Жизненный цикл управленческих решений

Деятельность любой организации представляет непрерывный цикл разработки, выбора и реализации различных УР. В этом цикле в ос­новных процедурах разработки и реализации УР имеется много об­щего: логика процесса РУР, приемы, методы и технологии.

Глобальная цель управления любой социальной системой (страной, компани­ей, семьей или неформальной организацией) заключается в макси­мальном удовлетворении потребностей и интересов человека, кол­лектива, общества. В рамках глобальной цели управления формиру­ются технические, технологические, экономические, социальные и другие цели.

Каждая из перечисленных целей в свою очередь может включать более мелкие. Например, социальная цель может включать: дости­жение социальной справедливости, охрану окружающей среды, со­здание положительной мотивации труда, создание условий для развития личности. Конкретная ситуация – это реальное положение дел относительно сформулированной цели. На практике рассматриваются технологические, экономические и другие ситуации. Про­блема (П) формируется как разность между целью (Ц) и соответствующей ей ситуацией (С):

П = Ц – С.

Группы проблем сводятся в обобщенную проблему, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений При формировании обобщенной проблемы происходит упрощение и уменьшение общего количества проблем за счет вхождения одних проблем в другие и выделения наиболее важных среди них. Обычно анализируют остроту и решаемость проблемы. По результатам тако­го анализа составляют таблицу, в которой остроте и решаемости проблемы присваиваются численные приоритеты от 0 до 10 (0 — самый высокий).

Как правило, решение направлено на уменьшение проблемы до заданного уровня (Пзад,). Уменьшать проблему до нуля не имеет никакого смысла, так как на это, во-первых, требуется много ре­сурсов (времени, денег и др.), во-вторых, процессы в управленчес­кой деятельности преимущественно носят характер постоянного воспроизводства. Например, проблемой, компании является боль­шая текучесть кадров. Можно разработать УР для снижения этой текучести до нулевого уровня. Однако достичь этого будет очень труд­но, так как часть "решений лежит за пределами компании. А вот решение снизить текучесть кадров до разумного уровня будет пра­вильным. Кроме того, текучесть кадров в определенном диапазоне полезна для компании.

Уменьшения проблемы можно достичь двумя путями: путем из­менения ситуации или путем корректировки цели. При­оритет отдается УР, направленным на изменение конкретной ситу­ации, при этом величина проблемы должна постепенно убывать вплоть до минимально допустимой величины (Пзад.). Если ситуация не меняется, несмотря на реализуемое решение, то УР следует на­править на корректировку цели для достижения величины Пзад.

Иногда даже большая на первый взгляд проблема, оцененная исходя из критериев, может оказаться ничтожно малой (не стоит «выеденного яйца»), в этом случае процесс ПРУР также за­вершается (никакое решение не разрабатывается и не реализуется). Следовательно, очень часто неразрешимые проблемы — это такие проблемы, которые люди не хотят сформулировать, проанализиро­вать и разрешить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: