Содержательные теории мотивации. Они содержат перечень потребностей индивида, сфокусированы на внутренних факторах активности индивида и позволяют управлять поведением индивида на основании

Они содержат перечень потребностей индивида, сфокусированы на внутренних факторах активности индивида и позволяют управлять поведением индивида на основании различных классификаций потребности личности.

1) Теория Абрахама Маслоу – теория иерархических потребностей. В 1943 году Маслоу издал работу «Теория человеческой мотивации», где описал пять видов потребностей: физиологические, в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении, самоактуализации. Затем в 1967 г. добавил эстетические, а в 1968 г. – познавательные (когнитивные) потребности (см. рисунок).

https://partnerstvo.ru/lib/to/node/59:

В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Сони», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрированном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Советском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».

 
 


Рисунок 2– Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по Маслоу

Сразу нужно сказать о том, что широко распространённое и критикуемое «мнение Маслоу» о том, что удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности и очерёдности не имеет под собой оснований. Вот что он сам писал по этому поводу [].

«До сих пор наша теоретическая дискуссия, возможно, создала впечатление, что названные пять групп потребностей – физиологические, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации – находятся примерно в таких отношениях: если одна потребность удовлетворена, появляется другая. Такое утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100 %, прежде чем появится следующая. В действительности же, у большинства членов нашего общества, являющихся здоровыми людьми, часть базовых потребностей находится в удовлетворенном состоянии, но наряду с этим некоторые базовые потребности остаются неудовлетворенными.

Более реалистическим подходом к нашей иерархии будет установка на снижение процентной доли удовлетворения по мере того, как мы поднимаемся в соответствии с нашей иерархией, построенной по принципу доминирования. Например, взяв совершенно произвольные цифры, скажем, что у среднего гражданина удовлетворены 85 % физиологических потребностей, 70 % потребностей в безопасности, 50 % потребностей в любви, 40 % потребностей в уважении и 10 % потребностей в самоактуализации.

Что же касается идеи о возникновении новой потребности после удовлетворения доминирующей потребности, то это явление не является внезапным и скачкообразным, но скорее постепенным, происходящим шаг за шагом, медленным формированием, причем в начале этого процесса уровень потребности ничтожен. Например, если доминирующая потребность А удовлетворена только на 10 %, потребность Б может не проявлять себя совсем. Однако по мере того, как уровень удовлетворения потребности А достигает 25 %, потребность Б может проявить себя на 5 %, а когда потребность А удовлетворена на 75 %, потребность Б проявляется на 50 % и т.д.».

Рассмотрим эти потребности в трактовке А. Маслоу.

1. Физиологические потребности – потребности в том, что нужно для поддержания жизни тела; составить полный список невозможно, считает Маслоу. Телу нужны: пища; питье; кислород; сенсорная стимуляция, в т. ч. секс; сон; физическая активность; отдых; поменьше напрягаться; возбуждение; тепло; одежда; обувь и т. д. Обратим внимание на потребность поменьше напрягаться – её не найти ни в одном учебнике! А в монографии Маслоу «Мотивация и личность» она есть.

2. Потребность в безопасности (физической и психологической). Для её удовлетворения человеку нужны: чувства защищённости; стабильности; зависимости (покровительства); отсутствие страха, тревоги, хаоса; присутствие власти (крепкая рука); чёткие структуры; порядок; закон; ограничения; сильный покровитель; знакомые вещи; известное; отсутствие неприятных неожиданностей, опасных угроз, неудач, осуждения, критики, экономических угроз (бедности).

У невротиков эта потребность обостряется вплоть до обсессивно-компульсивного невроза.

3. Потребность в любви и принадлежности понимается как возможность давать и получать любовь, привязанность и близость; быть членом группы; отсутствие одиночества; потребность иметь корни, семью, друзей, соседей; принятие другими.

4. Потребность в уважении складывается из следующих компонентов: высокая самооценка, самоуважение, чувство собственного достоинства, уважение окружающих, хорошая репутация, престиж, статус, известность, слава, превосходство, внимание, признание, значительность, признательность.

В свою очередь для формирования высокой самооценки, чувства собственного достоинства, уважения окружающих, нужны: сила, достижения (отсюда – потребность в успехе), адекватность, мастерство, компетентность.

5. Потребность в самоактуализации (самореализация, самовыражение) – полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, самоосуществления.

Среди самоактуализировавшихся 100 % людей обладают таким качеством как самостоятельность. Вообще же самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции.

Исследования проведённые на выборке 48 человек, выявили следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

(по А. Маслоу [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 514–520]).

1. Объективное восприятие действительности, выражающееся в чётком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления — от видимостей, желаемое от действительного.

2. Принятие себя, других, мира такими, какими они есть.

3. Непосредственность, простота и естественность поведения: отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия

4. Центрированность на задаче, долге, призвании, любимой работе: скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить (работа и человек подходят друг другу, как ключ и замок)

5. Независимость, способность переносить одиночество, самодостаточность и потребность в уединении («Когда я один – я с моим лучшим другом»). Самодостаточность – убеждённость в своей способности действовать в любых ситуациях адекватным образом. Она обеспечивает стабильность личности перед лицом лишений, фрустраций, ударов судьбы.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения (независимость от физической и социальной среды).

7. Свежесть восприятия: им нравится каждый день жизни с его обычными делами и волнующими событиями.

8. Вершинные переживания: в моменты вдохновения, творчества, озарения (инсайта), в любви и др.

9. Креативность: обладание творческими способностями.

10. Общественный интерес – дружелюбные отношения к любому человеку, стремление помочь, сострадание, симпатия и любовь ко всему человечеству вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик (братская любовь).

11. Способность к глубоким привязанностям, часто к людям со сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»), при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо; особая нежность к детям.

12. Демократичный характер: уважают других людей независимо от класса, религии, рода занятий, статуса и др.

13. Нравственная определённость, чёткое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении, чёткое разграничение средств и целей, но в то же время способность эмоционально воспринимать и средство само по себе – делают что-то ради процесса, а не результата.

14. Философское чувство юмора – доброжелательного, не обидного для отдельных людей.

15. Сопротивление окультуриванию; их мышление не поддаётся социальному и культурному влиянию. Крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой Они руководствуются широкими и универсальными ценностями»)[5].

Удовлетворение потребностей в любви и принадлежности, уважении и самоактуализации даёт человеку чувство своей ценности, полезности и необходимости в этом мире.

Теперь о познавательных и эстетических потребностях, о которых «дружно» не пишут переводные и отечественные профессиональные учебники для студентов экономических специальностей. Почему? Может, по незнанию, а может, наоборот, слишком хорошо понимая их значение для успеха организации. Не будем забывать о том, что мы живём в высококонкурентном мире не только организаций, но и государств.

Эти потребности важно учитывать и тогда, когда речь идёт о работниках, и тогда, когда речь идёт о потребителях. Работники хотят знать о планах организации на перспективу, о том, как работает организация (хуже или лучше запланированного), с какими показателями закончили год, о передовиках и отстающих, о достижениях и неудачах, о решённых и решаемых проблемах, о своей роли в организации, о значении и качестве своего труда и т. д. Предоставление всей интересующей работников информации (если она не является коммерческой тайной) является проявлением уважения к работникам, так же как и удовлетворение их эстетических потребностей на рабочих местах и вообще в организации. Красота улучшает и настроение, и рабочий настрой.

Особенно важно учитывать познавательные и эстетические потребности потребителей. Первое, на что обращает внимание потребитель – это красота вещи, которую он намерен приобрести. И не важно, что он покупает – автомобиль, платье, костюм, телевизор – важна красота товара (продукта). Если вещь некрасивая, то потребитель даже не станет интересоваться её функциональными характеристиками и ценой. Но если понравилась – тогда его начинает интересовать полная информация о товаре, причём желательно из уст продавца – ну не любят люди вчитываться в инструкции, по ним труднее разобраться, чем со слов продавца.

Маслоу признавал наличие у людей асоциальных потребностей и связанных с ними проблем, о чём свидетельствуют цитаты из его последней книги []:

«… проблема плохого, психопатологического или дурного поведения, проблема жестокости, зависти, жадности, эксплуатации, лени, греха, насилия и т.д. должна быть сознательно рассмотрена и решена» [ДПЧП, с.229]

«Вера в то, что возможен такой порядок вещей, который отменит конфликты, борьбу, глупость, алчность и зависть, – самый короткий и верный путь к страданию и безысходности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: