Метод конструкторской компенсации

При методе конструкторской компенсации требуемое значение замыкающего размера достигают за счет изменения размера детали - компенсатора, без удаления с нее слоя материала. При этом применяют:

- сменные компенсаторы;

- перемещаемые компенсаторы;

- упруго-деформируемые.

Примером сменных компенсаторов могут служить различные прокладки, которые устанавливаются в узел в комплекте из нескольких штук.

Примером перемещаемых компенсаторов могут служить конусы (44), клинья (рис.45), эксцентрики, резьбовые детали (рис.46), изменяя положение которых добиваются необходимого значения замыкающего размера.

Рисунок 44 – Компенсатор в виде конической втулки

Рисунок 45 – Компенсатор в виде клина

Рисунок 46 – К омпенсатор в виде резьбового соединения

Примером упруго-деформируемого компенсатора может служить разрезной подшипник качения, который имеет три несквозных шлица и один сквозной. За счет упругих свойств подшипника регулируют величину зазора между валом и подшипником качения.

12.2 Метод технологической компенсации

Сущность: при этом методе требуемое значение замыкающего размера обеспечивается за счет изменения размера детали - компенсатора путем удаления с нее слоя материала, т.е. осуществляют доработку детали - компенсатора в процессе сборки.

Доработка применяется в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую точность замыкающего размера или относительно высокую площадь пятна контакта сопрягаемых деталей. Например, в станкостроении путем доработки добиваются совпадения центров передней и задней бабки станка.

Доработку применяют также при сборке стволов и ствольных коробок охотничьих ружей, газовых задвижек с целью обеспечения необходимой площади пятна контакта сопрягаемой детали.

Доработка операция трудоемкая, требует от рабочего сборщика высокой квалификации, не поддается нормированию по времени, поэтому прибегать к ней следует лишь в случае крайней необходимости.

Разновидностью доработки является совместная обработка и подбор деталей перед сборкой.

Совместная обработка используется в тех случаях, когда необходимо обеспечить совпадение осей отверстий под установку в них крепежных деталей, подшипников качения и т.д.

Подбор является операцией, предшествующей доработке. Он используется для сокращения припуска, удаляемого при доработке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: