Изменение социальной

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «консультативная помощь», «психоло­
гическая коррекция»,«психотерапия».

2. Какие техники используются в работе с детьми дошкольного возра­
ста?

3. Каковы показания и противопоказания для применения индивиду­
альной психологической коррекции?

4. Каковы показания и противопоказания для занятий в группе?

5. Для детей с какими нарушениями развития полезен психотренинг?

6. Для каких подростков желательны занятия аутотренингом?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Саша П., 15 лет. К психологу за консультативно-кор-рекционной помощью обратились мать и классный руководитель.

С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не при­нимает участия в общешкольных мероприятиях (вечерах, дискоте­ках и т.д.). Успеваемость подростка хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и стар­шим братом. Все свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или пишет сам программы для компь­ютеров. Читает исключительно спецлитературу по программирова­нию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания подростка, работоспособности не обнаружено. При выполнении классификации, исключений — отдельные реше­ния по субъективно-значимым признакам, но такие решения легко поддаются коррекции. Эмоциональные восприятия не нарушены. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой: «А о чем с ними разговаривать?» При обследовании по ПДО отмечается выраженная шизоидная акцен­туация с высоким риском психопатизации, тенденций к делинквент-ности и алкоголизации не отмечается. Систему своих отношений с родителями и одноклассниками подросток оценивает как вполне удовлетворительную.

1. Нуждается ли Саша в психологической коррекции?

2. О чем нужно сообщить родителям и педагогу и что им можно
посоветовать?

Задача 2. Вова Т., 8 лет. К психологу обратилась мама мальчика • с просьбой показать «развивающие игры» и «позаниматься» с ре­бенком, так как он не усваивает школьную программу. Мама объяс­няет неуспеваемость ребенка отсутствием индивидуального подхо­да со стороны учительницы и своей занятостью. Из беседы с мате­рью стало известно, что ребенок родился в срок, но отставал в психофизическом развитии: сидеть начал к 8 мес., ходить — в 1,5 года, отдельные слова появились в 2 года. Детский сад ребенок не посещал, воспитывался в селе у бабушки. В школу пошел не под­готовленным: не знал букв, не владел навыками счета. Во время уче­бы в 1-м классе Вова научился узнавать отдельные буквы, цифры, усвоил счет в пределах 5 с использованием наглядного материала. При психологическом обследовании отмечается недостаточность объема и переключаемое™ внимания. Работоспособность равно­мерно низкая. Механическое запоминание затруднено: 2, 2, 3, 4. Осмысление и опосредование не улучшает результаты. Мышление

конкретное. Испытуемому доступно установление связи и после­довательности событий в серии из 2 — 3 картин. Исключения и обоб­щения производятся по конкретно-ситуативным и наглядным при­знакам. Понимание скрытого смысла «нелепиц» недоступно. IQ = 65 баллов с равномерно низким уровнем достижений. Мелкая мото­рика не развита, при выполнении графических проб — рисунок на уровне «головонога». Оказание помощи, дополнительные инструк­ции существенно не влияют на результаты.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Целесообразно ли проведение коррекционных мероприятий и
продолжение обучения в обычной школе?

Задача 3. Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родил­ся, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевре­менно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены — пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкого­лизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, «страшного дядьки». В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психи­ческих процессов не обнаружено. Интеллект — в границах возра­стной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в поло­жительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустри-роваиность,

1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции?

2. Какие формы можно предложить?

3. Что можно посоветовать родителям мальчика?

Задача 4. Настя 3., 12 лет. В психологическую консультацию об­ратилась мать девочки с просьбой в коррекции поведения и характе­ра. Девочка росла и развивалась нормально, в школу пошла вовремя, успевает на «4» и «5». Маму беспокоит то, что девочка недостаточно общается с отчимом, временами вспыльчива, раздражительна. Мать развелась с отцом девочки 11 лет назад, с тех пор мать и дочь жили вдвоем. Год назад мать вышла замуж. Отчим не злоупотребляет ал­коголем, старается помочь в доме, хорошо относится к девочке. На­стя с трудом адаптируется к новой семейной ситуации. При пси-

хологическом обследовании отмечается нормальная работоспособ­ность. Память и внимание — высокая норма. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Самооцен­ка дифференцирована, девочка отмечает у себя повышенную вспыльчивость, раздражительность в течение последнего года. На­стя осознает, что ее отношение к отчиму не совсем оправдано, но когда она слышит какие-то его замечания, то у нее возникает не­преодолимое желание ответить грубостью. Девочка хотела бы по­лучить психологическую помощь для коррекции этого стиля пове­дения, нормализации своего самочувствия.

1. Нуждается ли девочка в психологической коррекции?

2. Какие формы коррекции можно использовать?

3. В каких рекомендациях нуждаются родители?

Задача 5. Слава Р., 16 лет. Обратился в психологическую кон­сультацию по инициативе логопеда. Подросток страдает неврозо-подобным заиканием в сочетании со страхом речи. Речь значитель­но ухудшается в стрессовых ситуациях, при ответе на уроке, раз­говоре с малознакомыми людьми. Речь дома и на логопедических занятиях улучшается. При патопсихологическом обследовании от­мечается истощаемость по гиперстеническому типу. Объем и кон­центрация внимания несколько недостаточны, переключаемость— в границах нормы. Механическое и смысловое запоминание ус­пешно. Мышление логично, последовательно. Интеллект — высо­кая норма. Самооценка заниженная, уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО отмечается сенситив­но-психастенический тип акцентуации. Испытуемый отмечает страх речи, важность для него мнения всех окружающих о том, хо­рошо ли он говорит. Еще до начала общения Слава представляет себе, что окружающие негативно оценивают его речь и личность в целом.

Какие виды психологической коррекции рекомендуются?

Задача 6. Таня С., 7 лет. Обратилась учительница начальных классов с жалобой на то, что девочка не отвечает на уроке. Она вы­полняет все задания, справляется с ними, но не разговаривает ни с учительницей, ни с одноклассниками. Из беседы с папой выясни­лось, что девочка родилась несколько недоношенной, но росла и раз­вивалась нормально. Отдельные слова появились к 1 году, фразовая

С

речь — с 3 лет. В этот период ребенок был отдан в детский сад, где при неизвестных отцу обстоятельствах она замолчала и в течение всего пребывания в детском саду не общалась там ни с кем. Дома девочка нормально разговаривает с родителями и знакомыми деть­ми. С незнакомыми и вне дома речь отсутствует. При психологи­ческом обследовании девочка справляется с заданиями, письменно отвечает на вопросы. Обнаружена легкая инертность психических процессов, высокая школьная тревожность.

Какие формы психокоррекционной работы возможны?

Задача 7. В школе создан класс повышенного педагогического внимания. В нем занимается 15 детей. Из них 5 — с ЗПР в результа­те педагогической и микросоциальной запущенности, 6 — с нару­шениями памяти, внимания и истощаемостью по гиперстеническо-му типу, 2 — с соматическими заболеваниями и гипостенической истощаемостью, 2 — с задержкой развития речи. Администрация школы требует от психолога организации психологической коррек­ции в этом классе.

1. Как организовать такую работу? Целесообразны ли занятия
со всем классом вместе?

2. Помощь какого специалиста была бы желательна?

Рекомендуемая литература

Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотерапии. М;,

1967.

Гільбух Ю.З., Георгієвська В. О. Розвивайте розум дітей: У 2 т. Київ, 1993. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1991. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама

Д.Д. Морено. М., 1994. Лэндрет ГЛ. Игровая терапия. М., 1994.

Мольц М. Я — это я, или как стать счастливым / Пер. с англ. СПб., 1992. Морено Д.Д. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. Перле Ф. Внутри и снаружи помойного ведра. М., 1994. Перле Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

Савицкая К. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей. Киев, 1990.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М., 1988.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Ле­бединский, О.С. Никольская и др. М., 1990.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: