Гуманистические ценности и проблема отчуждения.
Учение К. Маркса о человеке.
План
Тема. Человек как предметное существо, мир как объективная реальность в марксистской философии
Лекция № 8
Маркс Карл Генрих (1818—1885 гг.) — философ, экономист, основоположник коммунистического мировоззрения, революционный деятель. Он был одним из редких людей, которые могли одновременно стоять на передовых позициях и в науке и в общественной деятельности. В личности Маркса нераздельно слились великий ученый и учитель, страстный борец за гуманистические идеалы и преданный друг. Его гений вдохновлялся творчеством Эсхила, Данте, Шекспира, Гете, его видение мира покоится на вере в человека и его возможности. Своим кредо он сделал «Работать человека». Маркс обладал исключительной работоспособностью, причем деятельность его была разноплановой: он творец «Капитала», над которым трудился 40 лет; автор «Экономико-философских рукописей 1844», «Немецкой идеологии», работы «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»; создатель «Господина Фогта» и «Критики политической экономики».
В области философии Маркс представляет западноевропейскую традицию в ее самых лучших чертах: главная из них вера в разум и прогресс. Он развивал идеи «немецкой классики», и особенно Гегеля и Фейербаха, но настолько оригинально, что «повернул» философию вообще. Знаменитый тезис Маркса «философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить» является и критикой философов, и в то же время энергичным утверждением новой философии, основанной на единстве теории и практики. Он видел в философии определенный вид социальной теории, которая дает импульс к активной, прообразующей мир деятельности. Склонная к созерцательности и чистому теоретизированию, философия с этой точки зрения беспомощна и непригодна к реализации. Для Маркса познание является реальным лишь тогда, когда оно разворачивается в процессе практической деятельности, когда является выражением всей человеческой истории, всей массовой культуры. Действительность «отдельного» философа не может восприниматься в отрыве от жизни согласованно действующих людей, от исторического и социального единства; ее истинность утверждается лишь тогда, когда она связывается с общественно-исторической практикой, становится политикой выполняет руководящую роль.
Центральной и безотносительной темой Маркса выступают человек и его интересы. По праву можно сказать, что Маркс разработал концепцию завершенного «натурализма», в котором принципы материализма последовательно применены к историческим явлениям, по его же словам, натурализм равен завершенному предельному гуманизму. Учение Маркса о человеке и материалистическое учение Маркса есть одно и то же.
При исследовании человека Маркс исходил не из идей о человеке, а из действительного человека для нас: «исходной точкой являются действительно деятельные люди, из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса». Тем самым он определяет и решает три важнейшие проблемы одновременно: человек в природе; отношение человека к человеку; проблема сознания (идеального).
С одной стороны, человек — природное существо, однако вся история человека отмечена его борьбой с природой. В чем причина такого антагонизма? Она в том, что у человека есть своя специфика, а именно, человек сам выделяет себя из природы, пользуясь своим умением творить новую природу, «вторую природу». У Маркса человек живет лишь до тех пор, пока он творит, пока он воздействует на внешний мир и преобразует его своими силами. Труд — самая глубокая черта и связи, и различия человека и природы, единственный ключ к разгадке антропогенеза и истории развития человечества. Подлинная природа самого человека — это преобразованная природа. Подлинная есть действительная природа, т. е. та, которая становится предметом его преобразования, которую он понимает. Для Маркса сущность человека не сводится к той или иной предметности, а выражает собой процесс, определенный способ жизнедеятельности. Маркс рассматривает человека не просто в мире природы, а в том, что он ее опредмечивает и распредмечивает, т. е. в процессе трудовой деятельности он усмиряет и подчиняет себе стихии и природный материал, очеловечивает все, что вокруг него.
С другой стороны, человек — социальное существо, и он может преобразовывать природу только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому процесс труда — это всегда социальный процесс, т. е. он всегда опосредован человеческими отношениями, общением людей между собой. Отношения людей друг к другу в свою очередь всегда имеют различные исторические формы, модифицируются общественно-историческим состоянием, заключенным в рамки определенного времени (и места). И в этом контексте природа человека — это совокупность общественных отношений, не вообще всех общественных отношений, а именно всех отношений его непосредственной жизни. Сущность каждого человека — в его собственной совокупности общественных отношений, включающей в себя сложную диалектику жизни, сложные взаимодействия свободы и необходимости, творения обстоятельств и полную зависимость от них.
В том и состояло открытие Маркса, что он эти две стороны человека, два вида его объективной реальности — единство с природой и обществом — объяснил через две стороны процесса труда. Труд у Маркса — это прежде всего антропологическая категория, характеризующая и сферу освоения известных предметов культуры, и сферу, где формируются все истинно человеческие «измерения», среди которых и разум, и воля, и любовь. Труд — это базовая категория для человека. В трудовой деятельности две стороны человека неразрывно связаны друг с другом, и поэтому изменения одной из них неизбежно влекут за собой изменения другой, вызывая тем самым постоянное изменение «лица» человеческой истории, приводя к смене одной эпохи другой.