Подходы к изучению экономического поведения человека в социальных науках

Классический этап становления экономической социологии (Взгляды О.Конта, А.Кетле, Г.Спенсера, К.Маркса, Ж.Прудона, Э.Дюркгейма, Т.Веблена, Дж.Коммонса, Г.Зиммеля, М. Вебера и др.).

Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели – Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, К.Маркс, А.Смит – стремились объяснить социальные изменения, происходящие в западноевропейском обществе исходя из влияния на них: разделения труда, состояния экономики, урбанизации, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологический взглядов на производственную деятельность, погруженную в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину.

Классический этап (серединаXIX - начало 20-х годов XX в.) становления экономической социологии — это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии. К характерным особенностям классического этапа относят:

-разработку основополагающих принципов изучения реальных общественных процессов под углом взаимосвязи экономики и общества;

-разработку системы категорий экономико-социологического анализа;

-постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики и общества;

-более широкое продвижение в теоретических воззрениях социологического взгляда на природу экономических процессов как альтернативы сугубо экономическому взгляду на развитие экономики.

Большой вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли идеи Э. Дюркгейма (1858-1917), П. Ж. Прудона (1809-1865), Дж. Р. Коммонса (1862-1945), Г. Зиммеля (1858-1918), В. Зомбарта (1863-1941), М. Хальбвакса (1877-1945). Однако, по мнению ведущего в этой отрасли белорусского социолога Г.Н. Соколовой, наиболее яркими представителями этого этапа являются немецкий экономист и философ К. Маркс, немецкий экономический историк и социолог М. Вебер, американский социолог-экономист Т. Веблен. Их заслуга состоит в том, что они разработали социологическую альтернативу чисто экономическому взгляду на развитие экономики.

Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Вершиной научной деятельности Маркса стало его знаменитое произведение "Капитал" (1867), а главным вкладом в развитие социологической мысли явился анализ социальной структуры, основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба, по Марксу, обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства.
Таким образом, полагал Маркс, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. В работе "Немецкая идеология" (1846) Маркс использовал термины "производительные силы", "производственные отношения", "разделение труда", оперируя которыми оказалось возможным выделить четыре различные формации, охватывающие всю человеческую историю: примитивный коммунизм, античное общество, феодализм и капитализм. Истоки возникновения новых формаций в недрах старых Маркс объяснял противоречиями, развивающимися в силу ограничений, навязываемых развитию производительных сил состоянием производственных отношений. Эти противоречия проявляются в борьбе за присвоение прибавочной стоимости между классами, созданными определенной организацией разделения труда. Согласно экономической теории К. Маркса, по мере развития капитализма, с одной стороны, будет проявляться тенденция к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, классами - капиталистами и пролетариатом; с другой стороны, двум, и только двум, классам открыта возможность создания политического и идея создания социального устройства общества. Если пролетариат в борьбе против буржуазии объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, то с этими отношениями он уничтожает классы вообще, а тем самым и свое господство как класса. По К. Марксу, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Вклад Маркса в развитие социологической мысли сохраняет свое влияние до сего времени.

Макс Вебер (1864–1920) – немецкий экономический историк и социолог, выдающийся исследователь, внесший огромный вклад в развитие социологической теории. Вебер предпринял обширное сравнительное исследование мировых религий, чтобы проследить отношение между религиозными идеалами и экономическим развитием. Главный вопрос, на который он пытался ответить, — как влияют религиозно-этические установки на характер и формы мотивации экономической деятельности. Наиболее известное его произведение - "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия, государство и др., могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он полагал, что социологу нужно исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных социальных общностей. Веберовская теория социального действия создает идеально-типические конструкции, определяемые "интересами эпохи" — традиционностью, харизматичностью, рациональностью. Вебер выделил четыре вида социального действия: традиционное действие, выполнимое только потому, что оно выполнялось всегда; эмоциональное действие, т. е. диктуемое эмоциями; ценностно-рациональное действие, преследующее конкретные ценности; целерациональное, или инструментальное, действие. Наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия Вебер считал экономическое поведение индивида.
Экономическое действие, представляющее прежде всего форму рационального поведения, ориентированного на получение выгоды, Вебер соотносил с более широкой областью властных ориентаций. Он разработал три типа основания власти:
1) авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений; 2) правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики,
3) эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью.
Исходя из этого, Вебер выделил такие категории, как авторитет, власть, статус, престиж и др., позволяющие анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики. Вебер показал конкретно-исторический характер формирования самого экономического интереса, вызревание в конкретной социально-культурной среде так называемого западноевропейского предпринимательского духа. Главную роль в формировании западноевропейского капиталистического духа Вебер отводил протестантской трудовой этике (трудолюбие, честная работа, моральная дисциплина и др.). Теория социального действия Вебера оказала решающее влияние на экономическую социологию XX в. С позиций культурологического подхода М. Вебера, основой развития промышленного капитализма современного ему западного типа является подъем аскетического протестантства, формирующий «дух капитализма» как совокупность ценностей и установок, превращающих человеческую деятельность в осуществление божественных предначертаний. М. Вебер считал, что, во-первых, капитализм означает рациональность в ее концентрированном выражении; во-вторых, классовая борьба не занимает центрального места в общественной жизни, ибо она вызывается лишь различиями в имущественном положении и переменным успехом, который выпадает на долю участников рыночных отношений; в-третьих, социализм, формируемый вне сферы действия объективных социально-экономических законов, и в частности закона конкуренции, приведет к излишней бюрократизации общественного развития.

Торстейн Веблен (1857-1929) — американский социолог, экономист, социальный критик. История человеческой цивилизации, по Веблену, - это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют свое значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В "Теории праздного класса" (1899) - Веблен анализирует механизмы формирования "стяжательского" типа экономического поведения, характеризующего представителей этого класса. Этот тип Веблен противопоставляет "производительному" типу поведения, характерному для низших классов. Для праздного класса, по Веблену, становится характерным принцип демонстративного расточительства во имя поддержания "высокого" уровня жизни. В "Теории делового предпринимательства" (1904) Веблен развивает концепцию технико-экономического опережающего развития общества. По его мнению, развитие экономики опережает развитие социальных институтов и влечет за собой их изменения, а, в конечном счете, и смену. Основной характеристикой состояния общества в начале XX в. он считал противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния основную роль, по Веблену, должна сыграть технократия как носитель интересов научно-технического прогресса в противовес частнособственническим интересам бизнесменов. Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии. В трактовке Т. Веблена «эволюция социального устройства», т.е. общественно-экономического развития предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы человека сводится в общих чертах к естественному отбору наиболее приспособленного образа мыслей и адаптации к окружению. Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов этого поведения - "демонстративного" и "подставного" - как непосредственного выражения потребительского образа жизни.


Огюст Конт (1798 — 1857) —французский философ и социолог. Многие исследователи считают его официальным основателем социологической науки, поскольку именно им был введен в употребление термин "социология", построены концепция и система социологии как науки. Являясь учеником А. Сен Симона, О. Конт развил до уровня теории его идею индустриального общества и влияния промышленности на человека и культуру. Согласно его теории, инстинкт производителя и изобретателя создает прогресс. Развитие промышленности способно не только облегчать существование человека, но и искажать личность, разрушать социальный порядок. Новые формы организации труда постепенно приводят к росту "богатства для всех", что в конечном итоге должно смягчить противоречия между капиталом и наемным трудом, компенсировать их. Кроме того, само по себе данное противоречие — это скорее случайность, которая может быть разрешена с помощью научных подходов и взаимных договоренностей. Наиболее правильный исторический путь — это нечто среднее между социализмом и либеральной экономикой. О. Конт одним из первых отметил конкретную ограниченность политэкономических теорий, игнорировавших фактор человека, отрывавших экономические явление от социальной сферы. Определив эти теории как абстрактные, метафизические, он положил начало конфликту между теми, кого называли социологами, и экономистами. Он критически относился к роли конъюнктурного обмена и конкуренции в прогрессе производства. Ученый отождествлял социологические и экономические критерии прогресса. Интересна его идея об экономическом взаимоотношении поколений (каждое новое поколение должно производить больше, нежели потребляет; передать как можно больше будущему поколению — это нравственно, экономично и т.д.). О. Конт считал обобществление собственности маловероятным. Поскольку на всех уровнях общества существует борьба за господство, в любом случае одни будут обладать большим, другие меньшим. Обобществление собственности не изменит этого факта. Другое дело, что владельцы собственности и соответственно управляющие должны правильно использовать свое господство в интересах всех. Социально-экономические различия неизбежны, но они не должны быть решающими по сравнении с социальными, духовными, нравственными, т.е. общество не должно придавать большого значения социально-экономическому неравенству. Одним из важных достижений индустриального общества О. Конт считал то, что люди в нем занимают социально-экономическое положение согласно не рождению, а способностям и труду. О. Конт считается идеалистом, так как видел решение всех проблем в научной организации индустриального общества.

Ломбер Адольф Жак Кетле (1796-1874) бельгийский ученый, классик социальной статистики. Одним из первых открыл и разработал концепцию социологии как точной математической науки, провозгласил идею перехода социально-экономической теории от гипотез к точным математическим описаниям и интерпретациям. Именно он активно употреблял термин "социальная физика". Описал не только общие "средние социальные характеристики", но и феномен "среднего человека". Впервые разработал методику опросов личности и населения, которая пол5ила большой резонанс в научных обществах, а сами опросы стали популярными. Во многом благодаря его влиянию стали проводиться конкретные исследования образа жизни и психологии классов, условий труда, социального климата на фабриках, господствующих нравов и экологии в отдельных городах. На основе идеи конкретизации социологии стали возникать такие направления, как социальная арифметика, социальная гигиена, моральная статистика, социо-графия и т.д. Несмотря на свои явные "математические интересы" в науке, А. Кетле высказал немало новых, неортодоксальных идей как Георегический социолог. Герберт Спенсер (1820 — 1903) — английский философ и социолог, в своих работах акцентировал внимание на вопросах социального развития и социальной эволюции. Один из ярких пропагандистов социал-дарвинизма. Многие его идеи о роли социальной борьбы и соперничества были заимствованы и стены позднее "чисто экономическими" теориями конкуренции. Социальные борьба и соперничество — это решающие факторы и развития, и разрушения, и регуляции. Они же являются важнейшим источником социально-экономических различий в обществе. Согласно Спенсеру, победители образуют класс собственников, побежденные — наемных работников и т.д.; побежденными рано или поздно овладевает чувство гордости, что имеет несколько вариантов последствий. В силу склонности человеческих общностей к бюрократизации и милитаризации невозможно существование "чистой конкуренции", которая даст человеку настоящую трудовую и экономическую свободу. Идеальный тип человека и субъекта хозяйства — в пропорциональном сочетании социального коллективизма и индивидуализма. Интересные идеи были сформулированы Г. Спенсером в результате анализа исторических этапов и особенностей социально-экономического строя. По характеру организации общественного производства и распределения им выделены и проанализированы "военный" и "промышленный" типы общества.
Важнейшее, пожалуй, достижение ценного — органическая теория, положившая начало специальному и подробному изучению проблем социальной организации. С самых неожиданных позиций им были проанализированы сходства и различия между биологическими организмами и организованными человеческими общностями, исследованы основные факторы, влияющие на организованность, естественность и неестественность в организованности, особенность добровольных и принудительных связей между людьми, необходимость организации для каждого человека и проблема свободы в организации. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.Крайне важной и плодотворной для будущего оказалась методологическая схема деления социально организованных систем на регулятивную, производительную и распределительную подсистемы.
Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) — французский экономист и социолог. Наиболее яркий представитель анти марксизма, современного К. Марксу. Развил идеи анархизма У. Годвина до уровня научной теории. По Прудону, чем свободнее субъекты социально-экономических отношений, тем вероятнее социально-экономический порядок. Основной источник противоречий он усматривал не в частной собственности и свободе экономической деятельности людей, а в государстве, которое необходимо ликвидировать. Ученый предпочитал мелкую частную собственность крупной. По его мысли, мелкая частная собственность экономически более эффективна, она лучше решает социальную проблему раздела богатств в обществе. Мелкие производители более свободны, следовательно, у людей меньше поводов для конфликтов. Прудон был сторонником классового социального сотрудничества и партнерства, прежде всего поддержки и оказания помощи мелкому производителю. Он считал, что мелкобуржуазный строй может и должен быть основан на трудовом принципе, т.е. доходы людей могут и должны быть именно трудовыми. Для этого можно пойти на любые меры гарантий и контроля, включая упразднение денег, которые и создают нетрудовую прибыль. Несмотря на свою анти революционность (в марксистском понимании этого слова), Прудон был критически мыслящим экономистом и социологом, представлял собой классический пример идеолога социального реформизма. С экономико-социологической точки зрения весьма интересна его реформистская теория "хороших и дурных сторон".

Эмиль Дюркгейм — французский социолог, автор социологической теории разделения труда. 1893). Дюркгейм развил методологию социологической науки. Социология, полагал он, должна изучать социальную реальность, присущие только ей качества. Центральным аспектом разделения труда в обществе Дюркгейм считал солидарность. В развитии человеческого общества он выделял две фазы солидарности:
1. механической солидарности, свойственной доиндустриальным или традиционным обществам;
2. органической солидарности, свойственной частично доиндустриальным, а затем – индустриальным обществам.

В историческом и современном плане описал социально-профессиональную структуру общества, основные механизмы социальной дифференциации, соотношение между разделением труда и социальной дифференциацией. Общество у Дюркгейма самостоятельно, первично по отношению к индивиду, который выступает продуктом коллективной жизни.
Важные функции в его теории "выполняет" категория социальной солидарности, особенно в отношении социально-профессиональных групп и организованных общностей. Огромную социальную роль в жизни людей он приписывал профессиональным корпорациям, считая их наряду с семьей важнейшим институтом общения, фактором развития, полноценности и защищенности личности. Важнейшее условие развития производства и хозяйства — прогресс человека, повышение его культуры и знаний. Не может быть развития социально-экономической сферы вне воспитания. Особенно подчеркивал Э. Дюркгейм важность в социальном и производственном отношении такой проблемы, как соответствие труда способностям, склонностям и потребностям человека. Впервые, основываясь на комплексном социально-экономическом и социально-психологическом анализе, Э. Дюркгейм рассмотрел такую форму отчуждения человека в индустриальном обществе, как самоубийство, обратил внимание на некоторые глобальные социальные проблемы, связанные с ростом народонаселения, техническим прогрессом. Как и многие другие французские социологи, в социально-экономическом прогрессе решающую роль он отводил не частной собственности, конкуренции и свободному предпринимательству, а солидарности и сплоченности людей, культуре социальных отношений, социальной организации труда на микро и макроуровнях.
Джон Р. Коммонс (1862 — 1945) — американский экономист и социолог, также представитель институционализма. Свой социологический анализ строил на категориях мотивов, поведения, отношений, сознания. Его исследования отличаются высокой конкретностью, направленностью на "частные случаи". Социально-экономические факты Коммонс предлагал изучать в трех плоскостях: предпринимательская сделка (рынок) — администрирование — распределительные отношения, что стало важной и плодотворной методологической схемой для дальнейшего развития экономической социологии. Особенность учения Коммонса — анализ групповой природы человека и отношений, распространяющихся не только на сферу труда, но и на такие социально-экономические явления, как корпорации, профсоюзы, ассоциации и т.д. Он сформулировал конкретные социальные принципы экономического поведения, т.е. от общего популярного понятия перешел к точной типологизации. Несмотря на явную склонность к социально-психологическому анализу экономики, ученый создал фундаментальные труды по истории рабочего класса в США, промышленного общества.

Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий философ, экономист, социолог, официально признан классиком именно в области экономической социологии. Особенностью научного творчества Г. Зиммеля является то, что он одновременно и равно исследовал социальные проблемы, как труда, так и имущественных отношений. Как экономический социолог, Г. Зиммель изучал вопросы рабочей силы, различий между умственным и физическим трудом, господства и подчинения, лидерства и аутсайдерства, социальных групп в экономической жизни. Ученым дана социологическая характеристика меновой и потребительной стоимостей. В противоположность некоторым теориям творческий, сложный труд Г. Зиммель квалифицировал как труд более высокой стоимости по сравнению с простым, физическим трудом. Всесторонне обосновав эту идею, он создал новую теорию взаимоотношений между рабочим классом и другими классами в обществе. В своем основном труде "Психология денег" ("Философия денег") ученый дал глубокий социально-психологический анализ роли денег в жизни общества и человека, влияния денег на человеческие отношения и личность, социальный порядок и культуру.
Вернер Зомбарт (1863 — 1941) — немецкий экономист и социолог. В экономической науке известен как теоретик "организованного капитализма". Многое сделано В. Зомбартом в плане исследования психологии экономического поведения и образа жизни основных классов общества.
Морис Хальбвакс (1877 — 1945). Работал над многими теоретическими и прикладными проблемами социологии, глубоко изучал индустриальную сферу. Он известен как пропагандист эмпирических социологических исследований и активный практик. Главное достижение его научного творчества — анализ социально-экономических групп, классов, качества жизни и потребления, имущественных отношений и доходов. К первой половине XX в. относится научное творчество целой плеяды исследователей, немало сделавших в области прикладной социологии труда и трудовых отношений.
Наиболее значительные имена — Элтон Мэйо (1880—1949), Йозеф А.Шумпегер (1883 - 1950), Жорж Фридман (1902-1977), Питер Дракер (род. 1909). Их идеи и разработки стимулировали к прикладной социологической работе значительное число профессиональных психологов и практиков. Популярность прикладной социологии не исключала развития теоретической экономической социологии. Приблизительно к середине XX в. в рамках немецкой общественно-философской науки возникает так называемая "франкфуртская школа". Ее представители — Макс Хоркхаймер (1895-1973), Герберт Маркузе (1898-1979), Эрих Фромм (1900 — 1980). Они "возвратились" ко многим социально-экономическим проблемам классического периода науки, однако в их анализе применяются уже новые, более современные подходы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: