I II
и
Е
под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демон-стративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда -разветвленные.
|
|
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой —- если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше
в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, rie нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки), — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).
|
|
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.) осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две
лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, лап — на ноги и руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
|
|
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и
т. п.). Другой вариант— словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ра-толетиус» и т. п.)- Первое означает рациональность, конкретную установку при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния и т. п.).
(Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. В.М. Бехтерева Т.И.Балашовой, 1992)
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Snp + 1ОБР,
где ЕПР — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; £ОБР— сумма ци<! р «обратных» зачеркнутым к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у
|
|
высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время: 1 — почти никогда; 2 — иногда; 3 — довольно часто; 4 — всегда.
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Фамилия
Бланк для ответов
Шкала депрессии
___________ Дата _
1. | Я чувствую подавленность | ||||
2. | Утром я чувствую себя лучше всего | ||||
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | 2, | |||
4. | У меня плохой ночной сон | ||||
5. | Аппетит у меня не хуже обычного | ||||
6. | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом | ||||
7. | Я замечаю, что теряю вес | ||||
8. | Меня беспокоят запоры | ||||
9. | Сердце бьется быстрее, чем обычно | ||||
10. | Я устаю безо всяких причин | ||||
11. | Я мыслю так же ясно, как всегда | ||||
12. | Мне легко делать то, что я умею | ||||
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | ||||
14. | У меня есть надежды на будущее | ||||
15. | Я более раздражителен, чем обычно | ||||
16. | Мне легко принимать решения | ||||
17. | Я чувствую, что полезен и необходим | ||||
18. | Я живу достаточно полной жизнью | 2- | |||
19. | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру | ||||
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда | г> |
3.11. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Этот тест дает информацию о субъективном представлении ребенка о своей семейной ситуации. Результаты теста помогают определить отношение ребенка к членам своей семьи, особенности взаимоотношений, которые вызывают у ребенка тревогу или конфликты, показывают, как воспринимает ребенок свое место в системе семейных отношений.
Для теста КРС разработана система количественной оценки, где определено 5 симптомокомплексов:
I. Благоприятная семейная ситуация.
II. Тревожность.
III. Конфликтность в семье.
IV. Чувство неполноценности.
V. Враждебные отношения в семье.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи
(по Р. Ф. Беляускайте, 1982)
Симпто мо-комплекс | № | Симптомы | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 | |
Преобладание людей на рисунке | 0,1 | ||
Изображение всех членов семьи | 0,2 | ||
Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | ||
Отсутствие штриховки | 0,1 | ||
Хорошее качество линии | 0,1 | ||
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | ||
Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Тревожность | Штриховка | 0,1,2,3 | |
Линия основания —поля | 0,1 | ||
Линия над рисунком | 0,1 | ||
Линия с сильным нажшом | 0,1 | ||
Стирание | 0,1,2 | ||
Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | ||
Преобладание вешей | 0,1 | ||
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | ||
Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | ||
Другие возможные признаки |
Окончание симптомокомплексов...
Симптомо-комплекс | № | Симптомы | Балл |
Конфликт-ность в семье | Барьеры между фигурами | 0,2 | |
Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | ||
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | ||
Выделение отдельных фигур | 0,2 | ||
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | ||
Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | ||
Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,1 | ||
Преобладание вещей | 0,1 | ||
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | ||
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Чувство неполноценности в семейной ситуации | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 | |
Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | ||
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | ||
Изоляция автора от других | 0,2 | ||
Маленькие фигуры | 0,1 | ||
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | ||
Отсутствие автора | 0,2 | ||
Автор стоит спиной | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Враждебность в семейной ситуации | Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 | |
Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | ||
Зачеркнутая фигура | 0,2 | ||
Деформированная фигура | 0,2 | ||
Обратный профиль | 0,1 | ||
Руки раскинуты в стороны | 0,1 | ||
Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | ||
Чругие возможные признаки |
3.12. Проба на внушаемость (Рекомендована В. Рожковым, 1972)1
Обследуемому предлагают три пустые, совершенно чистые пробирки и говорят: «Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой из пробирок находился керосин, в какой — духи, а в какой — чистая вода».
Если обследуемый «найдет» пробирки из-под керосина или духов, это указывает на его повышенную внушаемость.
'Внимание! Использование данной методики допускается в учебно-методических целях, поскольку представлен ее сокращенный вариант.
3.13. Симптомокомплексы теста «Дом—дерево—человек» (по Р.Ф. Беляускайте, 1982)
Симптомо-комплекс | № | Симптомы | Балл |
Незащищенность | Рисунок в самом центре листа | 0,1,2,3 | |
Рисунок в верхнем углу листа | 0,1,2,3 | ||
Дом, дерево —с самого краю | 0,1,2 | ||
Рисунок внизу листа | 0,1,2,3 | ||
Много второстепенных деталей | 0,1,2,3 | ||
Дерево на горе | 0,1 | ||
Очень подчеркнутые корни | 0,1 | ||
Непропорционально длинные руки | 0,1 | ||
Широко расставленные ноги | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Тревожность | Облака | 0,1,2,3 | |
Выделение отдельных деталей | 0,1 | ||
Ограничение пространства | 0,1,2,3 | ||
Штриховка | 0,1,2,3 | ||
Пиния с сильным нажимом | 0,1 | ||
Много стирания | 0,1,2 | ||
Мертвое дерево, больной человек | 0,2 | ||
Подчеркнутая линия основания | 0,1,2,3 | ||
Толстая линия фундамента дома | 0,2 | ||
/Інтенсивно затушеванные волосы | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Недоверие | Очень слабая линия рисунка | 0,2 | |
Дом с краю листа | 0,1 | ||
Слабая линия ствола | 0,1 | ||
Здномерное дерево | 0,1 | ||
Очень маленькая дверь | 0,1 | ||
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Чувство неполноценности | 'исунок очень маленький | 0,1,2,3 | |
)тсутствуют руки, ноги | 0,2 | ||
'уки за спиной | 0,1 | ||
^пропорционально короткие руки | 0,1 | ||
Непропорционально узкие плечи | 0,1 | ||
Непропорционально большая система веток | 0,1 | ||
Непропорционально крупные двумерные листья | 0,1 | ||
Дерево, умершее от гниения | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | 0,1 |
Окончание симптомокомплексов...
с
и
Симптомо-комплекс | № | Симптомы | Балл |
Враждебность | Отсутствие окон | 0,2 | |
Дверь — замочная скважина | 0,1 | ||
Очень большое дерево | 0,1 | ||
Дерево с краю листа | 0,1 | ||
Обратный профиль дерева, человека | 0,1 | ||
е | Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 | |
1 | Глаза — пустые глазницы | 0,2 | |
Длинные острые пальцы | 0,2 | ||
Оскал, видны зубы | 0,1 | ||
Агрессивная позиция человека | 0,2 | ||
Другие возможные признаки | 0,2 | ||
Конфликтность (фрустрация) | Ограничение пространства | 0,1,2,3 | |
Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2,3 | ||
Перерисовывание объекта | 0,2 | ||
Отказ рисовать какой-либо объект | 0,2 | ||
Дерево как два дерева | 0,2 | ||
Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 | ||
Противоречивость рисунков и высказывания | 0,1 | ||
Подчеркнутая талия | 0,1 | ||
Отсутствие трубы на крыше | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | |||
Трудности общения | Отсутствие двери | 0,2 | |
Очень маленькая дверь | 0,1 | ||
Отсутствие окон | 0,2 | ||
Окна — отверстия без рам | 0,1 | ||
Излишне закрытые окна | 0,1 | ||
Выделенное лицо | 0,1 | ||
Лицо, нарисованное последним | 0,1 | ||
Отсутствие деталей лица (основных) | 0,2 | ||
Человек, нарисованный схематично, из палочек | 0,2 | ||
Дом, человек в профиль | 0,1 | ||
Дверь без ручки | 0,1 | ||
Руки в оборонительной позиции | 0,1 | ||
Высказывание о нарисованном человеке, как об одиноком, без друзей | 0,1 | ||
Другие возможные признаки | 0,1 | ||
Депрессив-ность | Помещение рисунка в самый низ листа | 0,1,2,3 | |
Зид дерева или дома сверху | 0,1 | ||
Іиния основания, идущая вниз | 0,1 | ||
"Іиния, слабеющая в процессе рисования | 0,2 | ||
Сильная усталость после рисования | 0,2 | ||
Эчень маленькие рисунки | 0,2 | ||
Другие возможные признаки |
3.14. Методика «Выбор задач различной степени сложности» (Стимульный материал)
Карточки с узором расположены в соответствии с возрастанием степени сложности.
Карточки № 1, 1а, 2, 2а, 3, За, 4, 4а, 5, 5а, 6, 6а, 7, 7а, 8, 8а, 9, 9а взяты из заданий методики «Кубики Кооса».
Напоминаем, что изображение на кубиках и карточках должно совпадать по цвету, например: синий и белый или белый и красный и т. п.
1а
2а
За
4a
5a
8a
9a
6a
7a
Учебное издание