Шкала депрессии

I II

и

Е

под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демон-стративность, склонность обращать на себя внимание окру­жающих, манерность (например, лошадь или ее несуществу­ющее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыс­лям, решениям; к упущенным возможностям, к собствен­ной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим дви­жением вниз (недовольство собой, сомнение в собствен­ной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раская­ние и т. п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда -разветвлен­ные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со стра­хом и тревогой —- если имеет место затемнение, «запачки­вание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направ­ленность такой защиты — соответственно пространственно­му расположению: верхний контур фигуры — против выше­стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить зап­рет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчи­ненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самоза­щите любого порядка в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внут­ри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше

в процессе деятельности (реальной), слева — больше защи­та своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности, хвост, крылья и т. п.): с запол­ненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и услож­няющих конструкцию дополнительных деталей. Соответствен­но, чем больше составных частей и элементов (помимо са­мых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается ха­рактером линии — слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, rie нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является поляр­ным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить вни­мание на резко продавленные линии, видимые даже на об­ратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки), — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкива­ние», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.) осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, не­законченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожа­ющих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», пред­ставление о своем положении в мире, как бы идентифика­ция себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, со­бакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — пред­ставитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две

лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, лап — на ноги и руки, — свидетельствует об инфантильности, эмо­циональной незрелости, соответственно степени выражен­ности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их ха­рактеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, располо­жением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весо­мы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акценти­ровку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) сим­волизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну­тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание да­вать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механичес­ких частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — ру­кояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существу­ющего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществую­щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с лас­тами и т. п. Оригинальность выражается в форме построе­ния фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и

т. п.). Другой вариант— словообразование с книжно-науч­ным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ра-толетиус» и т. п.)- Первое означает рациональность, конк­ретную установку при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленную главным образом на де­монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встре­чаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмыс­ления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменую­щие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных крите­риев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния и т. п.).

(Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. В.М. Бехтерева Т.И.Балашовой, 1992)

Опросник разработан для дифференциальной диагности­ки депрессивных состояний и состояний, близких к депрес­сии, для скрининг-диагностики при массовых исследовани­ях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 ми­нут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = Snp + 1ОБР,

где ЕПР — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказыва­ниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; £ОБР— сумма ци<! р «обратных» зачеркнутым к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачер­кнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у выска­зывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у

высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состоя­ние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или не­вротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскиро­ванная депрессия. Истинное депрессивное состояние диаг­ностируется при УД более чем 70 баллов.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время: 1 — почти никогда; 2 — иногда; 3 — до­вольно часто; 4 — всегда.

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет».

Фамилия

Бланк для ответов

Шкала депрессии

___________ Дата _

1. Я чувствую подавленность        
2. Утром я чувствую себя лучше всего        
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам   2,    
4. У меня плохой ночной сон        
5. Аппетит у меня не хуже обычного        
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом        
7. Я замечаю, что теряю вес        
8. Меня беспокоят запоры        
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно        
10. Я устаю безо всяких причин        
11. Я мыслю так же ясно, как всегда        
12. Мне легко делать то, что я умею        
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте        
14. У меня есть надежды на будущее        
15. Я более раздражителен, чем обычно        
16. Мне легко принимать решения        
17. Я чувствую, что полезен и необходим        
18. Я живу достаточно полной жизнью   2-    
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру        
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда   г>    

3.11. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Этот тест дает информацию о субъективном представле­нии ребенка о своей семейной ситуации. Результаты теста помогают определить отношение ребенка к членам своей семьи, особенности взаимоотношений, которые вызывают у ребенка тревогу или конфликты, показывают, как вос­принимает ребенок свое место в системе семейных отноше­ний.

Для теста КРС разработана система количественной оцен­ки, где определено 5 симптомокомплексов:

I. Благоприятная семейная ситуация.

II. Тревожность.

III. Конфликтность в семье.

IV. Чувство неполноценности.

V. Враждебные отношения в семье.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

(по Р. Ф. Беляускайте, 1982)

Симпто мо-комплекс Симптомы Балл
Благопри­ятная семейная ситуация   Общая деятельность всех членов семьи 0,2
  Преобладание людей на рисунке 0,1
  Изображение всех членов семьи 0,2
  Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
  Отсутствие штриховки 0,1
  Хорошее качество линии 0,1
  Отсутствие показателей враждебности 0,2
  Адекватное распределение людей на листе 0,1
  Другие возможные признаки  
Тревожность   Штриховка 0,1,2,3
  Линия основания —поля 0,1
  Линия над рисунком 0,1
  Линия с сильным нажшом 0,1
  Стирание 0,1,2
  Преувеличенное внимание к деталям 0,1
  Преобладание вешей 0,1
  Двойные или прерывистые линии 0,1
  Подчеркивание отдельных деталей 0,1
  Другие возможные признаки  

Окончание симптомокомплексов...

Симптомо-комплекс Симптомы Балл
Конфликт-ность в семье   Барьеры между фигурами 0,2
  Стирание отдельных фигур 0,1,2
  Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 0,2
  Выделение отдельных фигур 0,2
  Изоляция отдельных фигур 0,2
  Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
  Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1
  Преобладание вещей 0,1
  Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
  Член семьи, стоящий спиной 0,1
  Другие возможные признаки  
Чувство не­полноцен­ности в семейной ситуации   Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
  Расположение фигур на нижней части листа 0,2
  Линия слабая, прерывистая 0,1
  Изоляция автора от других 0,2
  Маленькие фигуры 0,1
  Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,1
  Отсутствие автора 0,2
  Автор стоит спиной 0,1
  Другие возможные признаки  
Враждеб­ность в семейной ситуации   Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0,2
  Агрессивная позиция фигуры 0,1
  Зачеркнутая фигура 0,2
  Деформированная фигура 0,2
  Обратный профиль 0,1
  Руки раскинуты в стороны 0,1
  Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
  Чругие возможные признаки  

3.12. Проба на внушаемость (Рекомендована В. Рожковым, 1972)1

Обследуемому предлагают три пустые, совершенно чис­тые пробирки и говорят: «Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой из пробирок находился ке­росин, в какой — духи, а в какой — чистая вода».

Если обследуемый «найдет» пробирки из-под керосина или духов, это указывает на его повышенную внушаемость.

'Внимание! Использование данной методики допускается в учеб­но-методических целях, поскольку представлен ее сокращенный ва­риант.

3.13. Симптомокомплексы теста «Дом—дерево—человек» (по Р.Ф. Беляускайте, 1982)

Симптомо-комплекс Симптомы Балл
Незащищен­ность   Рисунок в самом центре листа 0,1,2,3
  Рисунок в верхнем углу листа 0,1,2,3
  Дом, дерево —с самого краю 0,1,2
  Рисунок внизу листа 0,1,2,3
  Много второстепенных деталей 0,1,2,3
  Дерево на горе 0,1
  Очень подчеркнутые корни 0,1
  Непропорционально длинные руки 0,1
  Широко расставленные ноги 0,1
  Другие возможные признаки  
Тревожность   Облака 0,1,2,3
  Выделение отдельных деталей 0,1
  Ограничение пространства 0,1,2,3
  Штриховка 0,1,2,3
  Пиния с сильным нажимом 0,1
  Много стирания 0,1,2
  Мертвое дерево, больной человек 0,2
  Подчеркнутая линия основания 0,1,2,3
  Толстая линия фундамента дома 0,2
  /Інтенсивно затушеванные волосы 0,1
  Другие возможные признаки  
Недоверие   Очень слабая линия рисунка 0,2
  Дом с краю листа 0,1
  Слабая линия ствола 0,1
  Здномерное дерево 0,1
  Очень маленькая дверь 0,1
  Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0,1
  Другие возможные признаки  
Чувство неполно­ценности   'исунок очень маленький 0,1,2,3
  )тсутствуют руки, ноги 0,2
  'уки за спиной 0,1
    ^пропорционально короткие руки 0,1
    Непропорционально узкие плечи 0,1
    Непропорционально большая система веток 0,1
    Непропорционально крупные двумерные листья 0,1
    Дерево, умершее от гниения 0,1
    Другие возможные признаки 0,1

Окончание симптомокомплексов...

с

и

Симптомо-комплекс Симптомы Балл
Враждебность   Отсутствие окон 0,2
  Дверь — замочная скважина 0,1
  Очень большое дерево 0,1
  Дерево с краю листа 0,1
  Обратный профиль дерева, человека 0,1
е Ветки двух измерений, как пальцы 0,1
1 Глаза — пустые глазницы 0,2
  Длинные острые пальцы 0,2
  Оскал, видны зубы 0,1
  Агрессивная позиция человека 0,2
  Другие возможные признаки 0,2
Конфликт­ность (фрустрация)   Ограничение пространства 0,1,2,3
  Перспектива снизу (взгляд червя) 0,1,2,3
  Перерисовывание объекта 0,2
  Отказ рисовать какой-либо объект 0,2
  Дерево как два дерева 0,2
  Явное несоответствие качества одного из рисунков 0,2
  Противоречивость рисунков и высказывания 0,1
  Подчеркнутая талия 0,1
  Отсутствие трубы на крыше 0,1
  Другие возможные признаки  
Трудности общения   Отсутствие двери 0,2
  Очень маленькая дверь 0,1
  Отсутствие окон 0,2
  Окна — отверстия без рам 0,1
  Излишне закрытые окна 0,1
  Выделенное лицо 0,1
  Лицо, нарисованное последним 0,1
  Отсутствие деталей лица (основных) 0,2
  Человек, нарисованный схематично, из палочек 0,2
  Дом, человек в профиль 0,1
  Дверь без ручки 0,1
  Руки в оборонительной позиции 0,1
  Высказывание о нарисованном человеке, как об одиноком, без друзей 0,1
  Другие возможные признаки 0,1
Депрессив-ность   Помещение рисунка в самый низ листа 0,1,2,3
  Зид дерева или дома сверху 0,1
    Іиния основания, идущая вниз 0,1
  "Іиния, слабеющая в процессе рисования 0,2
    Сильная усталость после рисования 0,2
    Эчень маленькие рисунки 0,2
    Другие возможные признаки  

3.14. Методика «Выбор задач различной степени сложности» (Стимульный материал)

Карточки с узором расположены в соответствии с возра­станием степени сложности.

Карточки № 1, 1а, 2, 2а, 3, За, 4, 4а, 5, 5а, 6, 6а, 7, 7а, 8, 8а, 9, 9а взяты из заданий методики «Кубики Кооса».

Напоминаем, что изображение на кубиках и карточках должно совпадать по цвету, например: синий и белый или белый и красный и т. п.

За

4a

5a

8a

9a

6a

7a

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: