Общие замечания. Обладающий экологическим мировоззрением специалист при проектировании транспортного сооружения постоянно анализирует его взаимодействие со средой

ЛЕКЦИЯ 4-1. МЕТОДОЛОГИЯ И СОСТАВ пРОЦЕДУРЫ

«ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)»

Обладающий экологическим мировоззрением специалист при проектировании транспортного сооружения постоянно анализирует его взаимодействие со средой, выбирает варианты, реализация которых внесет минимальные изменения. Для этого разработаны соответствующие методы анализа, качественной и количественной оценки воздействия на окружающую среду – процедура ОВОС - структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.

По классификации ЮНЕП высшим приоритетом в решении экологических проблем является осуществление мероприятий, позволяющих исключить источник воздействия (например, при реконструкции действующего предприятия, загрязняющего окружающую среду).

В этом случае экологический эффект достигается за счет вложения средств не «в экологию», а в уничтожение самого источника воздействия за счет «экологической обеспеченности» принятых решений.

При проведении ОВОС следует руководствоваться следующими принципами:

1) упреждения - процесс ОВОС должен проводиться, начиная с ранних стадий подготовки решений по объекту вплоть до их принятия;

2) альтернативности и вариантности - в процессе подготовки решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности должны рассматриваться все возможные альтернативы и варианты для того, чтобы существовала возможность выбора наиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий их осуществления;

3) интеграции - все аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные, экономические, медико-биологические, демографические, технологические, технические, природно-климатические, природоохранные, инженерные, архитектурно-планировочные и др.) должны рассматриваться во взаимосвязи;

4) разумной детализации - исследования в рамках ОВОС должны проводиться с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта;

5) последовательности действий - при проведении ОВОС должна строго выполняться последовательность действий в осуществлении этапов, процедур и операций.

6) участия общественности - смысл участия заключается в причастности к выработке решений, а не в «участии в кампании»;

7) открытости экологической информации - при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация должна быть доступна для заинтересованных сторон;

Экологическое сопровождение осуществляется на следующих стадиях разработки предпроектной и проектной документации на развитие дорог и сооружений на них: программа развития дороги, экономическое обоснование, инженерный проект, рабочая документация.

При подготовке документации, обосновывающей строительство и реконструкцию автомобильных дорог, процедура ОВОС является обязательной, но проводится в разных объемах.

Оценка воздействия транспортных сооружений на окружающую среду представляет собой комплекс действий, осуществляемых в определенной последовательности:

Оценка воздействия технологических процессов на окружающую среду по направлениям:

- степень использования исходного сырья;

- масштабы потребностей в природных ресурсах (земельные участки, водные ресурсы и др.);

- масштабы отходов производства и степень их воздействия на окружающую среду;

- возможность повторного использования отходов производства.

Такое представление позволяет выделить звенья технологических процессов, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду.

Выявление ареала воздействия объекта на окружающую среду и оценка современного состояния природных ресурсов в этом ареале.

Производится в следующей последовательности:

а) определение ареала воздействия (выделение региона, подверженного воздействию объекта, выявление зон прямого и косвенного влияния);

б) оценка существующего состояния окружающей среды, включающая:

- определение характеристик окружающей среды или ее компонентов, на которые реализация проекта окажет влияние;

- классификация воздействий на окружающую среду по направлениям (прямые, косвенные) и по времени (длительные, кратковременные);

- выявление взаимоотношений между элементами окружающей природной среды, синтез полученной информации об этих взаимоотношениях;

- выявление тенденций процессов естественно-природного развития в регионе и последствий их изменения под влиянием реализации проекта;

- выявление критических конфликтных ситуаций.

Прогноз изменений природной экосистемы при реализации проекта предусматривает: определение степени прямого и косвенного влияния реализации проекта на природу региона; выявление наиболее и наименее устойчивых природных компонентов ландшафта; выделение обратимых и необратимых последствий воздействия объекта на окружающую природную среду; выявление потенциальных цепных реакций в природе под влиянием прямых и косвенных видов воздействия; оценку интенсивности технологических нагрузок и возможности их нарастания в перспективе; выявление форм нарушения природной среды (по отдельным компонентам) в результате антропогенного воздействия; определение комплексной антропогенной нагрузки; установление для отдельных экосистем предельных нагрузок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: