Перемещение транзактов. Оператор transfer

План

Тема. Мир как природное бытие и проблема человека в философии Нового времени

Лекция №6

6.1. Общая характеристика философии Нового времени

6.2. Философия эмпиризма

6.3. Рене Декарт: обоснование рационализма

6.1. Общая характеристика философии Нового времени

К XVI в. философия обрела совершенно новый склад, приняла иное по сравнению с предшествующим временем обличье. Если в средневековую эпоху ее деятельность была по преимуществу подчинена цели рационального истолкования религиозных истин, уяснению богословской тематики, то теперь она занимает достаточно самостоятельное положение, определяя и во многом диктуя мировоззрение всей культуры. Философия утверждается как совсем независимая сила в интеллектуальной жизни, вступая в качественно новые отношения как с религией, так и с наукой.

Стало необходимым, чтобы традиционные предрассудки, субъективные искания, «словесная путаница» и общая слепота уступили место подлинной методологии познания. В дополнение к ожидаемому «золотому веку» христианства философия должна была открыть безупречные основания знания — самодостоверную область сознания и в нем — очевидную данность умозрительного мира. Это придало бы человеку «силу и могущество», а его научным и практическим интересам — методическую прочность и рациональность.

Собственная задача философии Нового времени заключается теперь в актуализации опыта познания, в развитии теоретико-познавательной проблематики, через призму которой видится единственная возможность открыть истину «самих вещей». Раскрытие сущностного бытия предметов, нахождение и объяснение причин и законов, всего того, что встречается в опыте, предполагает понимание действительной «структуры» опыта. Но согласно новоевропейским философам опыт — это прежде всего опыт сознания: мир представлен нам в актах нашего собственного разума. Осознается, что мир воспринимаем и мыслим не сам по себе, а изнутри смысловой активности познающего человека (субъекта). В этом отношении в философии Нового времени происходит изменение установки по отношению к миру. Если человек греческой или раннехристианской культуры видит мир незыблемым, в качестве вечного Космоса, Логоса или Бога, т. е. некоего Субъекта, который все проницает и определяет и по отношению к которому разум человека есть лишь объект — нечто относительное и определяемое, то в Новое время именно разум признается субъектом, подлинно достоверным и несомненным, а мир — «подлежащим» и относительным.

Мир дан в опыте сознания, и его нужно методически — научно — познать. Проблема научного знания является центральной в новоевропейской философии. Это, соответственно, означает, что первым предметом исследования является разум (сознание). Речь идет о поиске «чистого разума» (Бэкон), не затуманенного предрассудками, все умственные усилия направлены на построение верной концепции разума. В этой связи у великих новоевропейцев можно найти, помимо традиционных, оригинальные идеи, ставшие впоследствии классическими.

Фундаментальной проблемой философии Нового времени становится проблема субстанции — подлинной реальности, т. е. проблема онтологического статуса Бога, человека и природы. И решение этих сложных вопросов онтологии в ней не было однозначным. Ведь именно в XVI в. явно вырисовываются две мыслительных традиции — рационализм и эмпиризм. Причем эти традиции противоположны; у них совершенно разные подходы к обоснованию и развитию теории познания и метафизики. Рационализм — это учение о мире как мире, развертывающемся в мышлении, получающем свое полное понимание в рамках самоданного знания человека. Все можно познавать независимо от опыта ощущений, основываясь лишь на скрытых, врожденных (Декарт) возможностях сознания. В качестве принципа познания выдвигается чистая интуиция. Напротив, эмпиризм — учение философов, видящих в реальном — видимом, чувственном — опыте основу для возможности познания. Нет ничего в интуиции чего не было бы в чувствах. Но как в рационализме реальность физической природы предполагается (Декарт, Спиноза), так и в эмпиризме истина чувственного опыта лишь символична (Беркли) или вовсе недоступна (Юм). Так что можно говорить о мыслительной перекличке двух учений, а в некоторых аспектах — полном соприкосновении между ними (роль самого разума в структуре мира).

Незаметное дело философов Нового времени отозвалось впоследствии в культурной революции. Человек стал «центром», со свойственной ему «силой разума» он занял особое место в системе ценностей. Развивая, по сути, антропологию (учение о человеке) и приписывая последней всеобщий характер, новоевропейская философия выражала тем самым общий дух протестантской идеи о том, что человек и особенно его разум есть место «реализации» Божества. А полной Его реализацией была бы наука, философия (Гегель). Сами же новоевропейские философы были деистами, сторонниками так называемой теории «двух истин»: Богу Богово — по благочестию, а кесарю (человеку) — кесарево — научно открываемая природа со свойственными ей законами.

6.2. Философия эмпиризма

Фрэнсис Бэкон (1561–1626 гг.) — великий новоевропейский философ, стоящий у истоков эмпирической методологии в построении научного знания. Уже в молодости обнаружились его выдающиеся умственные способности, так что в 12 лет он поступает в университет Кембриджа, а в 16 – выражает свои первые критические замечания по поводу схоластической философии. Будучи специалистом в области права, Бэкон занимает высокие должности в Английском королевстве: советник при Елизавете, а после ее смерти – при Иакове I. В 1619 г. его даже назначают великим канцлером, позднее он становится бароном Веруламским. Однако вскоре Бэкон испытал позорное унижение: его обвинили во взяточничестве. Последние годы жизни он занимается наукой в тихом уединении.

Несмотря на наличие в философии Бэкона глубоких метафизических мыслей, ее основным принципом является эмпиризм, нацеленность на внешнее, чувственное, опытное. Именно опыт Бэкон превратил в необходимость, сделал предметом философского исследования. Философия должна служить науке, ведь сущность последней состоит в том, что она является «отображением бытия», и ее цель — «приносить пользу человеческой жизни, обогащая ее новыми изобретениями и сокровищами». Согласно Бэкону, человек имеет столько силы, сколько он знает, его знание и умение совпадают, ибо «господствует над природой лишь тот, кто к ней прислушивается». Однако, считает философ, науки до сих пор находились в крайне печальном, жалком состоянии, были «мертвой вещью», чем-то неподвижным, как «статуи», не делая значительных открытий. Для восстановления наук философия обязана перейти от созерцания к делу: дать «ключ к общим субстанциальным свойствам… тел, их сил и действий, исходя из естественных и бесспорных оснований; не менее важно и то, что она проникнет в самую сущность движения, не ограничится объяснением явлений, но покажет происходящее в основе природы, представляя фактическую и реальную истину».

Но для этого, по Бэкону, необходимо освободиться от всех теорий и предрассудков, «ибо в царство человечества, основанное на науке, можно войти только чистым, как дитя, так же как в царство небесное». И философ выделяет четыре главных типа ложных предрассудков (идолов). «Идолы рода» коренятся в человеческой природе. Это — свойство ума предполагать в вещах больший порядок и единообразие, чем оказывается на деле, не удерживаться в надлежащих границах, склонность к абстрагированию и т. п. «Идолы личного кругозора» — порождение темной «пещеры человека», его темперамента, воспитания, привычек и т. п. «Идолы общественных отношений» образуются из разговоров, речи, произвольного употребления слов. И «идолы театра» — это различные догмы предшествующих философов. От всего этого нужно освободиться.

И все же, по Бэкону, опыт даже очищенного разума, проводимый без определенного метода и предоставленный самому себе, является лишь «блужданием в темноте». Только через метод, «через искусство дух справляется с вещами». Таким методом, от которого зависит спасение наук, является индукция. Она отличается от силлогистики и представляет собой расчленение и разделение природы надлежащими исключениями и выделениями. Природа должна формально анатомироваться. Метод индукции, предлагаемый Бэконом, предполагает перечисление всех, как положительных, так и отрицательных качеств в вещах, что приводит к полному определению предмета. Индукция как бы «поднимается и опускается: вверх к общим положениям, вниз к экспериментам». Она способствует развитию человеческого знания, имеет своей целью «формы» или «истинные отличия».

Познание форм — важнейшее в философии Бэкона, ибо «форма предмета есть именно истинная сущность его», закон и определение «чистой деятельности природы». Кто познает формы, тот поймет единство природы и в самых различных вещах. Как наука о форме, о единстве природы метафизика есть самая важная наука.

Вообще, философия делится Бэконом на три части: естественную, или рациональную, теологию, философию природы и философию о человеке, однако всем им должна предшествовать всеобщая наука — матерь всех прочих наук — первая философия (метафизика). Но венцом всей бэконовской энциклопедии искусств и наук является «священная», или «боговдохновенная», теология. «Как мы должны повиноваться божественному закону, несмотря на сопротивление нашей воли, так должны мы верить слову Божьему, несмотря на сопротивление нашего разума. Чем нелепее и невероятнее божественная тайна, тем большую честь воздаем мы Богу, веря в нее».

«Наукоучение» Бэкона оказало влияние на весь английский эмпиризм (учение об опыте) в XVII–XVIII вв.

ДЖОН ЛОКК (1632—1704) — английский философ-просветитель и политический мыслитель; ему принадлежит заслуга разработки эмпирической теории познания и политической доктрины либерализма.

Центром философии Локка является его теория познания, в которой он отчасти следует традиции английского эмпиризма в лице Ф. Бэкона, противоставляя свою концепцию картезианству и схоластической философии. Решающее влияние на становление Локка как философа оказали воззрения П. Гассенди, Р. Бойля, И. Ньютона и др. Его главная работа — “Опыт о человеческом разумении” (1690), над которой он работал около двух десятков лет. “Опыт” посвящен исследованию происхождения, разновидностей и возможностей человеческого познания.

Локк решительно критикует Декарта, утверждая, что не существует никаких врожденных идей и принципов — ни теоретического, ни практического (нравственного) характера, в т. ч. и идеи бога, а все человеческое знание возникает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников —внешнего опыта (ощущений) и внутреннего опыта (рефлексии). В основе любого знания находятся простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или же вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует уже сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Английский философ считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей.

По Локку, существуют следующие виды познания — интуитивное (самоочевидные истины, например, наше собственное существование), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее — наименее ясное и достоверное.

Большой вклад Локк внес в развитие педагогики. В трактате “Некоторые мысли о воспитании” (1693) он полагает, что решающим фактором влияния на воспитание является среда (человек, родившись представляет собой tabula rasa, “чистую дощечку”, на которой общество пишет свои письмена), которая должна учитывать естественные склонности ребенка для формирования у него здорового тела и духа.

Поначалу ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, которым необходимо быть для него примером; по мере взросления он получает свободу. Обучение, как считал английский просветитель, должно основываться на развитии у детей интереса к знаниям.

Социально-политическую концепцию Локк излагает в “Двух трактатах о государственном правлении” (1690). Первый трактат содержит критику божественного права абсолютной королевской власти, во втором предлагается теория конституционной парламентарной монархии, которая идейно подкрепляла и обосновывала утвердившийся в Англии после “Славной революции” 1688 г. политический строй. Неизбежность существования института государственной власти обосновывает с точки зрения теории естественного права и общественного договора, но в отличие от Гоббса Локк полагал, что правительству передается лишь некоторая часть “естественных прав” (отправление правосудия, внешних отношений и т. п.) в целях эффективной защиты граждан и их свобод — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Выступая с теорией разделения властей, он полагал, что предотвратить злоупотребления можно только в том случае, если законодательная власть в государстве отделена от исполнительной (включая судебную) и “федеративной” (внешних отношений), при этом само правительство должно подчиняться закону. Народ же остается абсолютным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство.

Идеи Локка оказали огромное влияние на дальнейшую историю философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Фигура Локка определила творчество Толанда, Вольтера и особенно материалистов Ламетри, Гельвеция и Дидро, а также идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

.

6.3. Рене Декарт: обоснование рационализма.

Рене Декарт (1596–1650 гг.) — величайшая фигура на философском небосклоне Нового времени, родоначальник современного рационализма, давший мощный толчок к развитию последующей идеалистической теории познания и метафизики. Этот человек искренней, задушевной скромности и настоящего великодушия был в то же время философом с редкой убежденностью, что только его, основанный на очевидности, метод дает до банальности ясные результаты и открывает истину. Главные работы: «Первоначала философии», «Правила для руководства ума», «Страсти души».

Обоснование своей позиции, имеющей целью найти первые начала знания, Декарт начинает с введения методической предпосылки: чтобы достичь истины, необходимо отвергнуть все, что может вызывать какое-либо сомнение. Нужно, во-первых, признать обманчивыми и даже не существующими данные наших чувств — они не представляют действительного бытия, во-вторых, отказаться от веры в «логическую очевидность» математических истин, потому что, быть может, Бог, о котором многие говорят, сотворил наш ум так, что он принимает ложь за правду, в-третьих, надо отринуть как сомнительное решительно все, во что мы когда-нибудь верили. И вот, говорит Декарт, после этого окажется, что нельзя сомневаться в самом акте сомнения. Считать, что я, думающий, сомневающийся, верующий, предполагающий и т. п., не существую — нелепо. Самое достоверное и самоочевидное знание — это сознание себя существующим в качестве мыслящей — разумной — души. Подвергнуть ее отрицанию невозможно. Душа — абсолютная самоданность, которая непосредственно мысленно представлена для самой себя. Мыслящая душа, по Декарту, «интуитивно», т. е. в «легком и отчетливом» «понимании ясного и внимательного ума», мыслит не только те или иные идеи в себе, но при этом и сознает самое себя. Эта очевидная самодостоверность мышления и есть абсолютный принцип рационализма. Его философской доктриной является рассмотрение мира на уровне чистого, идеального мышления, представление любых предметов и связей между ними как смысловые связи, как идеи, напряженно «переживаемые» в актах мышления. В рационализме обосновывается, что мир является человеку через призму разума.

Итак, Декарт пытается доказать не только субъективность мышления, но и объективность его результатов, т.е. знаний. Душа, говорит он, самоданный критерий истинности для всякого знания. Но в качестве таковой она не просто некий безразличный, голый принцип, сплетение бездушных мыслей о том-то и том-то. И Декарт утверждает, что в душе должно быть основание, опираясь на которое она может с уверен­ностью судить и быть убежденной, что обладает совершенством истины. И действительно, хотя душа несовершенна, но в ней усматривается идея совершенства, «идея Бога» — она-то и есть то последнее основание для различения истины от лжи. Согласно Декарту, эту идею Бога разумная душа не может, так сказать, от своего естества выдумать: сам «Бог дает идею Бога». Этим доказывается реальность Бога, совершеннейшего и правдивого Существа, существующего абсолютно и независимо от человека. Он творец человека с присущими ему душой и телом, а также вообще всякого бытия материального. «Бог не может быть обманщиком» в силу своего совершенства, а значит Он — Источник всех идей, присущих разумной душе, — влагает правдивые мысли в человека относительно существования внешнего, чувственно данного мира. Таким образом, из нравственного требования, из понимания истинной сущности Божества восстанавливается вера в существование внешнего мира, оправдывается истинность математики и, что более важно, признается объективность всех идей, усматриваемых в душе. Ибо «наши идеи, — пишет Декарт, — исходя от Бога, не могут не быть истинными».

Природа души принципиально отличается от природы тела. Сущность души состоит в мышлении, а тел — в протяжении. Они ничего общего между собой не имеют, но в человеке они как бы слиты божественным творческим актом в одно существо и находятся в тесной связи и гармонии. Связи мышления коррелятивны — однозначны — связям вещей. Из этого, правда, не следует безошибочность рационализма, т. е. метода, построенного на адекватном интуитивном раскрытии идеальных понятийных связей. Ведь несмотря на правильность применения разума, предполагающую целый ряд условий, человек свободно выносит суждения о вещах, и как раз на этом этапе познания возникает наибольшая возможность ошибки.

Свой рационалистический метод Декарт распространил и на исследование душевной жизни человека. Человеческие страсти есть результат воздействия телесных движений на разумную душу. Для правильного поведения необходимо прояснять их светом разума. Декарт оказал глубокое и разностороннее влияние на философию, науку и культуру XVII–XX вв.

1. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.

2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. - М., 1977, 1978.

3. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1989.

TRANSFER A, B, C, D.

A - режим передачи;

B - следующий блок;

C - следующий блок;

D - значение индекса, используемое в режиме ALL.

Транзакт направляется в блок, определяемый в соответствии с режимом передачи, указанным в поле A.

Основные режимы передачи:

1. A - пробел: режим безусловного перехода. Транзакт направляется в блок, указанный в поле B.

например:

TRANSFER ,MET

транзакт передается в блок с именем (меткой) MET.

2. A - BOTH: транзакт последовательно пытается войти в блок B, затем в блок C, до тех пор, пока один из них станет доступным.

например:

TRANSFER BOTH,MET1,MET2

- транзакт пытается войти в блоки с метками MET1 и MET2.


3. A - ALL: транзакт пытается последовательно перейти в блоки B, B+D,

B+2D,..., B+nD, пока не достигнет блока С.

например:

TRANSFER ALL,MET1,METN, 5

- транзакт пытается войти в каждый 5-й блок, начиная с блока MET1, пока не достигнет блока METN.

4. A - ".": статистический режим: в поле A указано десятичная дробь, выражающая вероятность перехода в блок С, ee дополнение до единицы указывает вероятность перехода в блок B.

Пример:

TRANSFER. 4 ,MET1,MET2

- транзакт с вероятностью 0.4 переходит к блоку MET2 и с вероятностью 0.6 - к блоку MET1.


Пример 2:

Два потока транзактов с разными приоритетами поступают на одно устройство. После обработки оба вида транзактов поступают на дальнейшую обработку (без учета приоритетов) на двухканальное устройство. Получить статистику работы системы при различной интенсивности входных потоков.


DUAL STORAGE 2

GENERATE 7,2,,,1;первый поток заявок

QUEUE BUF1

SEIZE CPU

DEPART BUF1

ADVANCE 5,4

RELEASE CPU

TRANSFER,Ldual

GENERATE 7,2,,,2; второй поток заявок

QUEUE BUF2

SEIZE CPU

DEPART BUF2

ADVANCE (exponential(1,3,3))

RELEASE CPU

PRIORITY 1

Ldual QUEUE DUAL

ENTER DUAL

DEPART DUAL

ADVANCE 8.5,2

LEAVE DUAL

TERMINATE

GENERATE 1000

TERMINATE 1


FACILITY ENTRIES UTIL. AVE.TIME. DELAY

CPU 162 0.992 6.1 121

QUEUE MAX CONT. ENT ENT(0) AVE.CONT. AVE.(-0)

DUAL 2 0 161 98 0.2 2.6

BUF1 120 120 142 0 61.9 436.0

BUF2 4 1 141 1 1.2 8.2

STORAGE CAP. REM. MIN. MAX. ENTR AVE.C. UTIL.

DUAL 2 0 0 2 161 1.5 0.753

GENERATE 14,2,,,2; второй поток заявок

FACILITY ENTRIES UTIL. AVE.TIME. DELAY

CPU 184 0.988 5.4 28

QUEUE MAX CONT. ENT ENT(0) AVE.CONT. AVE.(-0)

DUAL 4 0 183 73 0.7 6.2

BUF1 28 28 141 1 13.4 95.8

BUF2 1 0 71 1 0.2 2.5

STORAGE CAP. REM. MIN. MAX. ENTR AVE.C. UTIL.

DUAL 2 0 0 2 161 1.7 0.864


Перемещение транзактов. Оператор GATE

GATE X,A [ ,B ]

- проверка состояния устройств, хранилищ, ключей.

Операнд X задает условие проверки:

U - устройство занято;

NU - устройство не занято;

I - устройство прервано;

NI - устройство не прервано;

SF - хранилище заполнено;

SNF - хранилище не заполнено;

SE - хранилище пустое;

SNE - хранилище непустое;

LR - ключ включен;

LS - ключ не включен.

A - имя объекта, состояние которого проверяется;

B – метка для альтернативного перехода.

Условие выполнено

- транзакт переходит в следующий блок.

Условие не выполнено

- если поле B определено, переход к помеченному оператору

- если поле B не определено, транзакт остается в предыдущем блоке.

Например:

GATE U PRIB,MET



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: