Поведение человека инициируют потребности, направляют – цели, а регулируют – ценности.
Схема процесса мотивации и место мотива в структуре действий по достижению цели показаны на рисунке
Рисунок – Место мотива в структуре деятельности или поведения (схема процесса мотивации и достижения цели)
Рассмотрим схему, показанную на рисунке, поэтапно, на конкретном примере.
1. У человека появилась какая-то потребность в виде ощущения дискомфорта. 2. Сосредоточившись на этом ощущении и порефлексировав, он понимает, что хочет пить, желательно воду и при этом холодную. В этот момент потребность «опредметилась» – нашла предмет для удовлетворения – это вода в холодильнике. 3. Человек ставит цель: попить, а для этого пойти и взять в холодильнике бутылку с водой. 4. Только после этого и появляется мотив, т. е. причина его дальнейшего поведения. 5. Он встаёт и идёт на кухню, подходит к холодильнику, берёт бутылку с холодной водой и пьёт. 6. Цель – попить холодной воды и тем самым удовлетворить потребность в воде – достигнута.
Мотивы бывают:
· внутренние (порождённые потребностями);
· внешние (порождённые системой внешних стимулов).
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни.
Бывают ценности-цели и ценности-средства.
Все ценности человека называются системой ценностей личности или ценностными ориентациями.
Теории мотивации делятся на две группы: содержательные и процессуальные.