Связь основных параметров продукции
Характеристика продукции отрасли.
Основные этапы производственного процесса
Основные понятия и определения
Производство – технико-организационное подразделение, предназначенное для получения продуктов труда.
Полиграфическое предприятие – промышленное предприятие, выполняющее все или часть полиграфических работ.
Предприятия делятся на малые, средние, крупные:
малые – численность работающих - до 15 человек;
средние – до 100 человек;
крупные – более 100 человек.
Производственным процессом в полиграфии называют совокупность действий, необходимых для выпуска различных видов продукции. В основу производства положены технологические процессы изготовления изделий, во время которых происходит изменение качественного состояния объекта производства. Для обеспечения бесперебойного выполнения основных технологических процессов изготовления изделий служат вспомогательные процессы.
- обработка текста и изобразительной продукции;
- изготовление печатных форм;
- печатные;
- отделочные процессы;
- организация складирование полуфабрикатов;
- контроль качества продукции;
- хранение на складах;
- отправка потребителю.
Все эти этапы могут выполняться в условиях цеховых структур или бесцеховой организации производства…
Производственные процессы делятся на поточные и пооперационные. Под поточным понимают такой процесс, при котором полуфабрикаты на стадии их производства находятся в движении с постоянным тактом в рассматриваемый промежуток времени. Это значит, что заготовка, поступающая на первую операцию, сразу же передаётся на вторую, третью и т.д. до последней операции. Время хранения полуфабриката между операциями в таких случаях равно или кратно такту.
Под пооперационным понимают такой процесс, при котором полуфабрикаты находятся в движении, операции имеют различную продолжительность, различно и время хранения полуфабрикатов.
Основной продукцией отрасли являются газеты, журналы, книги. Каждый вид продукции имеет разные требования к технологическому процессу. Показатели, по которым оценивается комплексный производственный процесс, неоднозначны. При выборе оптимального варианта для каждого вида издания ведущее место займет один из показателей:
С – скорость (производительность процесса);
Н – надежность и простота процесса;
К – качество воспроизведения;
Т – трудоемкость производства (стоимость).
Проектирование технологии производства начинается с формирования комплексного производственного процесса. Показатели, по которым оценивается производственный процесс следует располагать в порядке убывания.
Для газетной продукции они расположатся С – Н – К – Т, а для альбома К – Т – Н – С.
Проектирование начинается с моделирования издания в соответствии с его характером и технической характеристикой. Это может быть воображаемая или физическая модель издания.
Из моделей издания могут быть получены все необходимые данные для планирования и управления производством:
1. Физический объем работы на этапах комплексного процесса в натуральных единицах.
2. Трудоемкость изготовления продукции.
3. Необходимое сырье и материалы.
4. Количество полуфабрикатов в заделе, необходимые устройства для их укладки, потребные площади для заделов.
5. Межцеховые и внутрицеховые грузопотоки.
Производственный и технологический процессы проектируются на выпуск изданий определенной конструкции. Конструкция издания зависит от:
- формата;
- объема;
- характера издания;
- назначения издания и т. д.
При выпуске книжно-журнальной продукции элементами конструкции являются:
- толщина основных тетрадей (8, 16, 32-х страничные);
- способ соединения с основной частью издания отдельно отпечатанных частей
(вклейки и т. п.)
- способ комплектовки и крепления составных частей;
- оформление (обложка, переплет, суперобложка);
- форзац (приклейной, пришивной).
Конструкция издания должна быть по возможности технологична, т. е. иметь наименьшее число соединяемых деталей, которые печатаются отдельно. Конструкцию издания надо ориентировать:
- на поточную систему;
- на максимальную эффективность производства;
- на обеспечение заданного количества продукции.
Конструкция должна быть согласована с технологическими возможностями печатных машин (т. е. с форматом, красочностью и т. д.) Ее следует ориентировать на простую и надежную технологию, обеспечивающую стабильное качество продукции.
Для каждого производства устанавливают определённую программу выпуска – план производства продукции, который содержит задание по выпуску печатной продукции определенной номенклатуры и ассортимента. План производства в расчёте на год, квартал, месяц разрабатывается на основе заявок тематических планов – заявок издательств и других организаций на печатную продукцию.
Каждое полиграфическое производство обладает определённой производственной мощностью. Под производственной мощностью понимают максимально возможный выпуск продукции установленной номенклатуры и количества, который может быть осуществлён за определённый период времени.