Вопрос 8. Государственное регулирование оплаты труда
Государственное регулирование оплаты труда - это совокупность нормативных инструментов, регулирующих уровень заработной платы. Оплата труда работников регулируется Трудовым кодексом РБ, в котором установлено, что основным инструментом государственного регулирования оплаты труда является тарифная система.
Тарифная система – это совокупность нормативных материалов, которые обеспечивают дифференциацию и регулирование заработной платы.
Элементы тарифной системы:
а) тарифно-квалификационные справочники служат для отнесения работ к соответствующим тарифным разрядам с учетом их квалификации, сложности работ и условий труда.
б) тарифная сетка - система тарифных разрядов и тарифных коэффициентов. Работники распределяются по 28 разрядам, в т.ч. в бизнессфере – по 23 разрядам. Рабочие распределены с 1 по 7 разряд. Отдельные профессии рабочих (уборщики, гардеробщики, дворники, кладовщики и др.) по разрядам не тарифицируются. Служащие распределены с 5 по 23 разряды.
в) тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки работников второго и последующего разрядов выше тарифной ставки первого разряда.
г) тарифные ставки - определяются путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда. Для некоторых видов работ и отраслей предусмотрены повышающие коэффициенты.
Кроме тарифной системы государство регулирует оплату труда размером минимальной ЗП.
РТ в РБ находится в состоянии формирования и характеризуется следующими чертами:
- перспектива снижени численности трудовых ресурсов из-за спада рождаемости со второй половины 80-х гг.;
- активное движение молодой рабочей силы (16–24 года, 30–39 лет и 40–49) по причине существенных различий заработной платы внутри и между отраслями;
- низкая стоимость рабочей силы;
-увеличение доли работников в непроизводственной сфере;
- низкий официальный уровен безработицы – 1,5-2%, причина - низкие пособия по безработице;
- наличием скрытой безработицы;
- несоответствие между потребностью в высококвалифицированных кадрах и избытком низкоквалифицированных (структурной безработицей): на одну вакансию приходится 5 - 10 безработных, и на одного безработного – по нескольку вакансий (требуются квалифицированные работники, но каждый пятый безработный не имеет никакой профподготовки;
- длительная продолжительность безработицы: 25 % безработных состоят на учете в службе занятости свыше 6 месяцев;
- 20 % трудовых ресурсов страны сосредоточены в г.Минске;
- уменьшение численности трудовых ресурсов в сельской местности;
- 80% общей численности трудовых ресурсов страны проживает в городах;
-потери рабочего времени: из-за отпусков, предоставляемых по договоренности между
- среди безработных женщины составляют более 60%, продолжительный женской безработицы больше.