Функции менеджмента, их характеристика

«Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». А. Фойоль

Управленческий труд - это особый вид трудовой деятельности. В ходе его развития и специализации появились функции управления. Функция (лат. «действие») - вид деятельности, обязанность.

Функции менеджмента - это вид деятельности, с помощью которых руководитель воздействует на трудовой коллектив.

Большинство ученых выделяют два подхода

1.Подход с точки зрения выделения общих или универсальных функций управления.

2.Подход, основанный на выделении специализированных функций.

Основателем первого подхода является Анри Файоль, в 1916 г. он выделил пять логически связанных между собой видов деятельности:

1.Предвидение и разработка политики;

2.Построение организационной структуры;

3.Распорядительство;

4.Координирование;

5.контроль и регулирование.

В последствии состав функций управления неоднократно пересматривался и изменялся. Сегодня большинство ученых придерживается процессного подхода, который называет пять универсальных функций: п ланирование; организация; мотивация; контроль; координация.

Для эффективного управления организацией необходимо выполнять все функции в определенной последовательности:

Планирование – вид управленческий деятельности, связанный с определением целей, постановкой задач, составлением планов организации в целом, функциональных подсистем, подразделений, отделов служб, отдельных работников. Планы бывают: стратегические (5 лет и более); тактические (1-5 лет); оперативные (до 1 год).

Организация – это функция управления, которая направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей: процесс создания структуры управления, т.е. деление организации на подразделения; распределение полномочий и обязанностей; обеспечение организации необходимыми ресурсами.

Мотивация – активизация работников органиизации для достижения общей цели, путём удовлетворения их потребностей. Для этого на основе теорий мотивации развиваются системы материального и морального стимулирования работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития сотрудников.

Контроль – сопоставление результатов с планами, их оценка и внесение корректив. По периодам проведения раличают: предварительный, текущий, заключительный.Процесс контроля включает этапы: выработка стандартов норм, критериев оценки, сопоставление результатов со стандартами; оценка результатов и принятие корректирующих действий. Контроль бывает: внешний – государственный, банковский, аудиторский; внутренний – маркетинговый, производственный и т.д.

Координация – функция менеджмента, цель которой достижение согласованности в работе всех звеньев организации, своевременное внесение корректив в ранее намеченные планы. Координация очень актуальна при функционировании организации в подвижной, быстроменяющейся внешней среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: