Рассмотрим теперь более подробно функции менеджмента.
2.1 Предметные (основные) функции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий деятельности организаций. Они отражают содержание основных стадий и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях.
В современном менеджменте выделяется 5 основных функций:
1) прогнозирование и планирование;
2) организация;
3) активизация и стимулирование (мотивация);
4) координация и регулирование;
5) учет, анализ и контроль.
1. Прогнозирование и планирование – основа менеджмента и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.
Процесс формирования целей – одна из важнейших процедур менеджмента, исходный пункт всех плановых расчетов в организации.
Прогнозирование предшествует планированию и представляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его стратегических, долговременных задач.
По степени достоверности прогнозы подразделяются на:
|
|
1. гипотетические (без расчетов);
2. аналитико-расчетные (без возможности влиять на результаты прогноза);
3. директивно-расчетные (с возможностью влиять на события).
Объектами экономического прогнозирования на предприятии могут быть:
1. потребность в продукции (работах/услугах), выпускаемой на предприятии на соответствующий период и на перспективу;
2. объем производства;
3. затраты на производство;
4. цены на выпускаемую продукцию и их изменение;
5. потребность в кадрах и т.п.
Основными из методов прогнозирования являются:
1. метод экстраполяции (основывается на изучении количественных и
качественных показателей исследуемой проблемы за ряд предыдущих лет
(ретроспективный анализ), с последующим логическим продолжением (экстраполяции) тенденции на прогнозируемый период.
Этот метод наиболее эффективен при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов.
2. методы математического моделирования с использованием алгоритмов моделей и ЭВМ (это наиболее точные методы, но для их использования надо иметь обоснованные нормативы и алгоритмы, что во многих случаях не представляется возможным получить);
3. метод экспертных оценок (основан на использовании мнений специалистов, экспертов соответствующего профиля по данной проблеме независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных и составлением на их основе соответствующего прогноза).
По результатам прогноза расставляются этапы плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются ожидаемые условия и среда деятельности, рыночная конъюнктура и т.п. Источниками прогноза могут выступать как собственные исследования персонала организации, так и разработки, выполненные специализированными учреждениями по заказу.
|
|
Планирование (как предметная (основная) функция менеджмента) заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.
В ходе планирования происходит:
1. Детализация установленных целей деятельности организации.
2. Доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей.
3. Определение состава реализуемых проектов.
4. Сбор необходимых технологий и патентов.
5. Определение состава необходимых ресурсов.
6. Распределение заданий по участникам.
7. Согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.
По срокам планирование может быть:
1. долгосрочное (до 10-15 лет);
2. среднесрочное (до 3-5 лет);
3. оперативное (планы конкретных исполнителей на месяц, неделю, день).
На предприятиях используются следующие 2 вида планирования:
1) технико-экономические планирование ( включает разработку планов технического и экономического развития предприятия);
2) оперативное календарно-производственное планирование (обеспечивает доведение технико-экономических планов предприятия до каждого цеха, участка и рабочего места).
Технико-экономические планы предприятия по срокам подразделяют на:
1. стратегические (на 5 и более лет);
2. перспективные (до 5 лет);
3. текущие (до 1 года).
Перспективные и текущие технико-экономические планы предприятия охватывают все стороны его деятельности и включают следующие основные разделы:
1. план производства и реализации продукции (производственная программа);
2. план материально-технического обеспечения;
3. план капитального строительства (т.е. процесса создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций);
4. план капитального строительства;
5. план по труду и кадрам, зарплате;
6. план себестоимости, рентабельности и прибыли;
7. финансовый план;
8. план социального развития трудового коллектива;
9. охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Каждый раздел плана разрабатывается соответствующими подразделениями (отделами) предприятия и включает количественные и качественные показатели, характеризующие данную сторону деятельности предприятия, которые должны быть достигнуты предприятием в планируемом периоде.
План производства и реализации продукции (или производственная программа) является важнейшим разделом плана развития предприятия и представляет собой задание предприятию по производству определенных видов продукции (работ/услуг) в заданных объемах и установленного качества (в соответствии со стандартами или техническими условиями).
Он составляется на основе заключенных договоров с потребителями продукции и включает следующие натуральные и стоимостные показатели:
1. натуральные показатели – включают:
- номенклатура выпускаемой продукции (работ/услуг). Это перечень наименований продукции (работ/услуг) по маркам ГОСТа или ТУ;
- натуральные объемы производства каждого наименования продукции (в штуках, кг, литрах, тоннах, метрах и др.);
- качественные показатели выпускаемой продукции (ГОСТы или ТУ);
2. стоимостные (денежные) показатели производственной программы:
- товарная продукция - это законченная в производстве и принятая ОТК продукция, предназначенная для продажи. Рассчитывается как произведение оптовой цены предприятия за единицу соответствующей продукции на ее количество в натуральном выражении, и их последующее суммирование.
|
|
- валовая продукция - это весь объем работ (услуг) производственный предприятием за определенный период (месяц, квартал, год) в денежном выражении, независимо от степени готовности продукции. Включает товарную продукцию предприятия плюс (минус) изменение остатков незавершенного производства исчисленных в стоимостном выражении. Незавершенное производство – это незаконченная изготовлением продукции (узлы, детали, заготовки), находящаяся на различной стадии производственного процесса, подлежащая дальнейшей обработке или сборке на данном предприятии.
- реализованная продукция – это проданная и оплаченная потребителем продукция.
Недостатками этих стоимостных показателей являются включение в них стоимости сырья, материалов покупных комплектующих изделий, изготовленных другими предприятиями, включаемых в цену продукции, что завышает объем в денежном выражении и искусственно увеличивает эти показатели. Эти недостатки устраняются нижеследующим показателем.
- нормативно-чистая продукция. Рассчитывается как разность объема
товарной продукции за вычетом стоимости покупных сырья, материалов, комплектующих изделия и полуфабрикатов, получаемых
предприятием со стороны.
2. Организация производственных процессов – одна из важнейших функций современного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней.
Функция организации производственных процессов заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.
Организовать – значит создать некую структуру организации, которая даст возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей организации. Таким образом, одним из важных элементов функции организации является создание оргструктуры.
Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным элементом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и какие ресурсы ему для этого нужны, т.е. делегировать полномочия. Последним элементом функции организации является создание таких отношений в работе, которые позволили бы наилучшим образом использовать потенциал работников для выполнения целей организации.
|
|
Организация как понятие включает в себя три основные составляющие:
- организация (проектирование) работ;
- построение (проектирование) структуры всей организации (департаментализация);
- построение системы взаимодействия подразделений и руководства ими.
Организация работ и руководство для каждой из сфер деятельности имеют свою специфику.
В сфере производства организация труда может включать в себя, например:
- организацию рабочих мест;
- выбор технологии изготовления продуктов;
- снабжение производственного процесса;
- хранение сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции,
- управление запасами;
- охрана и безопасность труда и др.
В сфере управления всей организацией:
- подбор и расстановка кадров;
- продвижение кадров (система кадровой ротации);
- переобучение кадров;
- система стимулирования (мотивации) труда;
- делегирование властных полномочий;
- организация взаимодействий между подразделениями;
- организация общей системы снабжения;
- организация маркетинговой службы;
- организация системы сбыта;
- организация планово-финансовой службы и др.
В процессе работы руководитель должен:
- расставлять приоритеты в своей деятельности (уметь выделять первоочередные задачи и т.д.);
- создавать атмосферу взаимного уважения;
- создавать в коллективе мотивационную среду;
- искать эффективные решения и компромиссы.
3. Активизация и стимулирование предусматривают изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.
Стимулирование связано с удовлетворением личных потребностей и производственных (потребности в благополучии, справедливости, порядке, одинаковых законах и правилах морали для всех людей.).
В качестве примера личных потребностей рассмотрим «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу.
Он разработал «пирамиду потребностей личности» и теорию мотивации (то есть человеку достаточно для существования определенного минимума потребностей (первичных и вторичных)) (Рисунок 1.2).