Период от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа, средства предприятия омертвлены в виде ДЗ.
На уровень ДЗ влияют следующие факторы:
1. Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиента, истории кредитных отношений предполагаемых договорных отношений.
2. Контроль расчетов с дебиторами и оценка реального состояния ДЗ.
3. Анализ и планирование денежных средств с учетом коэффициента инкассации.
В основе управления дебиторской задолженностью лежат 2 подхода:
1) Сравнение дополнительной прибыли с той или иной кредитной политикой с затратами и потерями, возникающими при изменении кредитной политики.
2) Сравнение и оптимизация величины и сроков ДЗ с КЗ (сравнение по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа).
Политика управления дебиторской задолженностью - часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
|
|
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ | |
I. | Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде |
II. | формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции |
III. | Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. |
IV. | Формирование системы кредитных условий |
V. | Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита |
VI. | Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности |
VII. | Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности |
VIII. | Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ |
1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде. Оценка уровня и состава ДЗ, а также эффективности инвестированных в нее ресурсов. Анализ ДЗ проводиться в разрезе товарного и потребительского кредита.
Коэффициент отвлечения ОА в текущую ДЗ = (ДЗв+ЧРСдз+РСД)/ОА,
где ДЗв – сумма текущей ДЗ, оформленной векселями;
ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости ДЗ;
РСД – сумма резервов сомнительных долгов;
ОА – общая сумма ОА.
Эффект от инвестирования в ДЗ по расчетам с покупателями Эдз = Пдз – ТЗдз - ФПдз,
где Пдз- дополнительная прибыль предприятия, полученная за счет предоставления товара в кредит;
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредита и инкассацией долга;
|
|
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга.
2. Выбор типа кредитной политики по отношению к покупателю.
Товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции на условиях отсрочки платежа.
Потребительский кредит – форма розничной реализация товара покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа (6 мес. -2 лет).