Количество и качество требований к подростку в семье

Требования к подростку — неотъемлемая часть воспита­тельного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обя­занностей подростка, т. е. в тех заданиях, которые он вы­полняет, — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-' запреты, устанавливающие то, чего подросток не должен делать. Наконец, невыполнение требований подростком может повлечь применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к подростку раз­личны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+; Т—; 3+; 3—; С+; С—.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспита­ния — «повышенная моральная ответственность». Требова­ния к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содей­ствуют полноценному развитию его личности, но, напро­тив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей подростка (шка­ла Т—). В этом случае подросток имеет минимальное количе­ство обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь подростка к какому-либо делу по дому.

18*

Требования-запреты, т. е. указания на то, чего подростку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоя­тельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрез­мерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой под­ход может лежать в основе типа неправильного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации подрост­ку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятель­ность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психа­стенической) акцентуаций. Типичные высказывания роди­телей отражают их страх перед любыми проявлениями са­мостоятельности подростка. Этот страх проявляется в рез­ком преувеличении последствий, которые может иметь хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремле­нии подавить самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку (шка­ла З—). В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчиты­вается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа харак­тера у подростка и, особенно, неустойчивого типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: