Политическое развитие и политическая модернизация в России

Политические конфликты сегодняшнего дня не носят былой остроты, не представляют большой опасности для общества и решаются, в основном, в рамках существующего законодательства.

В политической науке под политическим развитием понимается только прогрессивное изменение политической системы. Иными словами, политическое развитие означает улучшение выполнения политической системой своих функций по обеспечению стабильности и эффективности всего социального организма.

Политическая модернизация есть часть модернизации общества в целом, под которой понимают переход от традиционного, доиндустриального, авторитарного общества к обществу современному, индустриальному, демократическому. Эта модернизация может быть органической, происходящей на собственной основе, такой она была у стран Запада, и догоняющей. Догоняющая модернизация характерна для тех стран, которые отстали от Запада и где модернизация происходила и происходит путем заимствования достижений Запада.

Как соотносятся политическое развитие и политическая модернизация, тождественны ли они? Следует отметить, что политическая модернизация не всегда имеет в качестве следствия политическое развитие.

В условиях органической модернизации, происходившей в странах Запада, политическая модернизация и политическое развитие совпадали. В странах с догоняющим типом модернизации ситуация может складываться иначе. Как показал опыт многих развивающихся стран (Африки, Азии, Латинской Америки), структурная дифференциация институтов политической системы, специализация их функций, расширение границ равенства в сфере политики и т.д., то есть то, что составляет содержание модернизации, приводили к негативным результатам. Политическая модернизация вызывала там не повышение, а снижение эффективности государственного управления, коррупцию и произвол чиновников, имущественное расслоение общества, нарастание в нем конфликтности и напряженности, кризисных явлений.

Подобные же результаты дала политическая модернизация в странах СНГ. Изменения в политической сфере в направлении приближения устройства политической системы к западным стандартам сопровождались там обвалом в производстве, резким снижением уровня жизни населения. В то же время Китай, воздержавшись от ускоренной политической модернизации, за последнее два десятилетия утроил свой экономический потенциал и повысил уровень жизни своих граждан. Это не означает, что в России и других странах СНГ политическая модернизация была не нужна. Политическая модернизация неизбежна для всех стран, в том числе и для Китая. Важно, однако, чтобы политическая модернизация обеспечивала позитивные изменения в экономической и социальной сферах. В России и других странах СНГ, как считают многие исследователи, темпы политической модернизации были чрезмерны, политическая система стала хуже выполнять свои функции по отношению к обществу, отсюда изменения в сфере политики там можно в целом охарактеризовать не как политическое развитие, а как политическую деградацию, упадок.В силу этого повышение эффективности политической системы в России и других странах СНГ может сопровождаться и уже сопровождается некоторыми изменениями возвратного характера.

Как отмечают исследователи, децентрализация 90-х гг. сменяется с 2000 г. рецентрализацией. В качестве примера называется введение Федеральных округов, отмену особых договоров с субъектами федерации, приведение законодательства регионов в соответствие с федеральным, изменение порядка назначения в Совет Федерации, отмену выборов губернаторов, изменение налогового законодательства в пользу центра, сокращение числа регионов, отмену выборов в Государственную Думу по одномандатным округам и др.1

Политический процесс становится более управляемым из федерального центра. На сегодняшний день это служит повышению эффективности государственного управления. Поэтому можно говорить об изменениях происходящих в современной политической системе России как о политическом развитии. При этом с формальной точки зрения можно говорить о демодернизации в сфере политики, снижении уровня демократичности и т.п., что и делается критиками нынешнего российского политического режима.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое политический процесс?

2. Можно ли назвать политический процесс в современной России горизонтально организованным?

3. Каковы главные субъекты политического процесса в настоящее время в России?

4. Чем политический процесс в России в настоящее время отличается от политического процесса в 90-е гг. прошлого века?

5. Можно ли отнести политический процесс в Росси к технократическому типу?

6. Каково отношение к конфликту большинства населения России?

7. Охарактеризуйте наиболее крупные политические конфликты постсовесткой России.

8. Привела ли политическая модернизации в России в 90-е гг. прошлого века к политическому развитию?

9. Как оценить проявления политической демодернизации в современной России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: