Контроль и проверка исполнения работы

Принципы и методы управления предприятием

Принципы управления определяют структуру и функционирование всей системы управления.

К ним относятся:

1) Научность управления (т.е. учёт всех объективных законов развития общества, экономики и т.д.);

2) Единоначалие (означает подчинение одного или нескольких работников руководителю, наделённому полнотой власти по управлению вверенным ему участком и несущему полную ответственность за результаты деятельности работников. По этому принципу на предприятии строится цепочка руководителей: директор – начальник цеха – начальник участка – мастер участка – бригадир.)

3) Принцип «плановости» (выражается в прогнозировании потребности в кадрах, планировании подготовки и повышения квалификации работников и т.д.)

4) Принцип режима экономии и бережливости (эффективное ведение хозяйства, особенно в рыночных условиях).

5) Принцип материального и морального стимулирования работников (например, дифференцированная заработанная плата, премии, льготы и т.п.).

6) Подбор и расстановка кадров (необходимо, чтобы профессиональные знания, умения и навыки кандидата на должность соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности);

Методы управления – это способы осуществления управления, с помощью которых выполняются функции управления предприятием и его подразделением.

Существуют следующие основные методы управления предприятием:

1) экономические методы;

2) административно-организационные;

3) нормативно-правовые;

4) социально-психологические;

5) идеологические методы;

6) программно-целевые.

1) Экономические методы управления – основаны на использовании экономических законов, учёте экономических интересов и материальной заинтересованности коллектива и работников предприятия.

Данные методы основаны на оценке и стимулировании эффективности труда на каждом рабочем месте и включают в себя экономическое стимулирование и материальную ответственность работников, использование определённых систем оплаты труда, получение и распределение прибыли.

2) Административно-организационные методы – это совокупность административного воздействия на работников в процессе производства. Они включают организационные и распорядительные воздействия.

Организационное воздействие выражается в чётком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности.

Распорядительное воздействие формирует задачи подразделения, средства их решения и сроки и может быть выражено в виде устного или письменного распоряжения, иметь форму приказа или договора.

3) Социально-психологические методы включают социальные методы управления (которые затрагивают демографический и социально-профессиональный состав кадров, текучесть кадров, взаимоотношения в коллективе). Психологические методы предполагают использование знаний о психологии человека с целью создания благоприятных условий труда и психологического климата в коллективе.

Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, используют такие методы, как анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, а также результаты специальных социологических исследований, рекомендации социологов и психологов.

4) Нормативно-правовые методы включают принятие законов и других нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, а также разработку внутри предприятия положений об отделах и службах предприятия и должностных инструкций работников.

5) Идеологические методы направлены на повышение общеобразовательного и культурного уровня работников, воспитание дисциплины труда и ответственности за порученное дело, воспитание уважения и преданности своей фирме.

6) Программно-целевые методы заключаются в том, что при решении какой либо проблемы устанавливается её главная цель, включающая конечные результаты её достижения. При этом строится «дерево целей» (рисунок 1.2), в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Каждая подцель самого нижнего уровня опирается на совокупность конкретных мероприятий, которые обеспечивают выполнение данной подцели.

Рисунок 1.2 – Пример «дерева целей»

Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель. Например, цель «выпустить новый вид товара» может привести к снижению объема ранее выпускаемых товаров и, как следствие, к совершенно обратному результату – снижению прибыли. Именно дерево целей позволило это увидеть. А также, именно дерево целей позволит скорректировать данную цель и создать либо дополнительные рабочие места, либо, к примеру, проанализировать выпускаемую продукцию с целью выявления продукта с минимальной прибылью, дабы именно его заместить новым продуктом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: