Предмет экономической теории

Система экономических наук и ее составляющие.

План лекции

Лекция 1. Предмет, функции и методология экономической науки.

Модуль 1. Общие основы экономической теории

Вопросы для самопроверки

Задание для СРС

1.Изучить материал лекции по конспекту и по литературным источникам, в первую очередь по №1,2,3.4.

2. Ознакомиться с прогнозом ITRS 2013 (International Roadmap for Semiconductors) на следующие 15 лет развития микроэлектроники и наноэлектроники на сайте ITRS www.itrs.net.

3. Для подготовки к следующей лекции ознакомиться с её материалом по конспекту лекции №2. При подготовке к лекции №2 рекомендуется восстановить в памяти знания по физике работы МДП-транзисторов по книге
В.И. Старосельский «Физика полупроводниковых приборов микроэлектроники».-М: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009, с.133-253.

1. В чем заключается закон Мура?

2. Что такое технологическая, или проектная, норма?

3. С какой периодичностью появляется каждое новое поколение технологии?

4. За сколько лет минимальный характеристический размер уменьшается в два раза?

5. В чем состоит цель масштабирования МОПТ?

6. Какие закономерности соблюдаются при масштабировании?

7. Каковы главные проблемы дальнейшей миниатюризации в настоящее время?

8. Какие ограничения возникают при масштабировании МОПТ?

1.1. Система экономических наук и ее составляющие. Предмет эконо-мической теории как науки.

1.2. Функции экономической теории.

1.3. Методы экономической теории.

1.4. Человек в мире экономики: мотивы его поведения.

1.5. Потребности, ресурсы, интересы, экономические ресурсы и экономический выбор. Производство: его сущность, уровни, факторы и структура. Границы производственных возможностей.

К настоящему времени экономические знания образовали сложную систему экономических наук. В этой системе взаимодействуют и развиваются общая экономическая теория, функциональные и отраслевые экономические науки. Такая дифференциация обусловила новое место и содержание экономической теории. С одной стороны, её элементы стали развиваться в функциональных и отраслевых науках, с другой – это позволило по-новому взглянуть на предмет, задачи и структуру самой экономической теории. Экономическая теория изучает поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

Значительный разброс определений предмета экономической теории проявился в прошлом. Поступательно развивался объект исследования, а вместе с ним и давались разные определения предмета.

У меркантилистов доминирующей проблемой была сфера обращения, классическое направление перевело центр внимания на производство и анализ экономических законов, марксистское направление – в соотношение производительных сил и производственных законов, которые управляют общественным развитием, у маржиналистов определяющим акцентом анализа стала ограниченность ресурсов и их рациональное использование.

Можно найти и определение предмета, которое применимо практически для любой школы в экономической науке. Так, например, известный экономист XIXв. А.Маршал считал, что «Экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества».

Можно было дать обширный перечень определений данного предмета. Но ни одно из этих определений не дало бы исчерпывающего, точного определения предмета. Однако в большом наборе определений предмета данной науки можно выделить три компонента, которые присутствовали практически во всех концепциях и существуют в нынешних определениях:

- приумножение благосостояния национальной экономики и на этой основе сделать жизнь граждан более достойной;

- рациональное использование ограниченных ресурсов;

- распределение благ, которое соответствует фундаментальному принципу справедливости.

По охвату проблем исследования экономическая теория относится к общественным наукам. В наиболее развернутом определении предмета П. Самуэльсона отражены и основные направления исследования в науке и её социальная направленность. «Экономика – это исследование того, как отдельные индивидуумы и общество в целом, с помощью денег и без них, осуществляют выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их для последующего потребления, сейчас или в будущем, среди различных индивидуумов и групп общества. «Экономика анализирует затраты и выгоды улучшения методов использования ресурсов».

Среди общественных наук экономическая теория имеет свои особенности:

- наиболее формализованная, используется математический аппарат и модели для описания действительности и прогнозирование будущего развития;

- экономические взаимосвязи, а соответственно и законы их отражающие не носят жестко детерминированного характера. Реалии эпохи свободной до второй половины XIX века служили основанием для классической теории, которая с приходом к несовершенной конкуренции уже не адекватно отражала состояние экономики. Та же судьба постигла и кейнсианскую концепцию. Её рекомендации уже нельзя считать в наше время эффективным средством решения проблем инфляции и безработицы. Экономические законы, в отличие от естественно научных, проявляются как тенденции и могут носить преходящий характер;

- экономика различается не только в историческом плане, но и в географическом. Различия природные у разных стран, в культуре, в правах, обычаях, государственном устройстве и.т.д. оказывает влияние и на экономику. Поэтому исследования экономической науки должны учитывать эти институциональные особенности.

Современная экономическая теория использует идеи классической школы А. Смита, Д. Рикардо с её рыночными регуляторами, марксизм, с его глубоким исследованием производственных отношений, маржинализм с его основами предельной полезности и поведением потребителя, неоклассическое направление и кейнсианство с глубоким исследованием микро и макроэкономики.

В современной экономической науке все новые позиции занимает институционально-социологический подход, который включает в анализ и идеи гуманистической направленности, справедливости, без чего невозможно создание социально-ориентированной экономики.

Современная экономическая теория представляет собой синтез классической школы и трех новых направлений.

Во-первых, неоклассическое направление, которое связано с именем А.Маршала (1842-1924г.г.). Именно ему принадлежит успешная попытка соединить классическую теорию А.Смита с теорией маржинализма. Впервые формирование рыночного равновесия и цены стало рассматривать как результат взаимодействия предложения и спроса.

Вторая волна неоклассического направления возникла в 70-80-е годы прошлого века и явилась как протестная реакция на чрезмерное вмешательство государства в экономик, в основе которого лежала теория Дж.М.Кейнса (1883-1946г.г.).

Кейнсианское направление дало теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования экономики в связи с тем, что экономика перешла от рынка свободной конкуренции со способностью к саморегуляции к экономике с монополистическим сегментом, с чем и утратила достоинство к саморегулированию. Но и на современном этапе кейнсианство не уступает своих позиций уже в форме неокейсианства.

Рациональные стороны неоклассического и неокейсианского направлений в последние годы образовали симбиоз, который лежит в основе экономической политики. В краткосрочном плане в экономической политике делается упор на процентную ставку (на кейнсианство), а в долгосрочном плане – на регулирование денежного механизма (неоклассическое направление в современном виде).

Третье направление в современной экономической науке – это институционализм, истоками которого является историческая школа, возникшая на рубеже XIX-XX веков и которая связывается с именем Т.Веблена (1857-1929г.г.). Термин институт – латинского происхождения, под которым понимаются обычаи, порядок, которые приняты в обществе, а также обычаи закрепленные в виде законов или учреждений на смену рационального эгоиста с потребительским психозом А.Смита приходит индивидуум, находящийся под влиянием этих институтов. Постулат этого направления состоит в том, что именно общественные обычаи регулируют общественную экономическую деятельность в обществе. При этом определяющую роль играет не индивидуальная психология, а групповая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: