Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера
Теория процедурной корректности
Теория процедурной корректности говорит о том, что люди получают более высокую мотивацию к труду, если они считают процедуры, применяемые при распределении вознаграждений, справедливыми. Она также обращает внимание на то, что сотрудники будут более мотивированными, если считают, что показатели их работы оцениваются объективно и точно, а не приблизительно, и оплата соответствует показателям. Если же вознаграждения зависят от личных симпатий и антипатий начальника, то это снижает мотивацию.
Она объединяет две рассматриваемые теории – «ожидания» и «справедливости».
В теории пять переменных:
1. Затраченные усилия
2. Их восприятие (большие, значительные; небольшие, скромные)
3. Результаты
4. Вознаграждение
5. Степень удовлетворения.
Они считали, что результаты зависят от:
а) затраченных усилий,
б) способностей и характера (индивидуальных особенностей),
в) от понимания своей роли в процессе труда.
Затрачиваемые усилия зависят от:
а) ценности вознаграждения,
б) от уверенности в существовании прямой связи между затрачиваемыми усилиями вознаграждением, т.е. справедливости в оценке труда.
Достижение результата может принести два вида вознаграждения: внутреннее (чувство гордости, выполненного долга и т.д.) и внешнее (материальное и моральное вознаграждение – зарплата, премия, похвала, повышение).
Эти два вида вознаграждения дают чувство удовлетворения.
Довольные будут лучше трудиться; не довольные – не будут.
Наиболее важный вывод теории: результативный труд сам по себе ведет к удовлетворённости и поэтому может стать мотивом и способствовать повышению результативности труда.
Однако в рассмотренных выше теориях показаны не все потребности человека. И не показаны, конечно, те, которые не одобряются окружающими. Например, есть потребность, которая называется территоризмом [Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.
https://www.pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-114.shtml].
Условно можно говорить о территоризме материальном (вещном), пространственном и психологическом. В первом случае речь идет о физических объектах, во втором – о пространствах, в третьем – о психологических объектах – широте полномочий, зоне влияния, радиусе действия, количестве подчиненных, объёме полученных для проекта средств и т.п.
Помогая людям в их территориальных стремлениях, мы их мотивируем и завоёвываем их симпатии.
Однако и мешая людям в их территориальных стремлениях, мы тоже их мотивируем, так как помехи лишь усиливают и ожесточают борьбу за жизненное пространство. Правда, борьба за территорию может оттеснить на второй план борьбу за решение задачи и достижение высокого результата.
Кроме того, сознательное препятствование территориальным стремлениям других людей манипулятивно: фактически мы сознательно играем на слабой струне, зная, что это вызовет протест, злость, стремление ответить тем же и т.п. Решение о том, вступать ли в манипуляцию, каждый человек принимает сам, причем каждый раз заново, и всякий раз сам несет всю полноту моральной ответственности за это решение.
Намерения и действия, мешающие реализации чьих-либо территориальных стремлений, можно назвать антитерриторизмом.
Антитерриторизм выражается в том, что мы мешаем другим людям захватывать, сохранять, расширять и обогащать их жизненное пространство.
Материальный территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь свой стол, свои средства труда – стол, компьютер, станок, шкафчик, автомобиль и т. д.
Пространственный территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь свою рабочую территорию-пространство – стол, кабинет, отдел и т. д.
Психологический территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь власть и полномочия, подчинённых, статус, влияние, вес при принятии решений и т. д.
ЛЕКЦИЯ 6 по ОП–модуль 3
4.2.4.Типологии мотивов и мотивации, предлагаемые российскими исследователями
Тема 4.3. Теории научения и изменения поведения.
4.3.1.Теория подкрепления (усиления мотивации) Б. Скиннера. 4.3.2.Теория постановки целей.
4.3.3.Подход модификации поведения.
4.3.4.Теория социального научения А. Бандуры.
4.3.5.Самодостаточность, самоэффективность и эффект Пигмалиона. Источники самодостаточности людей.
4.3.6.Принципы формирования чувства самодостаточности и самоэффективности сотрудника.
4.3.7.Х-фактор мотивации.
4.3.8. Теории, способствующие повышению интереса к работе: Теория обогащения работы. Теория расширения труда. Теория характеристик работ (для самостоятельного изучения).
4.3.9.Принципы организации труда, оказывающие мотивационное воздействие (для самостоятельного изучения).