии Возрождения. Платоновская академия, её значение для развития философии Возрождения.

Самостоятельная работа студентов.*

Натурфилософия Н. Кузанского, Д. Бруно. Гелиоцентризм - основа нового видения мира.*

Социально-философские воззрения Э. Роттердамского, Н. Макиавелли, Т. Мора, М. Лютера.*

Итогом изучения раздела 1.4. должно стать:

1. Знание основных особенностей и представителей, их идей в философии Возрождения;

2. Знание понятийного аппарата по теме;

3. Умение прослеживать социальные изменения, их влияние на динамику и направленность философских идей;

4. Умение осмыслить факт преодоления догматизма в эпоху Возрождения, связывать это с развитием научного знания, общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: