СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ
В популярнейшем журнале «Экономист» (The Economist) 20% рекламы – это объявления образовательных учреждений.
Маркетинг образования развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования.
Во-вторых, учебные заведения в большинстве стран мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга Для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками.
Особенности маркетинга образования обусловлены, кроме того, приверженностью рынка формальному материальному представлению образования в виде аттестатов и дипломов.
Разнообразие видов, технологий и рынков образования определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере.
Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - M.: ИНФРА-М -НОРМА, 1997.
Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1995.
Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 1995.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998.
Дайн А. и др. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
Данько Т.П. Управление маркетингом. - М.: ИНФРА-М, 1997.
Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996.
Хайем А. Маркетинг для «чайников». - Киев: Диалектика, 1998.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.3. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1991.
Эванс М.Дж., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
Учебное издание
Бacoвcкий Леонид Ефимович
МАРКЕТИНГ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Редактор И.В.Мартынова Корректор М.В.Литвинова. Компьютерная верстка С.М.Майоров
ЛР№ 070824 от 21.01.93
Подписано в печать 20.11.98
Формат 60x88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,72. Тираж 6000 экз. Заказ № 965
Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77
Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44
E-mail: books@infra-m.ru
Отпечатано в ОАО "Типография № 9" 109033, Москва, ул. Волочаевская, д.40 (095) 362-89-59
Введение | |
Глава 1. Социология как наука | |
Глава 2. Теории «среднего уровня» Глава 3. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки | |
Глава 4.Классическая западная социология XIX — начала XX веков | |
Глава 5.Развитие социологии в ХХ веке. Современные социологические теории | |
Глава 6.Общество как социальная система | |
Глава 7.Культура как фактор социальных изменений | |
Глава 8.Мировые ситемы и процессы глобализации | |
Глава 9.Личность и общество | |
Глава 10. Социальная структура общества | |
Глава 11.Общество и социальные институты | |
Глава 12.Социальные процессы как объект изучения социологии. Социальные конфликты | |
Общество есть социальный организм, включающий в себя все виды сообществ и характеризующийся целостностью, сбалансированностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно — временным бытием. Социология как наука об обществе является одной из главных составляющих частей гуманитарного образования.
Сегодня эта дисциплины широко вошла в учебные планы вузов и других учебных заведений. В Международном университете природы, общества и человека «Дубна» преподавание социологии осуществляется на дневном, и заочном отделениях, согласно учебному плану, в соответствии с учебной программой,, разработанной на основании государственного стандарта. Подготовка по курсу включает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с учебным материалом, а также написание реферата.
Однако, преподавание дисциплины осложняется тем, что обширный научный материал, основные положения которого обозначены в государственных стандартах, требует четкого, полного изложения при ограниченном количестве учебных часов, отводимых на социологию. Попыткой решить эту проблему, и является написание данного электронного варианта материалов лекций по социологии, в которых представлен ряд тем учебной программы.
Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология принадлежит к такому числу наук, изучение которых входит в необходимый комплекс условий формирования личности. Знакомство с социологией позволяет по иному взглянуть на исторические события и на сегодняшние факты, отыскать некоторую логику в общественном развитии. Социология – это наука диагностическая, но не только – она наука еще и практическая, занимающая значительное место в системе наук, предназначенных управлять развитием общества.
Наиболее общее определение социологии представляет собой следующее: социология — это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само по себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом, так и социальные изменения, вызываемые активностью человека и социальных групп.
Этимологически термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas — общество и греческого logos — учение. Для того чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить область собственно социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Поэтому следует определиться, что же является объектом и предметом социологии.