Ранняя профессиональная ориентация как поиск

Психолог должен быть знаком с организацией работы и руководством существующих в городе или районе специализи­рованных школ, и при необходимости — проводить разъясни­тельную работу с родителями.

Если дифференцированное обучение проводится в рам­ках обычной школы, то отбор детей в классы выравнивания и повышенного педагогического внимания проводит школь­ный психолог совместно с педагогами младших классов. Та­кая форма оказания помощи целесообразна для детей с лег­кой задержкой психического развития, минимальной моз­говой дисфункцией. Но возлагать на эти классы обязанность обучения детей с олигофренией, тяжелой речевой патоло­гией и т. п. нельзя. Однако для направления ребенка в пси­холого-медико-педагогическую консультацию необходимы достаточные основания. Для детей, ранее не обучавшихся, таким основанием является учет у психиатра по поводу за­болеваний, нарушающих психическое развитие ребенка (оли­гофрения, органическое поражение ЦНС, задержка психи­ческого развития и т. д.). В случае, если ребенок ранее на учете у психиатра не состоял, а на момент обследования перед поступлением в первый класс у него обнаружены

выраженные нарушения психического развития (недораз­витие речи, моторики, интеллекта, нарушение функции об­щения), психолог обязан направить такого ребенка на об­следование к детскому психиатру, а тот, в свою очередь, в

пмпк.

Если ребенок обучается в обычной школе, его направле­ние в ПМПК может быть обусловлено неусвоением школь­ной программы, нарушениями поведения. Для того чтобы направить ребенка в консультацию, необходимы такие до-рсументы, как выписка из истории развития ребенка с ре­зультатами обследования всех специалистов (особенно ЛОР и окулиста), а при подозрении на нарушение слуха — и сурдолога; выписка от районною врача-психиатра из исто­рии болезни; педагогическая характеристика, табель успе­ваемости (если ребенок обучался ранее); по возможности, заключение психолога и логопеда. Следует подробно оста­новиться на таком важном документе, как психолого-педаго­гическая характеристика, так как характеристики, присы­лаемые из школ в ПМПК, не всегда удовлетворяют предъяв­ляемым к ним требованиям. Например, характеристики даются в виде справок: «Коля П. проучился в 1-м классе 3 года и обнаружил неспособность к обучению»; ничего не сообщая об особенностях ребенка, динамике его психичес­кого развития.

Психолого-педагогаческая характеристика должна удовлет­ворять следующим требованиям:

1. Характеристика должна отражать результаты наблюде­
ния за учеником. В ней должны быть указаны меры, прини­
маемые учителями для помощи отстающему ребенку, и ди­
намика его развития на протяжении обучения.

2. При составлении характеристики следует осуществлять
подбор и систематизацию фактов. Факты, изложенные в ней,
должны быть характерны для поведения данного ребенка и
изложены последовательно.

3. Следует избегать абстрактных и оценочных суждений.
Такие высказывания, как, например, «нарушает дисципли­
ну», «занимается своими делами», «плохо ведет себя», ма­
лоинформативны и неконкретны.

4. Необходимо также и указание положительных сторон
личности ребенка.

В содержание характеристики должны войти следующие разделы:

I. Формальные данные. Если ребенок учился в школе не
один год, характеристики даются за каждый год отдельно,
должны иметь дату и подписи: учителя, директора школы и
школьного психолога. Необходимо точно указать дату по­
ступления ребенка в школу, в каких школах ранее учился,
оставался ли на второй год, были ли длительные пропуски
занятий и по каким причинам. Обязательно указание при­
чин его направления на комиссию.

II. Объем школьных знаний и степень сформированное™
навыков ребенка. Этот раздел должен заключать в себя отве­
ты на следующие вопросы: что усвоил ребенок из пройден­
ного материала, как относится к своим неудачам в обуче­
нии, какие виды помощи применялись учителем для пре­
одоления трудностей, какие результаты были достигнуты.
Нужно отразить особенности работоспособности ребенка:
понимание ребенком требований учителя, участие в работе
класса, утомляемость, возбудимость.

III. Общая характеристика личности ребенка и особенно­
стей его поведения в школе, что способствует более глубо­
кому пониманию причин неуспеваемости ученика.

Вместе с педагогической характеристикой желательно представить в ПМПК.и продукты деятельности ребенка — тетради, контрольные работы, рисунки. Если ребенок про­ходил патопсихологическое обследование, результаты об­следования также должны быть представлены в ПМПК. Важ­ным разделом заключения психолога является не только информация об актуальном уровне развития психики ре­бенка, но и о «зоне ближайшего развития», возможности ребенка принимать и использовать помощь взрослого. При необходимости в более подробном патопсихологическом или психиатрическом обследовании ребенок может быть направ­лен на стационарное обследование в психиатрическую боль­ницу.

Дифференциация обучения детей с нарушениями пси­хического развития проводится не только в рамках специ­альных школ, но при выборе альтернативных форм обуче­ния: обучение на дому, в частной школе, экстернат. Обуче­ние ребенка на дому может быть связано с тяжестью его

психического или физического состояния. Организация ин­дивидуального обучения этих учащихся должна проводить­ся на основании заключения лечебного учреждения (боль­ницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каж­дом случае, районного (городского) отдела народного образования. Такое обучение осуществляется ближайшей школой (или специальной школой со вспомогательной про­граммой), которая устанавливает контроль за работой учи­теля и проявляет заботу о школьниках, обучающихся инди­видуально. Эта форма обучения может применяться как по­стоянно, так и временно (в течение четверти, одного учебного года и т. д.). Индивидуальное обучение разрешает­ся при таких психических состояниях, как: выраженное пси-хопатоподобное состояние с двигательной расторможенно-стью, состояние после перенесенного приступа шизофре­нии, частые эпилептические припадки и т. д. Тогда обучение на дому или экстернат могут быть оформлены, по согласо­ванию с районным отделом народного образования, дирек­тором школы.

Указанные формы организации обучения являются наи­более оптимальными, поскольку позволяют аномальному ребенку все же освоить запас знаний, а иногда и приобрес­ти специальность, не требующую общения с людьми, при которой работы могут выполняться на дому: машинистки, корректора, вязальщицы и т. д. В то же время обучение на дому осложняет и без того сниженные у этих детей возмож­ности контакта с окружающими, с ровесниками, способ­ствует усилению аутизма, возникновению психологической зависимости от родителей. Поэтому важно дать возможность ребенку осуществлять другие формы общения — посещение кружка, спортивной секции, общение со сверстниками дома (если позволяет психическое состояние ребенка). При улуч­шении психического состояния желательно попытаться вер­нуть ребенка в обычную школу, может быть, в условиях неполной учебной нагрузки, с освобождением от некото­рых предметов.

Необходимость в изменении формы или места обучения детей без каких-либо отклонений в психическом развитии возникает при проявлениях социальной дезадаптации. На-

пример, в случае ситуативной трудновоспитуемости, когда конфликт ученика с педагогом и одноклассниками приво­дит к серьезным нарушениям в поведении, целесообразно, в качестве временной меры, обучение ребенка на дому (или экстерном), перевод ученика в другой класс или в другую школу.

В закрытые специальные учебные заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, направляются подростки с 11 до 14 лет по решению суда в связи с совершением противоправных действий. В этот тип школ подростка направляют принудительно. Целью этих учебных заведений является профилактика правонарушений несовершеннолетних и ресоциализация социально дезадап­тированной личности подростка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: