Совокупный спрос

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

- реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

- уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.

Широко используются также не только абсолютные размеры ВВП и национального дохода, но и темпы роста ВВП и НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие может быть охарактеризовано при помощи совокупного спроса и совокупного предложения.

В экономической теории под совокупным спросом (AD, aggregated demand) понимается запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:

· С — потребительские расходы домохозяйств;

· I — инвестиционные расходы частного сектора;

· G — государственные закупки;

· Хп — чистый экспорт.

Рис. 1. Кривая совокупного спроса

В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов:

AD = С + I + G + Хп.

Суммарные закупки (совокупный спрос) зависят от многих факторов. Это и общий уровень цен в стране, уровень реального национального дохода, стоимость накопленного имущества, политика государства в области налогообложения, доходов населения, денежной, кредитной и т.д., определяющих размеры налогов, процентной ставки, размеры пенсий, заработной платы работникам госбюджетных предприятий и организаций, ожидания фирм и домохозяйств, обменный курс валют и др.

В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен, которое базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен:

· эффект процентной ставки (повышение уровня цен вызывает рост спроса на деньги — рост процентной ставки — снижаются стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.д.);

· эффект богатства или реальных кассовых остатков (увеличение уровня цен снижает реальную стоимость банковских вкладов, облигаций, т.е. доход от финансовых активов, — потребители экономят на покупках, чтобы восстановить прежний уровень богатства);

· эффект импортных покупок (повышение уровня цен — рост импорта иностранных товаров и услуг и сокращение экспорта национальных товаров — сокращение чистого экспорта, составляющей совокупного спроса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: