Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:
- реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;
- уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
Широко используются также не только абсолютные размеры ВВП и национального дохода, но и темпы роста ВВП и НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие может быть охарактеризовано при помощи совокупного спроса и совокупного предложения.
В экономической теории под совокупным спросом (AD, aggregated demand) понимается запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:
· С — потребительские расходы домохозяйств;
|
|
· I — инвестиционные расходы частного сектора;
· G — государственные закупки;
· Хп — чистый экспорт.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:
AD = С + I + G + Хп.
Суммарные закупки (совокупный спрос) зависят от многих факторов. Это и общий уровень цен в стране, уровень реального национального дохода, стоимость накопленного имущества, политика государства в области налогообложения, доходов населения, денежной, кредитной и т.д., определяющих размеры налогов, процентной ставки, размеры пенсий, заработной платы работникам госбюджетных предприятий и организаций, ожидания фирм и домохозяйств, обменный курс валют и др.
В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен, которое базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен:
· эффект процентной ставки (повышение уровня цен вызывает рост спроса на деньги — рост процентной ставки — снижаются стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.д.);
· эффект богатства или реальных кассовых остатков (увеличение уровня цен снижает реальную стоимость банковских вкладов, облигаций, т.е. доход от финансовых активов, — потребители экономят на покупках, чтобы восстановить прежний уровень богатства);
· эффект импортных покупок (повышение уровня цен — рост импорта иностранных товаров и услуг и сокращение экспорта национальных товаров — сокращение чистого экспорта, составляющей совокупного спроса).