Счет движения капитала

Счет текущих операций

Платежный баланс.

В платежном балансе отражаются все внешнеэкономические операции страны. Платежный баланс (BP) это итоговая запись всех торговых и финансовых операций между данной страной и другими странами мира в течение года. Его основная цель – информировать правительство о международных позициях страны и помочь сформулировать задачи монетарной,: счет текущих операций (Current account - CA), счет движения капитала (Capital flow - CF) и официальные резервы (OR). фискальной и внешнеторговой политики. Он включает в себя три части

Счет текущих операций фиксирует все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансфертные платежи из страны в другие государства мира. Счет движения капитала отражает потоки капитала, связанные с куплей-продажей в течение года материальных и финансовых активов. Для урегулирования несбалансированности платежного баланса по текущим операциям и движения капитала используются официальные резервы иностранной валюты. Статьи платежного баланса, отражающие экспортные операции, выступают как кредит, поскольку означают поступление, "зарабатывание" иностранной валюты; статьи, отражающие импортные операции, считаются дебетом, поскольку означают расход иностранной валюты.

Счет текущих операций включает:

торговый баланс, который отражает потоки товаров между данной страной и остальным миром и равен разнице между экспортом товаров и импортом товаров:

•баланс услуг отражает потоки услуг (транспортных, страховых, туристических, банковских, фрахтовых и др.) и доходы от активов (выплаты процентов по облигациям и дивидендов по акциям);

односторонние трансферты (например, иностранная помощь, почтовые переводы, подарки).

Баланс счета текущих операций = баланс торговли товарами + баланс услуг + односторонние трансферты

Счет движения капитала отражает все международные сделки с активами - притоки и оттоки капиталов как по долгосрочным, так и по краткосрочным операциям, а именно:

- продажу и покупку ценных бумаг как частных, так и государственных, т.е. портфельные инвестиции;

- покупку недвижимости и других реальных активов;

- прямые инвестиции;

- займы иностранцам и у иностранцев;

- текущие счета иностранцев в данной стране и т.п.

Баланс счета движения капитала = покупка внутренних активов иностранцами – покупка иностранных активов гражданами страны =

= приток капитала – отток капитала

Счет официальных резервов представляет собой раздел платежного баланса, который показывает изменение официальных (государственных) резервов и обязательств, необходимых для обеспечения сбалансированности счетов текущих операций и движения капитала, и включает:

- резервы иностранной валюты; находящиеся в ЦБ

- международные платежные средства (например, специальные права заимствования – СДР)

- золото

- другие резервные активы

В итоге сумма балансов всех составных частей должны составлять ноль:

CA + CF + OR = 0 .

Взаимосвязь текущего счета и счета движения капитала называется основным тождеством национальных счетов (обе части уравновешивают друг друга):

NX + CF = 0

(ExIm) + (IS) = 0,

где (IS) - разница между национальными инвестициями и сбережениями, равная сальдо CF, а (ExIm) - разница между величинами экспорта и импорта страны, равная сальдо CA.

При плавающем валютном курсе центральный банк не проводит интервенций на валютном рынке (официальное финансирование отсутствует), поэтому профицит счета текущих операций должен быть точно равен дефициту счета движения капитала и наоборот:

Это означает, что когда NX > 0, из страны происходит отток капитала и страна выступает кредитором:

NX = – CF

В случае, когда NX < 0, в страну происходит приток капитала и страна выступает заемщиком:

– NX = CF

Основной причиной движения капитала из одной страны в другую является норма отдачи на инвестиции, которая выражается реальной ставкой процента. Поэтому основными факторами определяющими потоки капитала являются:

ставка процента внутри страны (r): чем выше эта ставка процента, тем более доходными и поэтому привлекательными будут активы данной страны для иностранцев и тем больше будет приток капитала в экономику этой страны;

ставка процента в других странах (rF): если она окажется выше внутренней, то будет наблюдаться отток капитала из экономики страны в другие страны мира;

Разницу между ставкой процента внутри страны и ставкой процента за рубежом (r - rF) называют дифференциалом процентных ставок.


Лекция-пресс-конференция

Поскольку экономики большинства стран открытые, можно ли в принципе в нынешней ситуации на что-то влиять силами национальных денежных властей?
— Влиять обязательно нужно, по крайней мере, в тех областях, где ситуация яснее. Мне кажется, что яснее она в области надзора. Степень взаимного понимания и согласованности действий у финансовых регуляторов разных стран гораздо выше, чем у правительств, чем у всех тех, кто связан с политическим циклом. И на уровне финансовых регуляторов выработка решений есть процесс более ясный и конечный по времени. Это в нашей власти, и это нужно обязательно делать, то есть сделать так, чтобы хотя бы не было каких-то больших дополнительных резонаторов, усилителей экономических колебаний.

Другое дело, что экономика типа российской — это чрезвычайно открытая экономика, она зависит от внешнего мира. Нынешний кризис показал, насколько мы уязвимы с точки зрения процессов притока-оттока внешнего капитала. Что здесь делать? Я противник того, чтобы решать эту проблему путем введения разного рода административных ограничений для регулирования притока или оттока капитала. Хотя бы потому, что движение капитала всегда зависит от движения товаров, дополняет его. То есть капитальный счет платежного баланса страны и текущий счет нельзя оторвать друг от друга. И ничего страшного, если какой-то промежуток времени дефицит текущего счета компенсируется притоком капитала. При правильной фискальной и денежной политике здесь очень больших рисков не возникает.

Проблемой является качество, структура притекающего в Россию капитала. В принципе, чем больше доля прямых иностранных инвестиций, тем лучше. Потому что они не могут быстро уйти, потому что они всегда несут ноу-хау, лучшие технологии, управленческую практику и т. д. Но прямые иностранные инвестиции приходят и уходят не оттого, что ввели какой-то налог на них или потребовали резервирования. Инвестора прежде всего интересует качество инвестиционного климата, грубо говоря, может ли он зарабатывать деньги и дадут ли ему эти деньги вывезти назад. Если мы снимем эти опасения, инвестор придет. Но нельзя методами денежной политики компенсировать низкое качество структурной или инвестиционной политики. Поэтому я и против того, чтобы вводить какие-то административные ограничения на капитальные операции — суть проблемы не в этом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: