Характеристика функций менеджмента

Рассмотрим теперь более подробно функции менеджмента.

2.1 Предметные (основные) функции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий деятельности организаций. Они отражают содержание основных стадий и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях.

В современном менеджменте выделяется 5 основных функций:

1) прогнозирование и планирование;

2) организация;

3) активизация и стимулирование (мотивация);

4) координация и регулирование;

5) учет, анализ и контроль.

1. Прогнозирование и планирование – основа менеджмента и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.

Процесс формирования целей – одна из важнейших процедур менеджмента, исходный пункт всех плановых расчетов в организации.

Прогнозирование предшествует планированию и представляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его стратегических, долговременных задач.

По степени достоверности прогнозы подразделяются на:

1. гипотетические (без расчетов);

2. аналитико-расчетные (без возможности влиять на результаты прогноза);

3. директивно-расчетные (с возможностью влиять на события).

Объектами экономического прогнозирования на предприятии могут быть:

1. потребность в продукции (работах/услугах), выпускаемой на предприятии на соответствующий период и на перспективу;

2. объем производства;

3. затраты на производство;

4. цены на выпускаемую продукцию и их изменение;

5. потребность в кадрах и т.п.

Основными из методов прогнозирования являются:

1. метод экстраполяции (основывается на изучении количественных и
качественных показателей исследуемой проблемы за ряд предыдущих лет
(ретроспективный анализ), с последующим логическим продолжением (экстраполяции) тенденции на прогнозируемый период.

Этот метод наиболее эффективен при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов.

2. методы математического моделирования с использованием алгоритмов моделей и ЭВМ (это наиболее точные методы, но для их использования надо иметь обоснованные нормативы и алгоритмы, что во многих случаях не представляется возможным получить);

3. метод экспертных оценок (основан на использовании мнений специалистов, экспертов соответствующего профиля по данной проблеме независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных и составлением на их основе соответствующего прогноза).

По результатам прогноза расставляются этапы плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются ожидаемые условия и среда деятельности, рыночная конъюнктура и т.п. Источниками прогноза могут выступать как собственные исследования персонала организации, так и разработки, выполненные специализированными учреждениями по заказу.

Планирование (как предметная (основная) функция менеджмента) заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

В ходе планирования происходит:

1. Детализация установленных целей деятельности организации.

2. Доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей.

3. Определение состава реализуемых проектов.

4. Сбор необходимых технологий и патентов.

5. Определение состава необходимых ресурсов.

6. Распределение заданий по участникам.

7. Согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.

По срокам планирование может быть:

1. долгосрочное (до 10-15 лет);

2. среднесрочное (до 3-5 лет);

3. оперативное (планы конкретных исполнителей на месяц, неделю, день).

На предприятиях используются следующие 2 вида планирования:

1) технико-экономические планирование ( включает разработку планов технического и экономического развития предприятия);

2) оперативное календарно-производственное планирование (обеспечивает доведение технико-экономических планов предприятия до каждого цеха, участка и рабочего места).

Технико-экономические планы предприятия по срокам подразделяют на:

1. стратегические (на 5 и более лет);

2. перспективные (до 5 лет);

3. текущие (до 1 года).

Перспективные и текущие технико-экономические планы предприятия охватывают все стороны его деятельности и включают следующие основные разделы:

1. план производства и реализации продукции (производственная программа);

2. план материально-технического обеспечения;

3. план капитального строительства (т.е. процесса создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций);

4. план капитального строительства;

5. план по труду и кадрам, зарплате;

6. план себестоимости, рентабельности и прибыли;

7. финансовый план;

8. план социального развития трудового коллектива;

9. охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Каждый раздел плана разрабатывается соответствующими подразделениями (отделами) предприятия и включает количественные и качественные показатели, характеризующие данную сторону деятельности предприятия, которые должны быть достигнуты предприятием в планируемом периоде.

План производства и реализации продукции (или производственная программа) является важнейшим разделом плана развития предприятия и представляет собой задание предприятию по производству определенных видов продукции (работ/услуг) в заданных объемах и установленного качества (в соответствии со стандартами или техническими условиями).

Он составляется на основе заключенных договоров с потребителями продукции и включает следующие натуральные и стоимостные показатели:

1. натуральные показатели – включают:

- номенклатура выпускаемой продукции (работ/услуг). Это перечень наименований продукции (работ/услуг) по маркам ГОСТа или ТУ;

- натуральные объемы производства каждого наименования продукции (в штуках, кг, литрах, тоннах, метрах и др.);

- качественные показатели выпускаемой продукции (ГОСТы или ТУ);

2. стоимостные (денежные) показатели производственной программы:

- товарная продукция - это законченная в производстве и принятая ОТК продукция, предназначенная для продажи. Рассчитывается как произведение оптовой цены предприятия за единицу соответствующей продукции на ее количество в натуральном выражении, и их последующее суммирование.

- валовая продукция - это весь объем работ (услуг) производственный предприятием за определенный период (месяц, квартал, год) в денежном выражении, независимо от степени готовности продукции. Включает товарную продукцию предприятия плюс (минус) изменение остатков незавершенного производства исчисленных в стоимостном выражении. Незавершенное производство – это незаконченная изготовлением продукции (узлы, детали, заготовки), находящаяся на различной стадии производственного процесса, подлежащая дальнейшей обработке или сборке на данном предприятии.

- реализованная продукция – это проданная и оплаченная потребителем продукция.

Недостатками этих стоимостных показателей являются включение в них стоимости сырья, материалов покупных комплектующих изделий, изготовленных другими предприятиями, включаемых в цену продукции, что завышает объем в денежном выражении и искусственно увеличивает эти показатели. Эти недостатки устраняются нижеследующим показателем.

- нормативно-чистая продукция. Рассчитывается как разность объема
товарной продукции за вычетом стоимости покупных сырья, материалов, комплектующих изделия и полуфабрикатов, получаемых
предприятием со стороны.

2. Организация производственных процессов – одна из важнейших функций современного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней.

Функция организации производственных процессов заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.

Организовать – значит создать некую структуру организации, которая даст возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей организации. Таким образом, одним из важных элементов функции организации является создание оргструктуры.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным элементом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и какие ресурсы ему для этого нужны, т.е. делегировать полномочия. Последним элементом функции организации является создание таких отношений в работе, которые позволили бы наилучшим образом использовать потенциал работников для выполнения целей организации.

Организация как понятие включает в себя три основные составляю­щие:

- организация (проектирование) работ;

- построение (проектирование) структуры всей организации (департаментализация);

- построение системы взаимодействия подразделений и руко­водства ими.

Организация работ и руководство для каждой из сфер деятельности имеют свою специфику.

В сфере производства организация труда может включать в себя, например:

- организацию рабочих мест;

- выбор технологии изготовления продуктов;

- снабжение производственного процесса;

- хранение сырья, материалов, комплектующих и готовой про­дукции,

- управление запасами;

- охрана и безопасность труда и др.

В сфере управления всей организацией:

- подбор и расстановка кадров;

- продвижение кадров (система кадровой ротации);

- переобучение кадров;

- система стимулирования (мотивации) труда;

- делегирование властных полномочий;

- организация взаимодействий между подразделениями;

- организация общей системы снабжения;

- организация маркетинговой службы;

- организация системы сбыта;

- организация планово-финансовой службы и др.

В процессе работы руководитель должен:

- расставлять приоритеты в своей деятельности (уметь выде­лять первоочередные задачи и т.д.);

- создавать атмосферу взаимного уважения;

- создавать в коллективе мотивационную среду;

- искать эффективные решения и компромиссы.


3. Активизация и стимулирование предусматривают изучение мотивов для эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.

Стимулирование связано с удовлетворением личных потребностей и производственных (потребности в благополучии, справедливости, порядке, одинаковых законах и правилах морали для всех людей.).

В качестве примера личных потребностей рассмотрим «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу.

Он разработал «пирамиду потребностей личности» и теорию мотивации (то есть человеку достаточно для существования определенного минимума потребностей (первичных и вторичных)) (Рисунок 1.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: