Функции социологии

Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения социологии в систему наук, во-вторых, существует необходимость выделения различных форм социологической деятельности, в соответствии с характером и содержанием труда социолога. На основании этих критериев Г. Е. Зборовский дифференцирует все функции социологического знания на три группы:познавательные, прогностические и управленческие [2].

Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. В связи с этим, выделяют следующие функции в познавательном блоке: описательную, объяснительную, диагностическую. Описательная функция состоит в фиксации социальных фактов и социальных процессов. Она совпадает с начальным этапом исследования. Объяснительная функция направлена на установление взаимосвязи между социальными фактами и процессами и их объяснение. Диагностическая функция строится на определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования. Данный блок функций позволяет социологу выходить на составление программы исследования, которая начинается с целей и задач, объекта и предмета, методов, и заканчивается анализом полученной информации.

Прогностические функции ориентированы на видение будущих результатов изменения социального процесса. В прогностическом блоке необходимо выделить функцию социального проектирования, конструирования и планирования. Функция социального проектирования означает разработку конкретной модели социального процесса или социальной системы со своими параметрами и спецификой функционирования. Функция социального конструирования является мыслительным процессом построения нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Функция социального планирования есть разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов.

Управленческие функции строятся на основании социологических выводов, рекомендаций, предложений, оценок состояния социального объекта, когда создаваемые социальные технологии служат основанием для выработки и принятия управленческих решений. Управленческие решения принимаются на конкретных предприятиях, в учреждениях, организациях. Управленческий блок включает в себя следующие функции: организационно-технологическую, контрольно-аналитическую, консультационную.

Организационно-технологическая функция строится на выработке конкретных социальных технологий, где социальная технология — это программа преобразовательной деятельности, и сама деятельность, принятая на основе данной программы. Контрольно-аналитическая функция состоит в осуществлении контроля за реализацией предложений и рекомендаций, а также за анализом новых социальных процессов, являющихся следствием социокультурных трансформаций. Консультационная функция строится на основании оказания помощи социологии числу лиц, заинтересованных в социологическом знании.

К функциям социологии относятся также мировоззренческая функция, призванная формировать и развивать мировоззрение личности, и инструментальная функция, включающая в себя разработку исследовательского инструментария по поиску, измерению, обработке, анализу и обобщению полученной первичной социологической информации.

Библиографический список:

1. Боровик, В.С. Основы политологии и социологии / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. - М.: Высш. шк., 2004. -391 с.

2. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский.- М.: Гардарики, 2004. -592 с.

3. Ильин, В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы? / В.В.Ильин // Социологические исследования.-1996.-№10.-С.115-120.

4. Маршак, А.Л. Общая социология / А.Л. Маршак. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 384 с

5. Мнацакян, М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) /М.О.Мнацакян //Социологические исследования.-2003.-№ 2.-С.21-27.

6. Молевич, Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания / Е.Ф. Молевич // Социологические исследования.-1997.-№ 6.-С.3-8.

7. Оспанов, С.И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление // Социологические исследования.- 1998.-№ 3.-С.67-73.

8. Подвойский, Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д. Г. Подвойский // Социологические исследования.-2005.-№ 7.-С.3 -12.

9. Покровский, Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 2. – С.114-117.

10. Романовский, Н. В. Три подхода к будущему социологии / Н.В.Романовский // Социологические исследования.-2005.-№ 3.-С.3-12.

11. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – М.: Юрайт – Издат, 2004.- 527 с.

12. Ядов, В.А. Размышления о предмете социологии / В.А.Ядов // Социологические исследования.-1990.-№ 2.-С. 28-35.

13. Ядов, В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии / В.А.Ядов // Социологический журнал.- 2003.-№3.-С. 5‑19.

Вопросы для повторения:

1. Назовите объект и предмет исследования в социологии.

2. Что является общепринятой основой структурирования социологического знания?

3. Приведите примеры теорий среднего уровня.

4. Расскажите о структуре социологического знания по Р. Мертону.

5. Какие функции выполняет социология? Каково их содержание?


Глава 2. ТЕОРИИ «СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

Социология, несмотря на свое весьма непродолжительное существование, накопила огромный теоретический и эмпирический материал, который позволяет говорить о наличии широкого спектра отраслей социологического знания. Общая структура социологического знания по Роберту Мертону рассматривалась в теме 1. Что касается специальных отраслей социологии, то, в соответствии с определением Р. Мертона, их часто называют теориями «среднего уровня» — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений» [7, с.115].

К числу теорий среднего уровня относятся, во-первых, те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук — социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п. Во-вторых, это различные отрасли институциональной социологии — особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи. В-третьих, социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

Обычно побудительным стимулом к появлению новых отраслей служат те или иные социальные проблемы. Например, в советское время наиболее активно развивалась социология труда, а в 90-е годы XX века в связи с резким имущественным расслоением общества, падением материального уровня населения особое внимание социологов привлекли проблемы бедности и неравенства (социальная стратификация, социология бедности), формирование предпринимательского класса (экономическая социология, социология менеджмента).

Таким образом, любое знание в рамках той или иной отрасли социологии должно соответствовать тем универсальным требованиям, касающимся методики, методологии, которые сформулированы на общесоциологическом уровне. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализировано, т.е. выполняться в рамках одной из теорий среднего уровня, скажем, социологии труда или социологии семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: