Теории международной торговли

Теории международной торговли.

Международная торговля и торговая политика.

Важнейшей формой международных экономических отношений является внешняя торговля, в основе которой лежит международное разделение труда. Благодаря международной торговле товары производятся в большем объеме, с меньшими затратами, с большим качественным и количественным разнообразием товаров, С точки зрения национальной экономики, объем экспорта и импорта влияет на уровень ВВП, занятость и другие макроэкономические показатели. Рост производства в экспортных отраслях, в связи с возросшим спросом на отечественные товары за рубежом, увеличивает объем ВВП страны за счет роста чистого экспорта, а рост импорта, наоборот, снижая объемы внутреннего производства, может привести к падению ВВП.

А. Смит объяснял существование международной торговли и ее выгодность различием в абсолютных издержках производства товаров в разных странах. Международное разделение труда и специализация считались целесообразными, если в стране существовали особые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей абсолютные преимущества по сравнению с другими странами: производить определенные товары с меньшими явными (прямыми) издержками.

В теории абсолютного преимущества А. Смит перенес принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта на сферу международной торговли: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.

Д. Рикардо в своей теории относительных преимуществ доказал целесообразность международной торговли в случае, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Если между странами есть различия в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Поскольку отношение между издержками производства этого товара и издержками производства остальных товаров в данной стране ниже, чем аналогичное соотношение в других странах, то именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.

Если принять во внимание межстрановые различия в соотношении издержек, то страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если она способна производить этот товар с меньшими альтернативными издержками, чем ее потенциальный торговый партнер. Каждая страна всегда обладает сравнительным преимуществом в каком-либо производстве, даже не имея абсолютного преимущества ни в одной отрасли.

Анализ показывает, что в результате международной специализации и свободной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается, а страны достигают такого уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

Абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли. В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество в производстве товаров.

Теория Д. Рикардо основывалась на различиях в издержках производства товаров между странами, а также на предложении о постоянстве издержек замещения в каждой стране. Графически это отражалось в том, что кривые производственных возможностей имели постоянный наклон на всем протяжении, то есть были прямыми линиями.

Однако на практике предпосылка о постоянстве издержек замещения оказалась несостоятельной. Во многих отраслях рост производства сопровождался увеличением предельных издержек, а, следовательно, выпуск каждой дополнительной единицы товара требовал отказа от производства все большего количества других товаров. К тому же перемещение производства из одной отрасли в другую приводило к росту издержек замещения и по той причине, что для выпуска разных видов товара требовалось разное сочетание ресурсов, разная технология и т.д. Предпосылка о постоянстве издержек замещения имела следствием тот факт, что максимальный выигрыш от внешней торговли достигался при полной специализации стран на товарах, в производстве которых они обладали сравнительным преимуществом. Но реальная структура внешней торговли не подтверждала этот вывод. Примеров полной специализации в мире практически не существовало.

Все это привело к замене данной предпосылки на более приемлемую о возрастающих издержках замещения (выпуклая кривая производственных возможностей). Это означало, что при расширении одной отрасли за счет других выпуск каждой дополнительной единицы товара сопровождался отказом от производства все большего объема продукции в других отраслях.

Дальнейшее увеличение производства товара Y будет сопровождаться ростом предельных издержек и, следовательно, издержек замещения, которые превысят цены мирового рынка и сделают экспорт товара Y невыгодным.

Таким образом, растущие издержки замещения ставят границы специализации и максимальная выгода от внешней торговли достигается при частичной специализации. Страна производит не только товар Y, но и некоторое количество товара X, поэтому на практике нередко возникает конкуренция между импортом (товаром X из других стран) и импортозамещающей продукцией, выпускаемой отечественными производителями (оставшееся производство товара X).

Тем не менее, при той и другой предпосылке теория сравнительных преимуществ показывает, что возможности потребления в стране могут быть расширены не только за счет совершенствования или наращивания внутренних факторов (что раздвигает границы производственных возможностей), но и за счет международной торговли и специализации в рамках международного разделения труда.

Шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию внешней торговли Д. Рикардо. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются, во -первых, тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, и, во - вторых, тем, что обеспеченность стран факторами производства неодинакова. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные. Интенсивное использования фактора, например, труда в производстве какого- либо товара означает, что доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продукт называют трудоемким).

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным

Практика отчасти подтверждает выводы теория Хекшера-Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран (особенно европейских) необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина снизить стимулы их к торговле друг с другом. Однако, этого не происходит. Наоборот, центр тяжести в международной торговле перемещается именно к торговле между промышленно развитыми странами, то есть странами с приблизительно одинаковой обеспеченностью факторами производства. Причем в мировой торговле растет удельный вес взаимных поставок сходных промышленных товаров. Это не укладывается в рамки теории Хекшера - Олина.

Выходом из теоретического тупика стала тенденция к разукрупнению факторов производства и учету каждого из подвидов при объяснении направлений экспортных и импортных потоков. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества отраслям или фирмам, стали выделять, например, труд различной квалификации, качество управленческого персонала, различные категории научного персонала, различные виды капитала и т. д.

В отдельном ряду стоит теория М.Портера, который считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера-Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли. Сегодня они фактически утратили свое практическое значение, поскольку практически исчезает прямая зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М Портер выделил следующие условия, формирующие конкурентные преимущества отраслей и фирм:

· наличие факторов производства определенного количества и качества;

· количественные и качественные параметр внутреннего спроса на продукцию данной отрасли;

· наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;

· характер конкуренции на внутреннем рынке, стратегия и структура фирм.

· действия правительства и случайные события.

Все перечисленные характеристики экономической сферы, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

Представленные выше теории пытались объяснить структуру внешней торговли с точки зрения того, что выгодно вывозить и ввозить данной стране. Но не менее важным является вопрос о том, на каком уровне установится цена равновесия на мировом рынке, поскольку именно с этим связана количественная оценка конкретной выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена. Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений. Больше получает страна, у которой цены изменились сильнее. Это отражается правилом распределения выгод, которое гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если относительные цены в стране А изменились на X%, а в стране В на Y% (в процентах от цены мирового рынка), то

выигрыш страны А = X%

выигрыш страны В = Y%

Больше получает та страна, у которой эластичность спроса и предложения по цене ниже.

В связи с проблемой распределения выгод от внешней торговли, интерес для экономистов представляет анализ динамики экспортных и импортных цен отдельных стран. Этим целям служит показатель" условий торговли" (terms of trade) - соотношение индексов экспортных и импортных цен и рассчитывается для всего набора экспортных и импортных товаров. Рост этого показателя обычно называют "улучшением" условий торговли. Однако анализировать его динамику следует вместе с данными об изменениях объемов торговли и причинах изменения цен.

Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителей и производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторами производства владеют экономические агенты и в каких отраслях заняты эти факторы.

Развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуске тех видов продукции, по которым они имеют относительные преимущества, следовательно, претерпевает изменения структура производства в торгующих странах, а значит и структура спроса на факторы производства.

Исследования проблемы влияния внешней торговли на распределение доходов между владельцами факторов производства позволили выявить определенную закономерность: чем больше какой-либо фактор специализирован и сконцентрирован в экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот, чем выше доля фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет после установления торговых отношений.

Владельцы нейтральных факторов (примерно одинаково представленных как в экспортных, так и в импортозамещающих отраслях) в целом выигрывают от внешней торговли, поскольку совокупный выигрыш нации от внешней торговли сопровождается расширением спроса и на эти факторы, особенно если они могут перемещаться между отраслями экономики.

Торговая политика связанна с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт. В целях защиты местных производителей от иностранной конкуренции правительство может устанавливать на пути свободной торговли различные барьеры. Такая политика, ограничивающая объем торговли, называется протекционизмом. Торговые ограничения выступают в форме тарифных (импортных пошлин) и нетарифных барьеров.

Большинство экономистов последовательно выступает за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, - тарифов, квот, добровольных ограничений экспорта и так далее.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф - таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров будут близки к мировым ценам и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта. В результате введения тарифа импорт сокращается, при этом отечественное производство товара возрастает, a внутреннее потребление снижается.

Отечественное производство расширяется потому, что отечественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои закупки из-за повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары, при этом потребители несут потери в виде сокращения величины потребительского излишка.

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж. Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях получают дополнительную прибыль от прироста объема производства и реализации этой продукции по цене с тарифом в результате перераспределения дохода потребителей в пользу производителей.

При этом выигрывает и государство - в государственный бюджет поступает доход, равный величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики: на развертывание дополнительных социальных программ, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы государственных служащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким образом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации и "протаскиванием" в парламенте тарифов, защищающих интересы отдельных групп, что особенно характерно для переходных экономик.

Но введение тарифа на импорт приводит также и к чистым потерям национального благосостояния:

- в результате действия производственного эффекта тарифа в виде расширения неэффективного отечественного производства с высокими предельными издержками (при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики).

- появления потребительского эффект тарифа в виде сокращения благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления.

В целом таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство. Тариф перераспределяет доходы потребителей импортируемой продукции в пользу других социальных групп. Как правило, стимулирование отечественного производства может быть осуществлено и другими способами, причем с лучшими результатами.

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли обычно сводятся к следующим:

- необходимость обеспечения национальной безопасности (таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности сохраняя самообеспеченность экономики их продукцией);

- увеличение занятости ресурсов (в результате ограничений импорта растет совокупный спрос в результате роста величины чистого, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций);

- таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

- таможенные тарифы необходимы для зашиты новых отраслей национальной экономики от конкуренции со стороны более зрелых и эффективных иностранных фирм.

- при отсутствии таможенных тарифов возможно снижения уровня жизни в стране в результате уменьшения заработной платы при увеличении притока дешевого импорта, произведенного при использовании более дешевой рабочей силы;

- таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга - сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен страны-изготовителя.

Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений являются дискуссионными, так как способами разрешения проблемы "зашиты" оборонных, "молодых" и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, могут быть прямая субсидия, дотация, снижение налогообложения отечественным производителям в этих отраслях.

Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятости и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно использовать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики, а не манипулирование пошлинами и квотами. Причина заключается в угрозе развязывания торговой войны, в условиях которой даже временное регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос отсутствует.

Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импортировать. Если отечественная отрасль потеряла сравнительное преимущество и стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импортом. В этом случае, ее уволенным работникам может быть предоставлена материальная помощь из государственного бюджета (на цели переквалификации, переезда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, так как они способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресурсов, их более рациональному размещению и использованию, что в более долгосрочной перспективе служит фактором экономического роста.

Демпинг обычно используется в период циклического спада, когда отрасль не может реализовать всю созданную продукцию на внутреннем рынке из-за снижения отечественного спроса. Для того, чтобы в этих условиях предотвратить сокращение объемов производства и снижение внутренних цен, отрасль "сбрасывает" часть "излишней" продукции за рубеж по более низким ценам, чтобы стабилизировать свое положение ценой подрыва производства у своего торгового партнера.

Демпинг, как правило, является временным явлением, так как частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже их себестоимости. Иногда время демпинга удлиняется за счет предоставления правительством экспортных субсидий отечественным производителям. Если бы эти меры имели постоянный характер и импортеры все время снижали бы цены, то это можно было бы только приветствовать, так как отечественные потребители имели бы выигрыш, а структура отечественного производства постепенно освобождалась бы от неконкурентоспособных отраслей.

Однако негативные последствия демпинга связаны именно с его временным характером. До тех пор, пока цены субсидируемых импортных товаров снижаются, отечественным производителям приходится сокращать свое производство. Когда же экспортные субсидии и демпинг прекращаются, отечественные производители вынуждены вновь наращивать объем выпуска.

Очевидно, что иностранные экспортные субсидии и демпинг являются дополнительным фактором усиления циклических колебаний в отечественной экономике. Чтобы блокировать воздействие этого фактора используются компенсационные (или антидемпинговые) пошлины, которые нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. В этих целях действует специальное антидемпинговое законодательство: одно из положений ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) оценивает экспортные субсидии как "нечестную" (или "недобросовестную") конкуренцию и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых тарифов. Однако есть способы государственного субсидирования экспорта в обход ГАТТ: льготные кредиты экспортерам (или их иностранным клиентам), организация рекламы экспортных товаров за рубежом за счет средств из госбюджета, налоговые льготы отечественным фирмам-экспортерам в зависимости от объемов экспорта и т.д.

После Второй Мировой войны тарифы в индустриальных странах были значительно уменьшены и находились в начале 80-х гг. на минимальном уровне. Экономическая интеграция, особенно в странах Западной Европы, способствовала либерализации торговли. Однако в настоящее время наблюдается расширение "выборочной" протекционистской торговой политики, особенно в форме квот, добровольных ограничений экспорта и других нетарифных барьеров, которые позволяют дискриминировать импортные товары в пользу отечественных. К числу таких нетарифных барьеров относятся различные стандарты качества, санитарные ограничения, требования к экологическим характеристикам оборудования, ограничения выпуска лицензий на импорт, административные запреты на продажи отдельных видов продукции в определенных странах и т.д. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно - импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа:

1) квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта.

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

2) квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров - если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

Механизм тарифов на экспорт или экспортных пошлин, "зеркально" отражает импортный тариф. При экспортной пошлине внутренняя цена оказывается ниже мировой. В этих условиях внутреннее потребление возрастает, внутреннее производство сокращается, а экспорт снижается. При этом от снижения цен возникают как потери отечественных производителей, так и выигрыш потребителей, а государство получает доходы от экспортной пошлины.

В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.

В послевоенный период, благодаря действию ГАТТ, в мировой экономике реализована общая тенденция к либерализации торговли, но одновременно происходит и "выборочная" реставрация протекционизма. Причины такой "реставрации" отчасти связаны с тем, что производители, выигрывающие от ограничений импорта, более организованно защищают свои интересы в правительстве, чем потребители, которые, как правило, проигрывают от торговых барьеров.

Протекционистские тенденции в международной торговле относительно укрепляются также благодаря деятельности таможенных союзов, в рамках которых устанавливается режим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается. Торговые ограничения всех видов создают преимущества одним экономическим агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту. Эмпирические исследования подтверждают, что издержки протекционизма превышают краткосрочные выгоды от него. Поэтому в долгосрочном плане тенденция к либерализации международной торговли должна быть определяющей при формировании торговой политики.

Современные государства проводят гибкую внешнеторговую политику, сочетая оба ее вида, при этом общей тенденцией является либерализация мировой торговли. Организационные проблемы регулирования и развития торговых отношений между странами решаются через заключение двух- и многосторонних договоров, соглашений союзов, создание международных организаций. Наибольшую роль сыграла в этом процессе Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году 23 государствами. Позднее оно было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Участники ВТО соблюдают нормы и правила международных экономических отношений, способствующих расширению конкуренции на внутреннем и мировых рынках товаров и услуг. Россия провела большую работу для вступления в ВТО, несмотря на то, что может понести существенные потери в ряде отраслей, таких как сельское хозяйство, самолетостроение, автомобилестроение, текстильная промышленность, банковская деятельность и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: