Территоризм выражается в стремлении сначала захватить, а потом сохранить, отстоять, расширить, обогатить и улучшить своё жизненное пространство

Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера

Теория процедурной корректности

Теория процедурной корректности говорит о том, что люди получают более высокую мотивацию к труду, если они считают процедуры, применяемые при распределении вознаграждений, справедливыми. Она также обращает внимание на то, что сотрудники будут более мотивированными, если считают, что показатели их работы оцениваются объективно и точно, а не приблизительно, и оплата соответствует показателям. Если же вознаграждения зависят от личных симпатий и антипатий начальника, то это снижает мотивацию.

Она объединяет две рассматриваемые теории – «ожидания» и «справедливости».

В теории пять переменных:

1. Затраченные усилия

2. Их восприятие (большие, значительные; небольшие, скромные)

3. Результаты

4. Вознаграждение

5. Степень удовлетворения.

Они считали, что результаты зависят от:

а) затраченных усилий,

б) способностей и характера (индивидуальных особенностей),

в) от понимания своей роли в процессе труда.

Затрачиваемые усилия зависят от:

а) ценности вознаграждения,

б) от уверенности в существовании прямой связи между затрачиваемыми усилиями вознаграждением, т.е. справедливости в оценке труда.

Достижение результата может принести два вида вознаграждения: внутреннее (чувство гордости, выполненного долга и т.д.) и внешнее (материальное и моральное вознаграждение – зарплата, премия, похвала, повышение).

Эти два вида вознаграждения дают чувство удовлетворения.

Довольные будут лучше трудиться; не довольные – не будут.

Наиболее важный вывод теории: результативный труд сам по себе ведет к удовлетворённости и поэтому может стать мотивом и способствовать повышению результативности труда.

Однако в рассмотренных выше теориях показаны не все потребности человека. И не показаны, конечно, те, которые не одобряются окружающими. Например, есть потребность, которая называется территоризмом [Сидоренко Е.Б. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.

https://www.pedlib.ru/Books/1/0230/1_0230-114.shtml].

Условно можно говорить о территоризме материальном (вещном), пространственном и психологическом. В первом случае речь идет о физических объектах, во втором – о пространствах, в третьем – о психологических объектах – широте полномочий, зоне влияния, радиусе действия, количестве подчиненных, объёме полученных для проекта средств и т.п.

Помогая людям в их территориальных стремлениях, мы их мотивируем и завоёвываем их симпатии.

Однако и мешая людям в их территориальных стремлениях, мы тоже их мотивируем, так как помехи лишь усиливают и ожесточают борьбу за жизненное пространство. Правда, борьба за территорию может оттеснить на второй план борьбу за решение задачи и достижение высокого результата.

Кроме того, сознательное препятствование территориальным стремлениям других людей манипулятивно: фактически мы сознательно играем на слабой струне, зная, что это вызовет протест, злость, стремление ответить тем же и т.п. Решение о том, вступать ли в манипуляцию, каждый человек принимает сам, причем каждый раз заново, и всякий раз сам несет всю полноту моральной ответственности за это решение.

Намерения и действия, мешающие реализации чьих-либо территориальных стремлений, можно назвать антитерриторизмом.

Антитерриторизм выражается в том, что мы мешаем другим людям захватывать, сохранять, расширять и обогащать их жизненное пространство.

Материальный территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь свой стол, свои средства труда – стол, компьютер, станок, шкафчик, автомобиль и т. д.

Пространственный территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь свою рабочую территорию-пространство – стол, кабинет, отдел и т. д.

Психологический территоризм в организации выражается в том, что человек хочет иметь власть и полномочия, подчинённых, статус, влияние, вес при принятии решений и т. д.

ЛЕКЦИЯ 6 по ОП–модуль 3

4.2.4.Типологии мотивов и мотивации, предлагаемые российскими исследователями

Тема 4.3. Теории научения и изменения поведения.

4.3.1.Теория подкрепления (усиления мотивации) Б. Скиннера. 4.3.2.Теория постановки целей.

4.3.3.Подход модификации поведения.

4.3.4.Теория социального научения А. Бандуры.

4.3.5.Самодостаточность, самоэффективность и эффект Пигмалиона. Источники самодостаточности людей.

4.3.6.Принципы формирования чувства самодостаточности и самоэффективности сотрудника.

4.3.7.Х-фактор мотивации.

4.3.8. Теории, способствующие повышению интереса к работе: Теория обогащения работы. Теория расширения труда. Теория характеристик работ (для самостоятельного изучения).

4.3.9.Принципы организации труда, оказывающие мотивационное воздействие (для самостоятельного изучения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: