Панель инструментов

Панель инструментов для опытных пользователей. Зачастую система обладает функциональностью, которая с одной стороны важна, а с другой – способна свести с ума неподготовленного пользователя. Обычно это касается не столько собственно функций, сколько режимов работы системы, о недостатках которых уже говорилось.

Так, любой не очень опытный пользователь MS Word, не имея под рукой эникейщика, потратит как минимум минут пятнадцать на выход из режима замены текста, предварительно нечаянно этот режим включив. Правильнее всего, конечно, включать такие режимы из меню, рассчитывая, что пользователь вряд ли выберет случайно элемент третьего уровня, но если в этот режим надо входить часто, меню спасать перестает.

В таких случаях строка состояния является отличным решением проблемы. С одной стороны, делая переключатели режимов непохожими на поля вывода (знаете ли вы, например, что метки ЗАП, ИСПР, ВДЛ и ЗАМ в статусной строке MS Word не только индикаторы?) можно снизить вероятность ошибочного переключения. С другой стороны, если уж пользователь нечаянно щелкнет на переключателе, он сразу же увидит изменение его вида и впоследствии, вероятно, сможет переключиться назад. С еще одной стороны, опытный пользователь сможет переключаться между режимами так же легко, как если бы он переключался через панель инструментов.

Все панели имеют следующие достоинства:

■ они позволяют пользователям быстро вызывать нужные функции мышью

■ они позволяют пользователям меньше задействовать память

■ они повышают визуальное богатство интерфейса

■ они ускоряют обучение работе с системой (по сравнению с раскрывающимся меню) благодаря своей большей наглядности.

Зато они имеют и недостаток: занимают много места на экране, так что поместить в них всё, что хочется, невозможно. Решить эту проблему можно двояко. Во-первых, можно (и нужно) помещать в панель только наиболее часто используемые команды (поддерживая это решение возможностью индивидуальной настройки панели пользователем). Во-вторых, панель можно сделать зависимой от контекста действий пользователя. Оба способа не противоречат друг другу, так что использовать стоит оба.

Панель инструментов нежелательно делать единственным способом вызова функции

В настоящее время нет технической проблемы с помещением в панели произвольных элементов управления (остался только один ограничитель – размер помещаемых элементов), так что последние преграды, мешавшие делать сложные панели, исчезли. Этим стоит пользоваться, поскольку это позволяет экономить время, уходящее на открытие и закрытие диалоговых окон, и повышать интегральное качество взаимодействия с системой (пользователям нравится пользоваться сложными панелями).

Текст на кнопках. Самыми частыми элементами управления, размещаемыми на панелях инструментов, является командные кнопки, при этом их использование отличается от обычного. Дело в том, что места настолько не хватает, что очень хочется заменить текст кнопок пиктограммами. Но это не так просто.

Дело в том, что когда приходит время совершить выбор, имея в качестве альтернатив визуальные объекты, «человек выбирающий» чаще всего транслирует эти объекты в звуки, а именно в слова (в голове, разумеется).

Затем эти слова помещаются в кратковременную память, в дело включается собственно сознание (предыдущие этапы проходят на бессознательном уровне) и выбирает нужный объект. Применительно к реальной жизни это значит, что пользователь, глядя на панель с пиктограммами, видит скорее не пиктограммы, но слова. Но не всегда.

■ Случай 1. Опытный пользователь, уже знающий, где на панели находится нужная кнопка, знающий её значение, при этом выбор действия уже произведён при помощи сложившейся ментальной модели. В такой ситуации слова пользователю уже не важны, важно отличие нужной ему кнопки от остальных. Т. е. такому пользователю даже уже все равно, что на пиктограмме изображено, лишь бы она выглядела максимально контрастно (чтобы ускорить её поиск).

■ Случай 2. Опытный пользователь, обладающий сложившейся ментальной моделью, но не знающий, где конкретно расположена нужная ему кнопка и как она выглядит. Выбор действия уже произведен, осталось только найти нужную кнопку. При этом пиктограмма оказывается ненужной, так как в качестве матрицы пользователь использовать её не может (поскольку не знает, как она выглядит).

Более того, поскольку пользователь ищет слово из содержимого своей кратковременной памяти, каждая пиктограмма будет его без пользы отвлекать, при этом пользователь будет тратить время на расшифровку смысла всех попадающихся ему на пути пиктограмм.

■ Случай 3. Неопытный пользователь без сложившейся ментальной модели. Такой пользователь большую часть всего времени тратит на поиск нужной ему кнопки, а также, поскольку каждая кнопка ему внове, на постоянное улучшение своей ментальной модели системы с учетом своих новых открытий. В таких случаях пиктограммы лучше текста, но не заменяют его, так как помогают быстрее понять действие кнопки (в том, разумеется, случае, когда пиктограмма адекватна смыслу действия).

В результате таких рассуждений приходится прийти к странной мысли – сначала кнопки на панели инструментов должны состоять из текста и пиктограммы (чтобы легко было строить ментальную модель), затем, когда пользователь свою модель построил, только из текста, а затем, когда пользователь окончательно обучился пользоваться системой, только из пиктограммы. Разумеется, построить такую систему невозможно, так что приходится определяться. Поскольку в двух случаях из трех текст оказывается нужен (тем более что начинающие и средне продвинутые пользователи составляют большинство), удалять его из панели оказывается неправомерным.

Здесь действует ещё и вездесущий закон Фитса. Поскольку кнопка с пиктограммой и текстом всегда больше кнопки с текстом или пиктограммой просто, она оказывается более эффективной в отношении скорости, поскольку в неё легче попасть мышью.

Таким образом, эффективнее всего (учитывая все аргументы за и против) делать кнопки на панелях инструментов диалектически: самые главные кнопки нужно делать парой «пиктограмма плюс текст», а остальные в зависимости от их направленности – функции для опытных пользователей пиктограммами, а для неопытных текстом.

Индикатор состояния процесса (Progress Indicator).

Это элемент интерфейса, который обычно используется для того, чтобы отобразить ход выполнения какой-либо длительной операции (процесса). Он состоит из прямоугольной зоны, которая «заполняется» слева направо.

Индикатор не является интерактивным элементом, он только отображает информацию. Полезно снабдить его текстом, поясняющим его назначение (текст располагается вне индикатора).

Индикатор используется в качестве средства обратной связи для длинных операций или фоновых процессов.

Область сообщений (Status Notification, System Tray).

Приложение может поместить здесь специальный индикатор или сообщение, уведомляющее пользователя о какой-либо ситуации; выведенное сообщение сохраняется в области сообщений даже тогда, когда приложение находится в неактивном состоянии.

Поскольку Панель задач – коллективный ресурс, используемый всеми активными приложениями, в область сообщений следует выводить только такую информацию, которая носит «глобальный» характер или необходима пользователям при работе с другими приложениями.

Для отображения информации в области сообщений следует использовать пиктограммы.

При отображении информации в области сообщений придерживаются следующих рекомендаций.

- Обеспечьте появление на экране всплывающего окна, которое содержит дополнительную информацию или средства управления для объекта, представленного индикатором в области сообщений; для вызова окна обычно используют щелчок левой клавишей мыши на изображении индикатора. Если нет необходимости в выводе дополнительной информации, всплывающее окно создавать не стоит.

- Для объекта, представленного индикатором, должно поддерживаться всплывающее меню. Это меню должно содержать основные команды панели свойств соответствующего объекта.

- Создайте всплывающую подсказку для индикатора.

- Предоставьте пользователю возможность не отображать индикатор в области сообщений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: