Рассмотрим основные этапы формирования и развития науки управления.
1. Одной из первых теорий, связанных с менеджментом, была теория научного управления американского ученого Фридриха Тейлора, который разработал систему дифференциации трудовых процессов, теоретически и практически обосновал преимущества комплексного подхода в управлении производством. Сущность его теории заключается в жесткой регламентации трудовых процессов, в компетентном руководстве по основным функциям управления и в действенной системе материального стимулирования работников.
2. Значительный вклад в развитие теории научного управления внес французский исследователь Анри Файоль, сформировавший концепцию административного управления, в соответствии с которой общая административная функция управления должна обязательно складываться из предвидения, планирования, организацией, координацией и контроля деятельности управляемого подразделения. Идеи Файоля положены в основу линейной организационной структуры управления, которая нашла широкое применение в управлении предприятием и государственными структурами.
3. Немецкий социолог Макс Вебер далее разработал теорию идеальной бюрократической организации управления, основной чертой которой являются расчленение процессов управления на операции, выработка стандартов управления, соответствие должности квалификации работника.
4. В 30-х годах 20 века на капиталистических предприятиях получила распространение теория человеческих отношений, в соответствии с которой для высокой производительности труда недостаточно создать необходимую производственную среду и рационально организовать рабочее место и бесперебойно его обслуживать, а важно еще обеспечить благоприятный психологический климат в производственном коллективе, активизировать социальную мотивацию труда рабочих. Теория человеческих отношений предполагает учет психологических особенностей работников и разработку на этой основе комплекса мероприятий по сплочению производственного коллектива и улучшению психологического климата.
5. В настоящее время распространены и используются гибкие системы управления, ориентированные на структуру и потребности рынка. В их основу положено широкое использование методов моделирования, информационных систем, автоматизированных систем управления и ЭВМ.
Тема 2 «Функции менеджмента»
План:
1) Понятие функций менеджмента и их классификация;