Муниципальное управление в России

Россия как правовое и социальное государство

Особенности современного российского федерализма

Современной России

Структура органов государственной власти в

Период

Особенности российского государства в советский

План

В России

Тема 7. Государственное и муниципальное управление

Литература

Воронкова О.А., Сидорова А.А., Крыштановская О.В. Российский истеблишмент: пути и методы обновления // Полис.-2010.- № 6.

Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции // Политические исследования. – 2004. - №№ 2,3.

Гаман-Голутвина О.М. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации 1993-2003 гг.: эволюция персонального состава // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2007. - № 1.

Головков А. Чем грозит России смена поколений во власти? // Политический журнал. – 2007. - № 27.

Гудков Л., Дубин Б. Иллюзии модернизации: российская бюрократия в роли «элиты» // Pro et Contra. – 2007. - № 3.

Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 2.

Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб., 2008. – Гл.5-6.

Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // Политические исследования. - 2001. - № 1, № 2.

Крыштановская.В. Бывшие. Тенденции нисходящей мобильности российской элиты // Общественные науки и современность. – 2003. - №№ 5-6.

Крыштановская О.В. Формирование региональной элиты // Социологические исследования. – 2003. - № 11.

Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Обновление политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №11.

Макаркин А. Российские элиты и кремлевские «атомы» // Pro et Contra. – 2007. - № 4-5.

Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1998. Раздел I.

Ханукаева А.Р. Партия – партийный лидер – общество: проблемы коммуникации в современной России // Власть. – 2006. - № 10.

1. Государство: его сущность, структура и функции

1. Государство: его сущность, структура и функции

Термин «государство» имеет разные значения:

1. Государство – это отдельная страна, конкретное общество в единстве всех его элементов (Франция, Украина и др.). В данном случае о российском государстве говорится как о неком целостном социальном организме, включающем российскую экономику, социальную, политическую, духовную сферы и др.;

2. Государство – элемент политический системы, совокупность учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Здесь под российским государством следует иметь лишь часть российского общества, элемент его политической сферы. Именно в этой трактовке и будет рассматриваться российское государство

В качестве признаков российского государства, как и любого другого государства нужно выделить следующее:

1. Наличие публичной власти, то есть власти, не совпадающей с населением России в целом, представленной совокупностью особых организаций, особых групп населения. Государство представляет собой совокупность учреждений, где различается:

а) блок управления (так в федеральных органах управления задействовано к концу 2006 г. 828,5 тыс. человек – это на 8,1% больше, чем в 2005 г. Всего же во всех органах управления – государственных и муниципальных работает около 1,5 млн. человек. Это - 1 чиновник на 100 граждан страны. Следует отметить, что удельный вес чиновничества в странах западной Европы и США значительно выше, так в США и Германии по сравнению с Россией удельный вес выше примерно в 5-7 раз1. При этом на сегодняшний день стоит задача сокращения контингента российских чиновников примерно на 20% с целью повышения эффективности государственного аппарата;

Сегодня в области работают 1492 госслужащих - это 0,97 на одну тысячу населения, что является одним из самых низких показателей в ЦФО

б) блок защиты и принуждения. Так численность только армии составляет более 1 млн. человек (намечено ее сокращение до 1 млн.). Еще больше людей задействовано в МВД. Каждый сотый гражданин России – сотрудник органов внутренних дел. Количество работников сил правопорядка на душу населения в России в три раза выше, чем в США и в пять раз выше, чем во Франции. Всего в Министерстве внутренних дел РФ насчитывается почти полтора миллиона сотрудников, контролирующих почти все области повседневной жизни, начиная с рынка потребительских товаров и заканчивая экологическими проблемами. В настоящее время намечено масштабное реформирование системы правоохранительных органов.

2. Территориальный принцип управления. Это означает, что решения органов государственной власти той или иной территориальной единицы обязательны для всех людей проживающих на этой территории и не имеют значения для лиц проживающих в ином месте. В обществе в прошлом и настоящем использовались и иные принципы управления, например, родоплеменной (тейповый) принцип. Здесь решения руководства этнической группы обязательны дли лиц, проживающих на любой территории. В значительной мере неудачи в становлении суверенного чеченского государства в 1995 - 2000 г. было связано с тем, что там не удалось в управлении добиться приоритетности территориального принципа управления: доминировало управление по тейпам, кланам. Следует отметить, что и в России в целом клановость в управлении обществом является её «слабым местом». Часто люди исходят в своих поступках не из постановлений органов власти территории, а из решений той неформальной группировки, «команды», семьи, к которой они принадлежат2. На сегодняшний день конкурентным территориальному принципу управления является также корпоративный принцип 3. В данном случае для поступков людей решающим является не их проживании на определенной территории, а принадлежность к той или иной корпорации, руководство которой может находиться вне территории проживания людей (например, руководство такой транснациональной корпорации как Microsoft).

3. Суверенитет, то есть верховная власть органов российского государства на определенной территории. В обществе много властей – экономическая, семейная, корпоративная, партийная и др., но государственная власть – высшая власть. Разумеется, часто мы наблюдаем, как решения органов государственной власти игнорируются.Это свидетельство слабости власти, а часто и утраты ею суверенитета, когда иная власть (тейповая, клановая (мафиозная), корпоративная и др.) является более сильной.

4. Монополия на легальное применение силы на территории России. Только государство имеет законное право применять насилие для защиты российского общества, граждан, проживающих на его территории, обеспечения правопорядка. Насилие, осуществляемое другими элементами общества, даже насилие, казалось бы, с благими целями (наказание преступника), незаконно.

5. Право на взимание налогов с населения. Для осуществления своих функций, для обеспечения содержания своего аппарата российское государство нуждается в средствах, которые оно взимает с населения. Для начала 90-х гг. для России была характерна ситуация, когда функцию взимания «налогов», в значительной мере выполняли преступные группировки. Занимаясь рэкетом, взимая с населения, прежде всего, с бизнеса дань, они брали на себя и государственную функцию защиты, обеспечения безопасности. Исследователи характеризуют это как фрагментацию государства4. В настоящее время государство в значительной мере вернуло себе эти функции, произошла своеобразная реконструкция государства. Но и до сих пор некоторые охранные предприятия навязывают свои услуги по охране тех или иных бизнес-структур, занимаясь по существу замаскированным рэкетом.

Российское государство является главным элементом политической системы России, за обладание которым борются все субъекты российской политики. Овладев государством, они получают власть над обществом в целом. Для России, по сравнению с другими странами, всегда была чрезвычайно большая роль государства в обществе. Она была всегда этатоцентричным обществом, когда власть государства не уравновешивалась иной властью – экономической, духовной, властью гражданского общества и др.

Место и роль российского государства, как и других государств, в политической системе и обществе во многом определяется его функциями. Они делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

1) защита существующего социально-экономического и политического строя;

2) регулирование взаимоотношений между различными социальными группами (социально-классовыми, этническими, религиозными, профессиональными, демографическими, территориальными и др.);

3) регулирование экономической жизни;

4) обеспечение законности и правопорядка;

5) культурно-воспитательная функция;

6) регулирование взаимоотношений общества с природой и др.

Внешними функциями государства являются:

1) защита интересов страны на международной арене;

2) защита суверенитета и территории;

3) укрепление обороны и обеспечение государственной

безопасности;

4) поддержание взаимовыгодных отношений и развитие сотрудничества с другими странами;

5) участие в международном разделении труда;

6) участие в решении глобальных проблем и др.

Для решения этих функций и создается государственный аппарат, состоящий из множества учреждений, людей (миллионов людей применительно к России) занятых с них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: