Введение. Кризис семьи и ее будущее

Приложения

Литература

Кризис семьи и ее будущее.

Классификация семейно-брачных отношений.

Социальная сущность и функции семьи.

Лекция одиннадцатая. Социология семьи

Специальные социологические теории

Лекция двенадцатая. Социология труда

1. Объект, предмет, функции социологии труда.

2. Специфика социологического подхода к изучению труда.

3. Человек в управлении трудовой деятельностью.

Лекция тринадцатая. Политическая социология

1. Политика и политическая деятельность.

2. Политические отношения и политические интересы.

3. Политические процессы и политические институты.

4. Политическая система общества.

5. Политическое сознание.

Лекция четырнадцатая. Общественное мнение: механизм формирования, функции и проблемы его изучения.

1. Феномен общественного мнения.

2. Факторы детерминации общественного мнения. Сущность и содержание.

3. Функции общественного мнения и его анализ.

4.Общественное мнение в современной России (выносится на самостоятельное изучение).

Лекция пятнадцатая. Методология, методика и техника социологического исследования

1. Виды и этапы социологического исследования.

2. Методика социологического исследования.

3. Методы сбора первичной социологической информации.

4. Обработка, анализ и представление данных.

Краткий словарь

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Много тысячелетий назад китайские мудрецы советовали своим властителям: «Держи народ в сытости и невежестве – тогда будет процветать государство». Рационалистическое мышление современной цивилизации гораздо более витиеватым и лукавым путем пришло к обоснованию подобного вывода. Великий социолог Т. Парсонс в своей системной модели функционального устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто владеет навыками и умениями.

Человек, способный осознать и на практике проверить подобный вывод (жизненный опыт многих людей сплошь состоит из таких подтверждений), весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией – владеет миром». Иными словами, в социологической интерпретации значение гуманитарного образования приобретает особый – весьма прагматический – ценностный смысл, а социальная компетентность человека рассматривается как несомненный, чрезвычайно весомый индивидуальный капитал, обладатель которого вооружен магической формулой: Знать – чтобы значить.

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как: наука, искусство, технология.

Социологическое образование является важной составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Вместе со специальными, психолого-педагогическими науками она призвана не только формировать общую культуру студента, но и вносить весомый вклад в его профессиональную подготовку. Ведь для социологии и педагогики важен анализ разных сторон взаимодействия общества и личности в процессе социализации, их объединяет близость ключевых понятий, а также собственно социально-педагогические задачи.

Помимо содействия процессу социализации и формирования у студентов общей профессиональной культуры, дисциплина развивает умения и навыки социологического анализа многообразных проблем общественной жизни, знакомит с методикой и техникой проведения конкретных социологических исследований.

Учебно-методическое пособие "Социология" подготовлено в соответствии с требованиями к содержанию преподаваемой дисциплины. Оно представляет собой лекционный курс, краткий словарь по социологии, а также приложений дополняющих изложенный материал в самих лекциях.

Необходимость написания данной работы вызвана несколькими причинами. Во-первых, новые стандарты серьезно меняют тематические разделы курса. Так, в них большее внимание уделяется истории социологии. Помимо этого, в качестве отдельной теоретической проблемы рассматривается ключевое понятие социологии "социальное действие". Мы ориентируемся, в частности, и на методологию миро-системного анализа современных проблем глобального сообщества, а также на понимание места в нем современной модернизирующейся России. Сегодня это узловой вопрос всех сторон социальной жизни и предмет напряженной теоретической (и не только) дискуссии. Думается, что молодые люди должны получить широкий спектр мнений относительно этого фундаментального явления современности. Во-вторых, предлагаемое пособие призвано стать методическим инструментом в самостоятельной работе студентов. Лишь отвечая на проблемные вопросы, решая ориентированные на навык упражнения, они смогут получить соответствующий объем социологических знаний, умений и навыков. Наконец, в-третьих, пособие призвано удовлетворить определенный дефицит социологической литературы подобного плана.

Конечно, особое значение для преподавания курса имеет система контроля качества знаний студентов, а также собственно итоговая зачетная оценка по дисциплине. Мы полагаем, что система контроля качества знаний по социологии представляет комплекс мониторинговых средств, выявляющих соответствие этого качества требованиям ГОС ВПО. Этому служат следующие инструменты:

· текущий контроль знаний студентов на семинарских занятиях;

· проведение срезовых контрольных работ;

· коллоквиум по базовой проблематике курса, каковой является тема «Предыстория и история социологии»;

· оценка индивидуально выполненных учебных конкретно-социологических исследований;

· итоговая оценка знаний на зачетном собеседовании.

Таким образом, студены, изучив содержание дисциплины «социология», в том числе и с помощью учебно-методического пособия, должны:

знать специфику и особенности социологии, ее методологические принципы и теоретические подходы, продемонстрировать знакомство с методикой и техникой проведения конкретно-прикладных социологических исследований;

— иметь целостное представление об обществе, его подсистемах и институтах, причинах и видах социальной дифференциации;

— видеть сложные грани взаимодействия личности и общества на микро-, мезо- и макроуровнях как в процессе осуществления ролевых функциональных обязанностей, так и в процессе самоактуализации индивидов;

— обнаружить современное представление о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности;

— продемонстрировать знакомство с социально-философской предысторией социологии, теоретическим наследием О.Конта и других представителей социологической классики, а также с работами отечественных социологов;

— показать умения и навыки аналитического подхода к социальной действительности, в основе которого лежит научное социологическое знание, т.е. категории и понятия, теоретические положения, методы и процедуры;

— обнаружить эвристические способы использования в профессиональной деятельности и в повседневной жизни социологических данных, а также продемонстрировать возможности конкретно-прикладной диагностики социально-значимых проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: