Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)

Период от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа, средства предприятия омертвлены в виде ДЗ.

На уровень ДЗ влияют следующие факторы:

1. Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиента, истории кредитных отношений предполагаемых договорных отношений.

2. Контроль расчетов с дебиторами и оценка реального состояния ДЗ.

3. Анализ и планирование денежных средств с учетом коэффициента инкассации.

В основе управления дебиторской задолженностью лежат 2 подхода:

1) Сравнение дополнительной прибыли с той или иной кредитной политикой с затратами и потерями, возникающими при изменении кредитной политики.

2) Сравнение и оптимизация величины и сроков ДЗ с КЗ (сравнение по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа).

Политика управления дебиторской задолженностью - часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
I. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде
II. формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
III. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
IV. Формирование системы кредитных условий
V. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
VI. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
VII. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
VIII. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ

1. Анализ ДЗ в предшествующем периоде. Оценка уровня и состава ДЗ, а также эффективности инвестированных в нее ресурсов. Анализ ДЗ проводиться в разрезе товарного и потребительского кредита.

Коэффициент отвлечения ОА в текущую ДЗ = (ДЗв+ЧРСдз+РСД)/ОА,

где ДЗв – сумма текущей ДЗ, оформленной векселями;

ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости ДЗ;

РСД – сумма резервов сомнительных долгов;

ОА – общая сумма ОА.

Эффект от инвестирования в ДЗ по расчетам с покупателями Эдз = Пдз – ТЗдз - ФПдз,

где Пдз- дополнительная прибыль предприятия, полученная за счет предоставления товара в кредит;

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредита и инкассацией долга;

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга.

2. Выбор типа кредитной политики по отношению к покупателю.

Товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции на условиях отсрочки платежа.

Потребительский кредит – форма розничной реализация товара покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа (6 мес. -2 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: