Принципы и методы управления предприятием
Принципы управления определяют структуру и функционирование всей системы управления.
К ним относятся:
1) Научность управления (т.е. учёт всех объективных законов развития общества, экономики и т.д.);
2) Единоначалие (означает подчинение одного или нескольких работников руководителю, наделённому полнотой власти по управлению вверенным ему участком и несущему полную ответственность за результаты деятельности работников. По этому принципу на предприятии строится цепочка руководителей: директор – начальник цеха – начальник участка – мастер участка – бригадир.)
3) Принцип «плановости» (выражается в прогнозировании потребности в кадрах, планировании подготовки и повышения квалификации работников и т.д.)
4) Принцип режима экономии и бережливости (эффективное ведение хозяйства, особенно в рыночных условиях).
5) Принцип материального и морального стимулирования работников (например, дифференцированная заработанная плата, премии, льготы и т.п.).
6) Подбор и расстановка кадров (необходимо, чтобы профессиональные знания, умения и навыки кандидата на должность соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности);
Методы управления – это способы осуществления управления, с помощью которых выполняются функции управления предприятием и его подразделением.
Существуют следующие основные методы управления предприятием:
1) экономические методы;
2) административно-организационные;
3) нормативно-правовые;
4) социально-психологические;
5) идеологические методы;
6) программно-целевые.
1) Экономические методы управления – основаны на использовании экономических законов, учёте экономических интересов и материальной заинтересованности коллектива и работников предприятия.
Данные методы основаны на оценке и стимулировании эффективности труда на каждом рабочем месте и включают в себя экономическое стимулирование и материальную ответственность работников, использование определённых систем оплаты труда, получение и распределение прибыли.
2) Административно-организационные методы – это совокупность административного воздействия на работников в процессе производства. Они включают организационные и распорядительные воздействия.
Организационное воздействие выражается в чётком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности.
Распорядительное воздействие формирует задачи подразделения, средства их решения и сроки и может быть выражено в виде устного или письменного распоряжения, иметь форму приказа или договора.
3) Социально-психологические методы включают социальные методы управления (которые затрагивают демографический и социально-профессиональный состав кадров, текучесть кадров, взаимоотношения в коллективе). Психологические методы предполагают использование знаний о психологии человека с целью создания благоприятных условий труда и психологического климата в коллективе.
Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, используют такие методы, как анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, а также результаты специальных социологических исследований, рекомендации социологов и психологов.
4) Нормативно-правовые методы включают принятие законов и других нормативно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, а также разработку внутри предприятия положений об отделах и службах предприятия и должностных инструкций работников.
5) Идеологические методы направлены на повышение общеобразовательного и культурного уровня работников, воспитание дисциплины труда и ответственности за порученное дело, воспитание уважения и преданности своей фирме.
6) Программно-целевые методы заключаются в том, что при решении какой либо проблемы устанавливается её главная цель, включающая конечные результаты её достижения. При этом строится «дерево целей» (рисунок 1.2), в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Каждая подцель самого нижнего уровня опирается на совокупность конкретных мероприятий, которые обеспечивают выполнение данной подцели.
Рисунок 1.2 – Пример «дерева целей»
Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель. Например, цель «выпустить новый вид товара» может привести к снижению объема ранее выпускаемых товаров и, как следствие, к совершенно обратному результату – снижению прибыли. Именно дерево целей позволило это увидеть. А также, именно дерево целей позволит скорректировать данную цель и создать либо дополнительные рабочие места, либо, к примеру, проанализировать выпускаемую продукцию с целью выявления продукта с минимальной прибылью, дабы именно его заместить новым продуктом.