Теория цены: спрос, предложение и рыночное равновесие. Спрос и факторы спроса. Предложение и его факторы. Законы спроса и предложения

Сущность рынка в узком и широком смысле, его основные черты. Причины возникновения рынка. Функции рынка. Структура рынка. Виды рынка с точки зрения различных критериев. Модель рыночного кругооборота. Преимущества и недостатки рыночной системы.

План лекции

Лекция 2. Рыночная система: сущность, функции, структура и механизм функционирования. Основы теории потребительского поведения

Модуль 2. Микроэкономика

Задание для СРС

1.Изучить материал лекции №2 по конспекту и по литературным источникам.

2. Для подготовки к следующей лекции ознакомиться с её материалом по конспекту лекции №3. При подготовке рекомендуется восстановить в памяти знания по физике работы МДП-транзисторов по книге
В.И. Старосельский «Физика полупроводниковых приборов микроэлектроники».-М: Высшее образование, Юрайт-Издат,2009, с.133-253.

Вопросы для самопроверки

1. Нарисуйте энергетическую диаграмму полупроводника р -типа (п -типа) на границе сильной инверсии.

2. Дайте определение порогового напряжения.

3. Напишите выражение для толщины обедненной области МДП-структуры при напряжении на затворе, равном пороговому.

4. Напишите формулу связи напряжения на затворе с поверхностным потенциалом в полупроводнике.

5. Напишите выражение для порогового напряжения МДП-структуры.

6. Какова зависимость плотности носителей в канале от напряжения на затворе в надпороговом режиме?

7. Какова зависимость между поверхностной плотностью электронов в канале и поверхностным потенциалом в подпороговом и надпороговом режимах?

8. Напишите выражение для емкости инверсионного слоя в подпороговом и надпороговом режимах.

9. Напишите выражение для полной емкости МОП-структуры.

10. Нарисуйте вольтфарадную характеристику МОП-структуры и объясните её.

11. Что такое эквивалентная электрическая толщина подзатворного окисла?

2.1. Сущность рынка в узком и широком смысле, его основные черты. Причины возникновения рынка. Функции рынка. Структура рынка. Виды рынка с точки зрения различных критериев. Модель рыночного кругооборота. Преимущества и недостатки рыночной системы.

2.2. Теория цены: спрос, предложение и рыночное равновесие. Спрос и факторы спроса. Предложение и его факторы. Законы спроса и предложения.

2.3. Установление рыночного равновесия, равновесные цены.

2.4. Эластичность спроса и предложения.

2.5. Теория полезности и анализ потребительских предпочтений. Равновесие потребителя: принятие решений об оптимальном выборе. Ординалистский и кардиналистский подход к изучению потребительского поведения.

2.6. Эффект дохода и эффект замещения. Закон Энгеля. Парадокс Гиффена.

2.7. Формирование индивидуального и рыночного спроса

Современный рынокхарактеризуется быстрым товарооборотом, глобализацией экономики, созданием ТНК (транснациональных корпораций), единением экономической структуры развитых стран мира, развитием регулируемой международной торговли, быстрым оборотом информации.

Рынок (в узком смысле) – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов.

Рынок состоит из огромного числа действующих независимо покупателей и продавцов, они обмениваются между собой стандартизованной продукцией. Это высоко конкурентные рынки где равновесная цена «обнаруживается» через взаимодействие решений продавцов и покупателей.

Рынок (в широком смысле) – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Основные причины и условия возникновения рынка:

- потребности людей;

- ограниченность всех ресурсов производства;

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность товаропроизводителей;

- самостоятельность производителя.

К основным функциям рынка относятся: информационная, осредническая, регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, созидательно-разрушительная, оздоровительная, дифференцирующая.

Особенности современного рынка, общая характеристика. Современный рынок, в котором действуют экономические субъекты, с одной стороны является результатом длительного пути развития, с другой стороны представляет собой сложную развивающуюся систему. Сегодня он характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с классическим рынком, а именно:

· рынок испытывает воздействие различных институциональных структур и, прежде всего, экономической политики государства;

· это рынок несовершенной конкуренции;

· сочетание рыночных и нерыночных механизмов при наличии смешанных форм организации экономики;

· господство корпораций в новой структуре состава хозяйствующих субъектов;

· это рынок новых товаров: технологий, информации, ценных бумаг и т.д.;

· рынок с маркетинговой формой организации и функционирования, заранее до начала производства готовит ответ на вопросы что, как и для кого производить и продавать;

· имеет развитую инфраструктуру – комплекс учреждений и институтов, повышающих эффективность рыночного механизма (рис. 1);

· социальная ориентированность рынка на все слои населения;

· открытость рынок, большинство национальных экономик являются частью мирового рынка.

Все эти особенности явились ответом на несостоятельность рынка в обеспечении эффективного использования ресурсов в ситуациях связанных с действием: а) монополии; б) несовершенной информации; в) внешних эффектов и г) общественных благ. Во всех этих случаях приходит на помощь экономике государство. Оно пытается решить проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство с отрицательными внешними эффектами, развивая инфраструктуру и т.д. Основные направления экономических функций современного государства:

- разработка и утверждение правовых основ экономики;

- определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны;

- определение социальных ценностей экономического развития страны;

- регулирование экономических процессов распределения и перераспределения ресурсов и результатов производства;

- стимулирование экономического роста;

- позитивное решение глобальных проблем;

- решение вопросов национальной безопасности страны.

Средствами государственного регулирования являются: государственные финансы, денежно-кредитные инструменты, административно-правовые акты и государственное предпринимательство.

Экономические субъекты рыночных отношений. Экономические субъекты вступают в экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Средством связи между ними является экономические блага (товары и услуги).

Основными экономическим субъектами являются:

· домохозяйства,

· фирмы (предприятия),

· государство.

Домохозяйство выступает в качестве экономической единицы (в составе одного или нескольких лиц), которое выступает как владелец ресурсов (труда, земли, капитала, информации) и как потребитель благ. Целенаправленность действия домохозяйства – максимизация удовлетворения своих потребностей.

Фирмы (предприятия) – самостоятельный хозяйствующий субъект, который использует ресурсы для производства товаров и услуг и их продажи. Целью деятельности фирмы является максимизация прибыли. Отличительная особенность фирмы проявляется также в самостоятельности принимаемых решений.

Государство, в соответствии с конституционным правом, понимается как все правительственные учреждения. Они обладают политической и юридической властью, для осуществления контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Государство более активную роль выполняет в смешанной экономике. Вмешательство государства в экономику вызвано недостатками рынка. Рынок в условиях несовершенной экономике не в состоянии решать самостоятельно проблемы стабильности, эффективности, справедливости в обществе.

Но и само государство не может служить гарантом при исправлении “ошибок” рынка. Принципы классического либерализма господствующие в современных теориях доминирующими признают индивидов (домохозяйства). А в теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен) принципы индивидуализма доводятся до логического завершения. В этой теории государство рассматривается как совокупность индивидов, которые преследуют личные цели. Исходя из этой предпосылки, государственная политика определяется не столько общественными потребностями сколько частными интересами, принятием решений государственных органов в пользу меньшинства.

Экономический кругооборот. При глубоком разделении труда между хозяйствующими субъектами возникают и действуют постоянные, интенсивные связи. Они проявляются через обмен товаров и услуг посредством денег и образуют экономический кругооборот. Основными субъектами рыночных отношений являются предприятия и домохозяйства. Домохозяйства являются поставщиками ресурсов и одновременно предъявляют спрос на потребительские товары и услуги.

Экономический кругооборот отражает постоянное взаимодействие спроса и предложения как на ресурсы, так и на потребительские товары и услуги. При этом между спросом и предложением существуют прямые и обратные связи. Спрос воздействует на предложение, а предложение в порядке обратной связи развивает спрос. И это происходит в бесконечно повторяющихся циклах спроса и предложения. В этот процесс кругооборота в смешанной экономике активно вмешивается и государство.

Кругооборот товаров, денег с участием государства и с включением в него финансового рынка можно представить в виде схемы (рис. 2). В экономике, как в сложной, динамичной системе, все взаимосвязано и все элементы меняются количественно и качественно и постоянно находятся в движении. Это движение интегрировано в кругообороте (потоке) материальных и денежных средств. Материальные потоки (товары и услуги) движутся в одном направлении, денежные потоки – в противоположном направлении. Тесная взаимосвязь этих встречных потоков лежит в основе определения количества денег необходимых для обращения.

Рис. 2. Кругооборот материальных и денежных потоков в смешанной экономике.

Рыночный механизм – это совокупность взаимосвязанных объективных (цена, спрос и предложение, конкуренция, издержки и прибыль) и субъективных элементов (полезность, вкусы и предпочтения потребителей, ожидания продавцов и покупателей и т. п.), которые взаимодействуя, регулируют поведение экономических единиц, ход хозяйственной жизни. Теоретические основы этого механизма будут рассмотрены ниже.

Понятие спроса. Спрос – это обобщающая категория рынка, которая описывает реальное поведение покупателей, как совершивших покупку, так и потенциальных покупателей.

3акон спроса. Закон спроса отражает причинно-следственную связь между изменением цены и величины спроса. В качестве независимой переменной (причины) выступает цена, а зависимой переменной- (следствия) величина спроса. Закон спроса можно сформировать так: с ростом цены товара величина спроса на него снижается, с понижением цены величина спроса увеличивается, при неизменных прочих факторах. На спрос, кроме цены, влияет огромное количество факторов. Но принято считать, что главным фактором, воздействующим на спрос, является цена.

Закон спроса отражает отрицательную или обратную зависимость между ценой и спросом на товар, то есть с ростом одной величины, другая - снижается. Кривая спроса с отрицательным наклоном и служит отражением этой связи.

Зависимость между количеством проданных товаров и ценой можно изобразить:

1. В табличной форме:

Таблица 1.

Цена за 1 кг. товара, руб. Р Общая величина спроса за месяц. Q
   
   
   
   
   

2. В графической форме:

3.

4.

Рис 1. Кривая спроса

3. Аналитически, в форме уравнения. В реальной действительности связь между ценой (P) и величиной спроса (QD) не линейная и может быть выражена в виде гиперболы:

QD= b0- , где b0и b1- коэффициенты уравнения.

Функция спроса. Кривая спроса и её изменение. В экономической теории независимую переменную (P - цену) принято откладывать на вертикальной оси, а зависимую переменную (Q - спрос) – на горизонтальной оси.

Уравнение спроса от цены в общем, виде примет вид: QD= f (p), где QD – величина спроса (demand), p - цена (price).

Представим связь между ценой (P) и величиной спроса графически в виде гиперболы и в форме прямой:

Рис 2. Формы линии спроса

В последующем рассуждении мы будем пользоваться линейной функцией уравнения спроса. При этом каждому значению цены будет соответствовать величина спроса соответствующая определенной цене, и все величины будут находиться на кривой спроса, исходя из уравнения:QD= b0– b1P, где b0- свободный член уравнения, который показывает, какое количество продукции хотели бы иметь покупатели, если бы продукция распределялась бесплатно.

Рис 3. Прямая спроса

Точка пересечения QD с осью цены показывает тот уровень цены, при котором данный товар перестанут покупать. Экономический смысл коэффициента b1отражает изменение величины спроса на 1 руб. изменение цены. Геометрический смысл b1выражается в tg α угла наклона кривой спроса к оси P. Закон спроса предполагает, что .

При данном подходе цена выступает как независимая переменная, которая определяет величину спроса. В реальной экономике и сам спрос может оказывать воздействие на уровень рыночной цены. Тогда мы получим обратную функцию спроса, выраженную через цену.

Значения коэффициентов b0и b1 уравнения спроса определяется методом наименьших квадратов на основе статистических данных.

Аналитический способ позволяет проанализировать связь изменения цены с изменением спроса, а так же экстраполировать его изменением на будущей период.

Функция спроса от цены является частным случаем функции спроса. Поскольку на спрос оказывает большое количество неценовых факторов постольку в общем виде функцию спроса (QD) можно представить в следующем виде: , где QD- спрос на данный товар в данном интервале времени; p, pb, pg- цены данного товара, взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; I - доходы потребителей; M - мода на данный товар.

К важнейшим неценовым детерминантам спроса относятся:

- потребительские предпочтения на рынке;

- денежные доходы потребителей;

- цены на сопряженные товары;

- потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов и целый ряд других факторов.

Потребительские предпочтения или вкусы являются существенным фактором, влияющим на спрос. Такие изменения происходят при часто меняющейся моде. Мировая практика показывает, что смена моделей одежды, обуви происходит в среднем за 3-4 года. На модную продукцию спрос возрастает, и наоборот, на устаревшую продукцию спрос снижается.

Если появляется мода (в силу необходимости) на здоровый образ жизни, падает спрос на сигареты, увеличивается спрос на спортивные товары и связь моды со спросом понятна и очевидна.

Число потребителей на рынке. Очевидно, что число потребителей на рынке увеличивает спрос. Улучшение демографической ситуации, рост рождаемости повысит спрос на детские товары, образование. А увеличение продолжительности жизни приведет к росту числа лиц более старших возрастов, а вместе с этим повысит спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Динамика числа безработных будет также влиять на число потребителей и уровень платежеспособного спроса.

При росте числа потребителей кривая спроса сдвигается вправо, при сокращении числа потребителей кривая спроса сдвигается влево. При этом угол наклона кривой спроса сохраняется.

Денежные доходы потребителей. Влияние изменения денежных доходов на спрос носит более сложный характер. Для ответа на данный вопрос необходимо разграничить товары по связи изменения спроса в зависимости от изменения дохода. Применительно к большинству товаров рост дохода приводит к росту спроса. Товары, спрос на которые растет с ростов доходов, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. В данном случае две величины изменяются в прямой зависимости. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении по отношению к денежным доходам, называются товарами низшей категории.

Данное разграничение товаров нельзя путать с товарами высокого и низкого качества – во-первых. Во вторых, деление на товары высшей и низшей категории, понятия переходящие из одной категории в другую.

При росте доходов и у пенсионеров расширяется спрос на фрукты, овощи, белковые продукты. Товары переходят в группу товаров высшей категории. Но со следующей ступени роста доходов спрос расширяется на более изысканные товары данной группы и тогда первые попадают в раздел низшей категории.

Следующий неценовой фактор, влияющий на спрос – цены на сопряженные или взаимосвязанные товары. Товары по взаимосвязи между собой можно показать схематично:

  Товары  
Независимые Взаимосвязанные
Товары, у которых нет заменителей, изменение цены на которые не влияет на спрос на другие товары
   
Взаимозаменяемые (субституты) Взаимозаменяемые (комплементарные)
Товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Изменение спроса под влиянием изменения цены на один товар вызывает противоположное изменение спроса на другой товар-заменитель. Товары, которые дополняют в процессе потребления другой товар, без чего потребность не может быть удовлетворена. Изменение спроса под влиянием изменения цены на один товар вызывают изменения спроса на другой товар в том же направлении.
       

В качестве примера независимых товаров можно привести: соль, лекарство инсулин и т.д. Взаимозаменяемые товары: масло сливочное, растительное, маргарин; транспортные услуги: автобус, троллейбус, метро и т.д.

При изменении цены на один взаимозаменяемый товар (y) происходит изменение спроса на другой товар (x). При этом связь изменения цены на товар y (Py) со спросом на товар x (QDx) будет прямая. Например, с ростом цены на сливочное масло (Рн) будет расти спрос на растительное масло (QDx). Со снижением цены на рыбу, будет сокращаться спрос на мясо.

Взаимодополняемые товары: автомобиль и бензин, запасные части к нему, услуги по ремонту; видеокамера и пленка к ней; компьютер и монитор и т.д. Между изменением цены на один товар (y) и изменением спроса на другой товар существует обратная связь.

Для независимых товаров изменение цены на один товар мало или вовсе не влияет на спрос на другие товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: