Сочетания различных отклонений в воспитании.Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Диагностика типов семейного воспитания
Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований подростком (шкала С+ и С—).
Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение с подростком»). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).
Минимальность санкций (шкала С—). Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
|
|
Под таким воспитанием мы понимаем резкую переменчивость стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леон-гарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера.
Родители, как правило, признают факт значительных колебаний в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запросов | Степень санкций | |
П(г+,Н | У | Т | С | ||
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | + | + | + | + |
Эмоциональное отвержение | - | - | + | + | + |
Жестокое обращение | - | - | ± | + | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | + |
Повышенная моральная ответственность | - | - | + | + | + |
Примечание. + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; — недостаточная выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или невыраженность.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип неправильного воспитания. Классификация типов неправильного воспитания выглядит следующим образом.
|
|
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах г+, У+; при Т—, З—, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (исте-роидных) и гипертимных черт характера у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (г+, У±; Т±, 3+ и С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапуниТивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение (г-, У—, С+). В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоид-ной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии; ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность (г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека) (г—, У—, Т—, 3—). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
II. Психологические причины отклонений в семейном воспитании
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Особенно часто в работе практического и клинического психолога встречаются две группы причин: отклонения характера самих родителей и психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка.
Акцентуации характера и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекци-ей, пониженным удовлетворением потребностей подростка, пониженным уровнем требований к нему.
Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с подростком. Стиль доминирования может также обусловливаться сенситивным либо конформным характером.
Демонстративная акцентуация характера и астероидная психопатия у родителя нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстративная забота и любовь к подростку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии (о влиянии характерологических особенностей родителей на воспитание подростков см. также работу Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
Во всех этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих характеров, типов воспитания и нарушениями поведения у подростка.
|
|