Меры по предотвращению подтоплений земной поверхности и вредного влияния шахтных вод на водный бассейн и рельеф

Весьма актуальной и сложной проблемой при закрытии угольных шахт, особенно по варианту ихполного затопления, является обеспечение экологической безопасности, связанной с предотвращением подтопления земной поверхности и загрязнения подземных вод. По своим масштабам и последствиям проблема подтопления территорий населенных пунктов промышленных зон является и наиболее опасной.

Ошибки в прогнозах и проектах здесь особенно ощутимы. Так, при закрытии шахты им. С. Тюшеаина в г. Краснодоне прогноз возможного подтопления территории через 5-6 лет не оправдался. Ситуация развива­лась чрезвычайно быстро и уж; через несколько месяцев около 20 гектаров поверхности было залито водою. Не оправдались прогнозы водопритоков и при ликвидации многих шахт, в частности «Ремовская» (г. Снежное), «Центральная» (г. Макеевка), <Красный Октябрь» (г. Енакиево), «Мушке-товская» (г. Донецк), им. газеты «Луганская правда», «Никанор» (Луган­ская обл.) и др.

Процесс прогнозированы зон подтопления в связи с большим раз­нообразием условий весьма сложен. Однако выполненные Институтом геологических исследований НАН Украины в составе датско-украинского проекта предварительные оценки свидетельствуют, что в случае предель­ного подъема уровней подземных вод при закрытии шахт методом «мок­рой» консервации от 20 до 50% территории в границах горнопромышлен­ных районов может оказаться тадтопленной и заболоченной.

Усложнению эколого-инженерно-геологических условий способст­вует наличие многочисленных ранее затопленных старых шахт, гидравли­чески связанных с действующими. Их число в отдельных наиболее старых угледобывающих районах (в честности Донецко-Макеевском) превышает количество эксплуатируемых в1,5-2 раза и имеет устойчивую тенденцию к возрастанию, что существенно снижает возможность стабилизации уров­ня подземных вод на безопасных глубинах.

Специфические гидрогеологические условия Донбасса (неглубокое залегание грунтовых вод, сложная многопластовая гидродинамическая

система с большим количеством горизонтов напорных вод), высокая при­родная и техногенная нарушенность горного массива, большая насыщен­ность земной поверхности химически опасными промышленными объек­тами предопределяют реальную возможность заражения вредными веще­ствами как подземных вод, так и водоемов на поверхности. Последнее осо­бо опасно и приобретает чрезвычайную остроту в регионах, где питьевая вода берется из колодцев, где отсутствует канализация.

При закрытии шахт с их затоплением по мере подъема уровня воды возможно ее насыщение токсичными веществами и от ранее зараженных горных пород и водоносных горизонтов с последующим поступлением в водоемы и водотоки на поверхности. Отравленные воды не попадут лишь в те водоемы, которые расположены выше уровня грунтовых вод. А таких естественных водоемов в Донбассе практически нет.

И еще. По мере затопления шахты происходит замещение минерали­зированной и грязной водой ранее сформировавшихся водоносных гори­зонтов карбона и покрывных отложений. Процесс загрязнения водоносных горизонтов практически необратим.

Воды ликвидируемой шахты при прекращении водоотлива будут стремиться восстановить прежний статический уровень. В настоящее вре­мя не имеется нормативно-методических документов по прогнозированию уровня и времени восстановления подземных вод при затоплении шахт, определению зон возможно подтопления. Ориентировочно же время зато­пления горных выработок ликвидируемой шахты можно определить по формуле:

где Tj - время затопления отдельного участка (пласта), мес; Qbi - объем пустот, подлежащих заполнению, м3,

где k3 - коэффициент заполнения выработанного пространства.

Минимальный из определенных в Донбассе при осушении затоплен­ных шахт к3 = 0,3. В конкретных условиях ks принимается по данным на­блюдений геолого-макшейдерской службы шахты;

qi - приток воды для і-го участка (пласта), м3/час;

к=720 - коэффициент перевода времени в месяцы.

На деле же естественная трещиноватость горных пород, их нарушен­ность в процессе производственной деятельности в совокупности с разветвленной сетью погашенных и действующих выработок составляет сложную геотехногенную систему, изучение и описание которой на практике чрезвычайно затруднено. В то же время для правильной оценки ситуации и принятия эффективных мер по предупреждению подтоплений поверхности необходимо детально изучить и знать пространственное распространение водоносных горизонтов, их количество и мощности, связи между ними и с поверхностью, режим поступления подземных вод; зоны тектонических нарушений, где могут быть сосредоточены большие объемы воды; водопроницаемость, водоотдачу пород; нарушения естественного поверхностного стока в результате деформации поверхности, прогноз интенсивности и продолжительности дренирования воды после прекращения водоотлива; динамические ресурсы подземных вод, которые, как правило, и обеспечивают подтопление поверхности.

Исследованию подлежит обводненность горных выработок за счет подземных вод, приуроченных к песчаникам и известнякам. Подлежат оценке нормальный и максимальные притоки воды в горные выработки шахты за счет притока воды из старых работ, гидравлические связи с соседними шахтами и т.д. и т.п.

Только знание этих и других геологических, гидрогеологических условий, характеристик и параметров геотехногенной системы закрывающихся шахт позволит принять обоснованные решения в процессе проектирования и осуществления ликвидационных работ, обеспечивающих должную экологическую безопасность. С этой целью необходимо выполнить дополнительные гидрогеологические работы, изучить гидродинамический режим фильтрационных потоков подземных вод, провести гидрогеологическую съемку и на этой основе сделать гидрологическую оценку района ликвидируемых шахт, составить прогнозную гидрогеологическую карту. Причем делать это необходимо в совокупности с построением зон подработки, с прогнозной картой просадок (деформаций) поверхности, размещением на подрабатываемых территориях населенных пунктов и промышленных зон с вредными производствами. Надо смоделировать, исследовать и оценить процессы, которые произойдут при ликвидации водоотливов и как эти процессы повлияют на местные источники водоснабжения и водотоки, перетоки минерализованных шахтных вод в гидрографическую сеть и др.

Но в реальных условиях выполнение указанных работ представляет чрезвычайную сложность и требует немалых затрат. Кроме того, из-за большого числа и сложности взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов достоверность полученных результатов будет сравнительно невысока. В частности, многопластовая гидродинамическая система Донбасса со сложной уровневой поверхностью многочисленных водоносных горизонтов ' не позволяет установить истинную форму этой поверхности. Поэтому представляется целесообразным идти по пути комплексного решения проблемы,

в центре которого должны быть меры по управлению не столько водотоками подземных вод, сколько положением их пьезометрического уровня поддержанием его в конкретных условиях на заданной высоте

Понижение уровня подземных вод осуществляется путем откачки воды из стволов и скважин. При этом образуются депрессионные воронки

адиусом до сотен метров.

Радиус депрессионной воронки в конкретных условиях приближенно может быть вычислен по формуле (6.6) ИЛ. Кусакина (рис. 6.2)

где S - достигаемое статическое понижение пьезометрического уровня

Η - глубина затопления ствола (скважины), м.

к- средневзвешенный коэффициент фильтрации обводненных горных пород по глубине ствола (скважины), м/сут.


где D - диаметр ствдша (скважины), м;

а - суммарная мощность водоносных слоев, пересекаемых стволом (скважиной), м.

Задаваясь величиюй R из выражения (6.6) получим величину S, подставив которую в формулу (6.7) вычислим необходимую производительность насосной станцияа

Из выражений (6.6), (6.7) и рис. (6.2) следует, что для решения задачи в конкретных условиях необходимо по данным геологоразведки установить глубину распошсжения верхнего водоупорного слоя - Нв.с, коэффициенты филътрации сбводненных пород, пересекаемых стволом (скважиной) - кь мощность и зодонасыщенность каждого слоя, а также принять аргументированное решение о глубине пьезометрического уровня подземных вод - Нп.у.. Последствия устанавливается в том числе и с учетом профиля (рельефа) горного отвода, но во всех случаях ниже уровня грунтовых вод. В том случае, если заданная (необходимая) величина Нп.у не достигается, принимается решкние о бурении дополнительных водоотливных скважин.

Даже краткое изложение проблемы предотвращения подтопления земной поверхности свидетельствует о ее чрезвычайной сложности и во многом неопределенности. Поэтому в практическом плане наряду с вышеизложенным существенным является создание на полях ликвидируемых шахт сети гидронаблюдательных скважин, что позволит осуществлять мониторинг геологической среды на шахтных полях и прилегающих территориях, регулярно получать данные о колебаниях уровня подземных вод, об их минерализации, о направлении движения ореолов загрязнения подземных вод. Все это позволит разработать систему природоохранных мер. Но бурение скважин, оборудование их фильтрами, оголовками достаточно дорого. Поэтому в организации мониторинга можно использовать геофизические методы разведки, сравнительно дешевые и в достаточной степени точные. Положение уровня подземных вод можно установить по данным вертикально-электрического зондирования - ВЭЗ, комбинированного электропрофилированиж - КЭП и гравиразведки.

Наблюдения за движением подземных вод, ореолов загрязнения воз можно осуществлять методами естественного поля - ЕП, для оценки минерализации использовать резистивиметрию, ВЭЗ.

Изменение режима подземных вод, оценка возможности проникновения шахтных вод в водоносные горизонты, используемые для водоснабжения, решаются на основании специальных исследований.

Для выполнения прогноза привлекаются специализированные организации (п.о. «Укруглегеология», «Донбассгеология» и др.).

Проводятся проверочные расчеты возможного подтопления поверхности под влиянием подземных разработок в соответствии с «Рекомендациями по методу прогноза условий подтопления территорий при отработке угольных месторождений» (ВНИМИ, 1995).

Подтопление поверхности происходит, как правило, если

где Qm~ максимальное оседание земной поверхности от влияния под­земных разработок;

А - амплитуда сезонных колебаний уровня грунтовых вод, м; h - расстояние от земной поверхности до уровня грунтовых вод на рассматриваемом участке без учета влияния шахтного водопонижения, м.

В случае возможного подтопления земной поверхности при затопле­нии водой горных выработок определяются величина и контуры подтопле­ния, разрабатываются меры по предотвращению подтопления. Для шахт Центрального района Донбасса в связи с размещением в нем большого ко­личества химических производств дополнительно разрабатываются реше­ния по защите недр и водного бассейна от загрязнения вредными химиче­скими веществами с осуществлением контроля загрязнения.

В соответствии с действующими строительными нормами и прави­лами подтопленными территориями считаются такие, где уровень грунто­вых вод находится выше 2,5 м.

Для наиболее распространенных строений на прилегающих к шахте территориях - одноэтажных жилых домов усадебного типа, гаражей и др. подтоплением считается поднятие грунтовых вод выше пола заглубленных сооружений (подвалов и погребов) или подошвы фундамента с запасом на капиллярное повышение.

Опасность заключается в изменении физико-механических свойств и характеристик грунтов оснований. В частности, модуль деформации грун­та при изменении его влажности от природной до полного водонасыщения может снизиться в 2-4 раза, что приведет к деформации фундаментов, стен и других частей зданий. И тогда в качестве мер предупреждения опасных деформаций придется либо усиливать конструкции, либо осуществлять гидроизоляцию. А это и не просто, и не дешево.

Принципиально новым горно-геологическим фактором, связанным с закрытием шахт, является то, что скачок водонасыщения подработанных по­род способствует накоплению потенциальной энергии в затопленных выра­ботках и росту гидромеханических напряжений с одновременным снижением стойкости породных массивов. Такие процессы обуславливают повышенную при средних глубинах их заложения Нср 100+ 1000 м колеблется от 2 до 12 месяцев.

Учитывая, что фактические оседания земной поверхности достигают 80-90% мощности отрабатываемого пласта, масштаб активизации геомеханических процессов может (быть приравнен к выемке 10-20% мощности пласта.

Процесс активизащт сдвижения массива и земной поверхности при затоплении выработок характерен для малых глубин (в зоне выветренных и трещиноватых пород)), поэтому для прогнозирования зон активизации можно ограничится глубиной 80м (СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах М. Стройиздат, 1992). Границы этой зоны (рис. 6.3) определяются по граничным углам. При проектировании за границы зоны при поднятии уровня затопления до 80 м и менее могут быть приняты на плане: по простиранию и со стороны восстания — линия, провезенная параллельно контуру выработок на уровне затопления на расстоянии 50 м за его пределами; со стороны падения — линия, параллельная изолинии глубины 80 м на расстоянии 50 м при наклоне пласта до 45° и 100 м - при крутых пластах.

В соответствии с нормативным документом МУП Украины, разработанным УкрНИМИ и введенном в действие в 1998 году, установлены требования для определении влияния затопления угольных шахт на сдвижение пород во времени иг последствий этих процессов на земную поверхность с целью разработки мероприятий по защите объектов поверхности с определением затрат.

Обследование технического состояния объектов поверхности производится комиссиями, включающими представителей закрываемой шахты, органов местного управленая, научно-исследовательских и проектных институтов, эксплуатирующая организации или владельца.

Первое обследование производится до начала влияния подтопления и деформации земной поверхности в результате активизации сдвижения от затопления горных выработок.

Последующие обследования производятся в процессе и после окончания влияния деформации земной поверхности. На их основании устанавливаются фактические повреждения объектов поверхности и уточняются мероприятия по устранению деформаций конструкций.

Классификация объектов поверхности на поле закрываемой шахты производится по четырем: принципам:

- по назначению (здания, сооружения, трубопроводы);

- по чувствительности к деформациям оснований и увлажнению (в зависимости от этажности, конструктивной схемы и материала конструкции);

- по наличию мер защиты (не имеющие мер защиты, имеющие меры защиты);

— по техническому состоянию (объекты, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии, предаварийные объекты и аварийные объекты).

В качестве мер защиты объектов от воздействия деформаций земной поверхности вследствие затопления горных выработок чаще всего применяются: разделение зданий и сооружений на самостоятельные устойчивые отсеки путём устройства деформационных швов; усиление ленточных фундаментов и стен подвалов железобетонными обоймами; усиление стен железобетонными и металлическими поясами в уровне межэтажных перекрытий. Конкретные меры принимаются в зависимости от конструктивных особенностей, технического состояния объекта и деформаций земной поверхности.

Таким образом, изложенный выше комплекс инженерных решений обеспечивает безопасность объектов поверхности и предотвращает в основном вредное экологическое воздействие на земную поверхность, существенно не изменяя сложившийся гидрогеологический режим, включая сброс шахтных вод в гидрографическую сеть.

6.4. Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) и разработка плана управления окружающей средой (ПУОС) закрывающихся шахт

Массовое закрытие шахт коренным образом меняет характер техногенной нагрузки на окружающую среду.

С одной стороны, прекращаются отчуждения земель под породные отвалы, подработка поверхности, выбросы угольной пыли и метана в атмосферу с отработанным воздухом и др. но, с другой стороны, на ликвидируемых шахтах продолжаются горно-механические процессы, связанные с подработкой горного массива, причем их характер существенно изменяется в связи с полным или частичным затоплением шахт. Продолжается оседание поверхности, случаются провалы, в ряде случаев отмечаются тектонические явления в виде подземных толчков; происходит подтопление территорий, загрязнение водозаборов и водоемов, наблюдается неконтролируемый выход газов на поверхность.

Большинство отрицательных экологических явлений проявляется не сразу, а спустя месяцы и годы после прекращения работ на шахте.

Целью оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) является определение путей и способов нормализации окружающей среды и обеспечение требований экологической безопасности при ликвидации угольных предприятий. Осуществляется лабораторный контроль загрязнения окружающей среды. В требованиях по проведению контроля как во время ликвидации шахты, так и в постликвидационный период, указывается его периодичность по видам загрязняющих веществ, разрабатываются планы-графики контроля, указываются также средства измерения и сроки утверждения планов-графиков в соответствующих инстанциях.

Важнейшим элементом комплекса мер по предупреждению неблагоприятных изменений состояния окружающей среды является система мониторинга, обеспечивающего получение информации для принятия своевременных, целенаправленных и эффективных решений по защите и восстановлению окружающей среды.

Задачи мониторинга:

- выявление закономерностей формирования гидродинамической и гидрохимической обстановок в подземной гидросфере, развития неблагоприятных процессов и явлений на поверхности (подтопления, заболачивания, засоления);

- наблюдения за динамикой загрязнения почвенного покрова и за качеством атмосферного воздуха в районах отвалов, в опасных и угрожаемых зонах газовыделения;

- контроль за деформациями земной поверхности подработанных территорий;

- контроль за процессами газовыделения на горных отводах ликвидируемых шахт;

- радиометрический контроль породных отвалов и подземных вод, а также здании, находящихся в потенциально опасных зонах.

Эти задачи должны решатся на базе научно обоснованной организации стационарных сетей наблюдения.

ГК «Укруглереструктуризация» совместно с Украинским научно-исследовательским институтом экологических проблем (УкрНИЭП) разработан руководящий нормативный документ, устанавливающий единые требования к организации и проведению мониторинга геологической среды на всех этапах ликвидации угольных шахт.

Основанием для оценки воздействия на окружающую среду являются: Законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», Кодекс Украины «О недрах», Водный кодекс, а также «Положение о государственном мониторинге окружающей природной среды», утвержденное постановлением Кабмина Украины 23.09.93 №785.

Ликвидация угольного предприятия исключает полностью или сводит до минимума вредное воздействие на отдельные компоненты окружающей природной среды. В связи с этим в материалах ОВОС рассматриваются только те компоненты и объекты окружающей среды, на которые влияет деятельность по закрытию шахт.

После ликвидации шахты к ним относятся:

Воздушная среда. Для получения информации об уровнях загрязнения воздушной среды наиболее распространенными токсичными веществами (оксид углерода, диоксид серы, сероводород, диоксид и оксид азота, углеводороды), о количестве и макрокомпонентом составе пыли следует формировать сети постов. Целесообразная периодичность отбора проб -один раз в месяц. На некоторых территориях при необходимости надо дополнительно проводить контроль концентрации фенола, аммиака и бензо-пирена как наиболее распространённых примесей воздуха крупных промышленных городов.

Водная среда. На основании сравнительного анализа по всем факторам воздействия - расходам стоков, физико-химическим показателям очищенных стоков и водных объектов делаются вызоды о влиянии и прогнозируемых изменениях в воздействии на поверхностные воды в результате ликвидации (консервации) шахты.

Источниками загрязнения поверхностных вод на полях шахт являются породные отвалы, пруды-накопители, сбросный коллектор фекальных вод, водоотводные без экрана канавы, несовершенные очистные сооружения, поверхностные трубопроводы, затопленнув шахты, неочищенные промстоки промышленных предприятий.

Контроль за динамикой подземных вод предполагает наблюдение за их уровневым режимом и качественным состава на локальных участках (зоны жилой застройки и подтопления, водозаборы и т.п.) путем формирования сети наблюдательных скважин. Следует отметить, что отсутствие гидронаблюдательных скважин на полях многих закрытых шахт существенно затрудняет прогноз возможных изменений геологической среды. Дополнительными же мерами по обеспечению экологической безопасности являются:

- все виды очистки откачиваемых шахтных вод;

- сброс очищенных вод главным образом в естественные русла. При необходимости следует организовывать, их очистку;

- утилизация и перезахоронение отходов производства. Захоронение отходов некоторых химических производств следует производить по методике захоронения радиоактивных веществ.

Нарушенные земли. Производится рекультивация земель и определяется направление их использования. По результатам расчетов, выполненных в ОВОС, уточняются размеры санитарно-защишенных зон у сохраняемых зданий, сооружений и породных отвалов. Целесообразно проведение на пасстоянии 10-30 м вокруг породных отвалов водоотводных канав с экранами мощностью 0,5 м из отбеливающих монтмориллонитовьгх глин, обладающих высокой сорбционной способностью, или сооружение противо-фильтрационных завес типа «стенка в грунте» глубиной 8 м, а также бурение водопонижающих скважин.

Радиационная обстановка. Приводятся данные об уровнях ионизи­рующих излучений, их качественные и количественные параметры и сте­пень их опасности для окружающей среды. Возможными источниками ра­диационного загрязнения могут быть: пруды - отстойники шахтных вод, шламо - и илонакопители, отдельные очаги на поверхности грунта в пре­делах горного отвода. Так, например, на шахте «Луганская» п.о. «Стаха-новуголь» в отстойниках шахтных вод и отвалах шлама мощность дозы гамма-излучения достигает 100-700 мкр/ч, а площадь радиоактивного за­грязнения поверхности промплощадки (несколько тысяч квадратных мет­ров) дозой выше 30 мкр/ч.

Систематический радиационный контроль (содержание радона и мощности дозы γ - излучения как части радиоэкологического мониторинга окружающей среды) следует проводить по методике или с участием Укра­инского научно-исследовательского института экологических проблем (УкрНИИ ЭП). Предлагаются мероприятия по уменьшению радиоактив­ных воздействий на окружающую среду.

Вышеуказанные материалы готовятся подразделениями санитарно-эпидемиологической станции. При необходимости ликвидации очагов ра­диационных излучений проекты выполняются специализированной про­ектной организацией. В случае потребности в проектах предусматривают­ся затраты на проведение радонового мониторинга. При наличии на шахте источников радиоактивного (ионизирующего) излучения (контроль загруз­ки скипов, контроль уровня горной массы в бункерах и т.д.) работы по де­монтажу этих приборов изахоронению источников осуществляет специа­лизированный центр «Углензотоп».

Итоговым документом ОВОС является заявление об экологических последствиях ликвидации угольного предприятия, подписанное заказчи­ком и генеральным проектировщиком. Копия заявления направляется для контроля в местные органы власти.

Для решения практических задач по снижению вредного экологическо­го воздействия процессов (факторов), обусловленных закрытием шахт, обес­печению контроля эффективности проводимых мероприятий и рациональ­ным использованием горного отвода УкрНИМИ и ПС «Укруглереструктуризация» разработан типовой план управления окружающей средой (ПУОСГ) за­крывающихся шахт КД 12.12201-97, являющийся нормативным документом. В соответствии с этим документом комплекс учитываемых факторов включает: земельные ресурсы, недра, водные ресурсы, атмосферу, поверх­ностные газовые выбросы, оседание поверхности, породные отвалы, промышленные отходы.

На начальном этапе создается базовая топографическая основа поверх­ности в пределах шахтного поля. На плане поверхности наносятся надземные здания и сооружения, шахтные стволы и околоствольные сооружения, породные отвалы, пруды-отстойники, трассы электропередач, трубопроводов и иных коммуникаций. Отмечаются выходы угольных пластов и тектонических нарушений под наносы, места расположения устьев старых вертикальных и наклонных выработок, границы выработанного пространства и старых горных выработок на глубинах до 80 м, а с учетом 1,25 кратного ухудшения условий вследствие возможного подтопления - на глубинах до 100 м. Производятся маркшейдерские работы по дифференциации шахтного поля на участки с раз­личными (по группам территорий) прогнозными деформациями земной по­верхности с указанием сроков завершения их развития. Объектами управления являются все возможные источники воздействия на окружающую среду, ос­тавшиеся после закрытия и в процессе ликвидации угольных шахт.

Водные ресурсы. Гидросфера. Оценивается и прогнозируется изме­нения гидрогеологической ситуации закрываемой и смежных гидравличе­ски связанных шахт, прогнозируется подтопление территории при пре­кращении откачки воды, влияние на водозаборы, речной сток (уровневый режим, ресурсы, химсостав и др.).

Разрабатывается проект локальной сети гидронаблюдений за уров­нем подземных и наземных вод с увязкой сети наблюдательных скважин с региональными сетями. Госкомгидромета, Госкомгеологии и др. Произво­дится расчет ожидаемых притоков и сроков возможных затоплений кон­кретных горизонтов.

План управления предусматривает продолжение откачки воды за­крываемой шахты до установки дополнительного насосного оборудования в смежных гидравлически связанных шахтах, создание сети гидронаблю­дательных скважин, оценку возможного влияния незатампонированных и технических скважин на уровень подземных вод и возможных водотоков, подтопления поверхности.

На долгосрочный периода предусматривается создание и обслужи­вание мониторинговой системы контроля уровня подземных вод, их каче­ства, химического состава, содержания токсичных и вредных веществ, ра­диологической характеристики сбрасываемых поверхностных вод, их влияния на сточные, речные воды.

Газовые загрязнения атмосферы. На первоначальном этапе дается оценка дебитов вредных газов, выбрасываемых в атмосферу с выходящими из шахты вентиляционными потоками. Выявляются участки поверхности, угрожаемые и опасные по выделению шахтных газов с учетом содержания родона, исследуется состав почвенного воздуха, устанавливается контроль состава воздуха в зданиях и сооружениях, расположенных в потенциально опасных зонах.

Разрабатываются предложения по дегазации и локализации зон ано­мального газопотока на дневную поверхность, бурятся дегазационные скважины.

Вместе с тем следует заметить, что Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности в качестве приоритета выделяют разработку мер по предотвращению подтоплений территорий, загрязнение водоёмов, засоления грунтов и скопления метана под застро­енными территориями.

Специалисты-зкологи считают целесообразным провести комплекс ное обследование регионов, инвентаризацию имеющихся материалов для регионального экологического районирования, обоснования состава и пер­воочередности проведения природоохранных мероприятий. Было бы по­лезным сформировать информационную кертографическую и фактографи­ческую базу данных с использованием современных компьютерных техно­логий. И, наконец, создать постоянно действующие комплексные геолого-гидрогеологические модели наиболее сложных участков с целью анализа и прогноза ситуации для оптимизации управленческих решений.

На долгосрочный период предусматривается разработка, создание и обслуживание мониторинговой системы оценки уровня газовыделений на поверхность, эффективности дегазаций отработанных пространств; обос­новываются технические решения по утилизации метана.

Наряду с этим разрабатываются и осуществляются меры, предот­вращающие выделение на поверхность шахтных газов, создающих опас­ность загазирования зданий и сооружений или наносящих вред сельскохо­зяйственным угодьям.

Оседания, деформации земной поверхности. Первоначальными эта­пами являются разработка программы контроля оседания земной поверх­ности, выявление зон ее возможных просадок, прогноз деформаций земной поверхности во времени для оценки возможного подтопления. При необ­ходимости разрабатывается проект, закладываются наблюдательные стан­ции и производят режимные наблюдения за сдвижением земной поверхно­сти, а также разрабатывается предложение по предупреждению и ликвида­ции ее просадок.

Породное хозяйство. В первую очередь составляется ситуационная карта состоящих на учете породных отвалов, шламоотстойников и отходов углеобогащения; изучаются отвалы для оценки их пожароопасного состоя­ния (неопасные, потушенные, потенциально опасные, горящие), выявля­ются зоны возможного возгорания и разрабатываются меры по предотвра­щению возможного возгорания. Оценивается устойчивость поверхности отвалов. Породные отвалы, шламоотстойники и отходы углеобогащения оцениваются как возможные техногенные месторождения.

В конечном счете речь идет о выработке рекомендаций по дальней­шему использованию каждого породного отвала: в качестве строительного материала, для извлечения полезных компонентов или для увлажнения, охлаждения и дальнейшего озеленения.

Ландишфтно-восстаноовительные мероприятия. Мероприятия но­сят долгосрочный характер. Речь идет о разработке технических решений по размещению породных отвалов в горные выработки и засыпке стволов; переформировании, понижении породных отвалов, озеленении; засыпке воронок и провалов; осушении и засыпке прудов-отстойников, вывозе промотходов; рекультивации земель, взрыхлении почвы и восстановлении растительного покрова.

Для конкретной шахты план управления окружающей средой может включать и другие виды работ и мероприятия, учитывающие особенности шахтных полей.

В целом же в проектах ликвидации шахт разрабатываются меры, обеспечивающие весь комплекс вопросов производственной и экологи­ческой безопасности населения шахтерских городов и поселков, с уче­том накопившихся за весь многолетний период работы шахты проблем.

7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИКВИДАЦИИ ШАХТ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В настоящее время социально-экономические последствия ликвидации шахт вызывают особую тревогу, а на их преодоление требуются значительные затраты.

Анализ проектов закрытия шахт показал, что если затраты на физическое закрытия большинства шахт занимают в общей стоимости ликвидации 10-30%, а на обеспечение экологической безопасности - 14-35%, то на преодоление негативных социально-экономических последствий - от 35 до 75%.

Затраты на преодоление социально-экономических последствий включают: выплаты задолженности по зарплате, выходные пособия и компенсации, регрессные иски, единовременные пособия, средства на строительство жилья и объектов коммунального хозяйства, на создание новых рабочих мест и др.

И в этой связи речь идет, прежде всего, о социальной защите работников шахты, подлежащей закрытию (ликвидации).

Меры социальной защиты работников, увольняемых в связи с закрытием (ликвидацией) шахты, распространяются на:

а) работников, которые числились в штате на начало закрытия шахты;

б) граждан, которым производилось возмещение ущерба, причиненного им увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей;

в) граждан, которые на предприятии получали бытовой уголь бесплатно или по льготным ценам;

г) граждан, избранных на условиях освобождения от основной работы в состав профсоюзных органов, которые действовали на шахте.

В соответствии с действующим законодательством Украины работникам ликвидируемой шахты гарантируется право на труд, которое реализуется посредством:

а) перевода на другие предприятия с учетом их профессиональной подготовки;

б) трудоустройства на предприятиях других отраслей через государственную службу занятости населения.

Все это должно делаться с учетом мнения заинтересованных организаций: ГХК, ПО, в рамках, которых находится закрываемая шахта, и местных органов власти.

Трудоустройство или перевод работников рассматривается по следующим направлениям:

— на соседние шахты, имеющие положительную перспективу хозяйственно-экономической деятельности;

— на другие предприятия угольной промышленности;. - на действующие предприятия региона;

- созданием новых рабочих мест в промышленности, строительстве, на транспорте или в сфере услуг, включая перепрофилирование поверхностных комплексов для выпуска новой продукции или оказания услуг;

- стимулированием предпринимательской деятельности для созда­ния малых предприятий с помощью микрокредитов;

- использованием высвобождающихся работников в сфере общест­венных работ.

Разработана специальная «Программа создания рабочих мест при за­крытии шахт и разрезов Минуглепрома Украины».

Численность работников, для которых необходимо создавать*рабо-чие места, определяется, если исчерпаны возможности их трудоустройства на вакантные места предприятий объединения (холдинга) и через бюро занятости населения органов исполнительной власти.

Создание новых рабочих мест на действующих шахтах допускается при соответствующем росте уровня добычи и улучшении технико-экономических показателей производства.

Предложения по созданию и организации новых рабочих мест с ис­пользованием зданий и сооружений ликвидируемого предприятия подго­тавливаются в процессе разработки ТЭО нецелесообразности дальнейшей его эксплуатации. Технологические и технические решения, как правило, не должны предусматривать строительство новых зданий цехов, участков и т. п. и учитывать заданное время подготовки новых рабочих мест с це- лью своевременного трудоустройства высвобождаемых работников.

При наличии предложений заинтересованных организаций (ПО, ГХК, органы местной власти) затраты на вновь создаваемые рабочие места прини­маются на основании представляемых данных, а при их отсутствии - 30 ты­сяч гривен на создание одного рабочего места (по методике Института эко­номико-правовых исследований НАН Украины). В лимит средств на созда­ние рабочих мест включаются и затраты на переобучения трудящихся.

Закрытие шахт ставит по-новому и вопросы получения жилья, вы­платы регрессных исков, получения бесплатного угля пенсионерами, дос­рочного выхода на пенсию, компенсаций при переезде шахтеров в другие регионы; компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией шахты и признанным безработными.

Но самое слабое звено в цепи преодоления социально-экономических последствий ликвидации шахт - трудоустройство.

При реализации программы закрытия шахт именно трудоустройство является наиболее важной, дорогой (от 20 до 45% затрат на преодоления социально-экономических последствий) и сложной мерой социальной за-

щиты. При этом речь идет не только о трудоустройстве работников закры­ваемых шахт как временной мере, а о выживании шахтерских городов и поселков. Если в них не будет осуществлен процесс диверсификации (кон­версии) хозяйственной структуры, они просто деградируют. А это значит, что в поселениях, где основным градообразующим фактором является угольная промышленность, закрытие шахт влечет за собой безусловную необходимость открытия новых производств. Следовательно, необходимо учитывать долговременные интересы высвобождающихся работников и населения районов, имея в виду и наши особенности - жесткую привязку социальной среды проживания угольщиков к угольному производству (особенно в однопрофильных городах и поселениях), а переобучение шах­теров -это не просто получение новой спепяальности. Это связанно с бо­лезненным процессом социально-психологической адаптации к новой профессии, резко меняющимся условиям жизня.

Дело в том, что на протяжении десятхов лет разработка угольных месторождений определяла хозяйственную структуру шахтерских городов й районов и была стержнем, вокруг которого формировались связанные с ним промышленные предприятия, инфраструктура и все трудовые связи.

Здесь вся производственная деятельность и подавляющее большин­ство вспомогательных и обслуживающих производств, социальная инфра­структура сгруппированы вокруг шахты. При ее ликвидации прекращают свое существование и эти структуры.

В связи с этим закрытие шахты отражается не только на работниках закрываемых предприятий и их семьях, но и. как правило, жизнедеятель­ности шахтерских городов (поселков) в целом.

Говоря о занятости, создании новых рабочих мест, трудоустройстве, следует особо подчеркнуть, что эта забота не только Минтопэнерго Ук­раины. Эти вопросы носят межведомственный, и даже общегосударствен­ный характер.

Во избежание ошибок, а тому примеров немало, создаваемые для трудоустройства работников закрываемых шахт предприятия непременно должны базироваться на предварительных марсеттинговых исследованиях, а приоритет должен отдаваться предприятиям, способным обеспечить рен­табельную работу при использовании существующего кадрового и произ­водственного потенциала. На этих предприятиях должен обеспечиваться для трудоустраиваемых работников уровень доходов не ниже получаемого ими на последнем месте работы. В этой связи целесообразно вновь созда­ваемые предприятия на некоторое время (период становления) освобож­дать от налогов, обеспечивать их льготным кредитованием.

И такая работа проводится. С целью предоставления льготных усло­вий инвесторам для оживления экономики, в том числе для смягчения со­циальных последствий реструктуризации угольной промышленности, в де-

кабре 1998 года был пршят Закон Украины «О специальных экономиче­ских зонах и специально* режиме инвестиционной деятельности в Донец­кой области».

В этом законе на территориях приоритетного развития вводится спе­циальных режим инвестасгаонной деятельности с целью создания новых рабочих мест, введения налоговых, таможенных и других льгот.

В принципе заслуживают внимания и предложения о передаче средств на создание рабочих мест органам местного самоуправления, ко­торые по своему социально-политическому и правовому статусу обеспечи­вают жизнедеятельность гаселения и социальную стабильность. Но это пока не однозначно. Епве немало неясностей в практической реализации этих предложений, а как свидетельствует опыт России, при передаче средств местным органам затраты на создание рабочих мест возрастают.

Надо иметь в виду; что количественные и качественные показатели контингента высвобождающихся шахтеров (профессиональный состав, уровень образования и квалификации, владения вторыми профессиями, половозрастная структура, семейное положение и др.) имеют определяю­щие значение для обоснования количества работников, выходящих на пен­сию, работников, требующих переобучения и повышения квалификации, направлений занятости по отраслям и видам производства, расчета количе­ства необходимых рабочих мест и затрат на их создание.

Как свидетельствует опыт, профессионально-квалификационная структура рабочих характеризуется сравнительно низким удельным весом сквозных, общих для всех отраслей промышленности профессий. Их около 20%. Остальных нужно переучивать. Особая статья - ИТР. Их примерно 10-20%. Но среди этой категории в наиболее сложном положении - горные инженеры-технологи. Эти кадры практически не могут быть использованы с высокой эффективностью в других отраслях материального производст­ва, а их переквалификации требует значительно большего времени и средств, чем переподготовка рабочих.

В решении изложенных выше вопросов в мировой практике накоп­лен немалый опыт, но каждая из стран, проводивших реструктуризацию угольной отрасли, исповедовала свой путь.

Подход Бельгии, например, заключался в принятии сравнительно краткосрочного интегрированного плана, предусматривающего как закры­тие шахт, так и создание альтернативной занятости. Фундаментальной концепцией для обеспечении занятости тех, кто не смог найти другую ра­боту и не подходит по возрасту для более раннего ухода на пенсию, было введение программ по переобучению.

Во Франции существенным моментом в последовательном закрытии шахт было использование социальных планов, которые покрывали весь процесс закрытия за 2 года до его начала. В соответствии с планом необходимо было найти новую работу для всех увольняемых с шахт, кроме лиц пенсионного возраста.

В Германии одной из наиболее отличительных черт был аспект «Социального сознания», при котором рабочие старшего возраста были готовы на приемлемых условиях уйти по сокращению, чтобы молодые шахтеры продолжали работать.

Испанский подход заключался в продолжительном субсидировании высокозатратной добычи как средства защиты существующих рабочих мест. Как и в других европейских странах, ранний выход на пенсию стал важным инструментом в снижении отрицательного воздействия закрытия шахт на местный рынок труда. Для создания новых рабочих мест была создана компания «SODECO». Она оказывает также поддержку тем, кто решил заняться своим делом.

Голландия после закрытия последней шахты реализует так называемую программу «От черного к зеленому», последовательно избавляется от шахтных инфраструктур, ведя на их месте строительство жилых и промышленных зданий. В Германии, Польше, Чехии, Румынии нашли решение сложной экономической проблемы - введение налоговых и других льгот для депрессивных регионов. В Польше, в известной мере в России накоплен опыт массового вовлечения в сферу малого бизнеса шахтеров, высвобождающихся в процессе реструктуризации угольной отрасли. Он может быть использован и в Украине, хотя при нашем менталитете трудно ожидать от бывших шахтеров наличия у них предпринимательской жилки, которая подвигнет их на открытие своего дела.

В Великобритании массовое сокращение занятости в связи с закрытием шахт происходило в 1980-х и начале 1990-х годов. Здесь первое время практически не уделялось внимания решению связанных с этим проблем. И лишь в конце последнего десятилетия двадцатого века правительство занялось проблемами бывших районов угледобычи, предоставив долгосрочную программу инвестирования.

Опыт реструктуризации угольной промышленности Великобритании можно назвать самым неудачным, когда шахты закрывались с неоправданной поспешностью.

В целом же важным аспектом успешной экономической регенерации является упреждающая еще до закрытия шахт работа по развитию новых отраслей. В этом контексте те страны, которые имели долгосрочные планы реструктуризации угольной отрасли, сталкивались с гораздо меньшими проблемами, чем те, которые принимали решение на марше. Не стала исключением в этом плане и Украина.

Опыт социальной защиты шахтеров при реструктуризации угольной промышленности в разных странах Западной Европы отличен от опыта стран Восточной Европы, начавших решение этой проблемы в конце 1980-х годов.

Главной задачей угольных компаний Запада при увольнении шахте-. ров допенсионного возраста являлось, прежде всего, их трудоустройство на созданные заблаговременно рабочие места или перевод по их согласию на предприятия другая отраслей.

В России и Украине защита предусматривает компенсацию временных потерь в доходах работников в связи с их увольнением, трудоустройство на имеющиеся рабочие места в других отраслях, создание новых рабочих мест.

Во Франции для сокращения численности работников угольной промышленности принимались такие меры, как:

- досрочный выход на пенсию. Эта система основана на принципе добровольности. Обычный возраст выхода на пенсию - 55 лет, но может быть и 50 лет;

- освобождение от трудовой деятельности. Шахтерский отпуск по выслуге лет предоставляется лицам, не достигшем возраста досрочного выхода на пенсию (выход на пенсию возможен в 45 лет при наличии не менее 25 лет стажа). Шахтеры, не достигшие этого возраста, получают гарантированную плату, остаются в списках персонала и сохраняют за собой права работающих. Такое освобождение от трудовой деятельности продолжается до тех пор, пока указанные лица не получают право на Досрочный выход на пенсию, либо достигают обычного возраста для прекращения трудовой деятельности;

- индивидуальный отпуск для профессиональной адаптации (ИО-ПА). ИОПА позволяет работникам по их желанию взять на себя расходы по переквалификации, продолжая при этом получать от Управления французской промышленности 65% зарплаты в течение года.

В Польше более детально и экономически обосновано, чем в других странах, разработана система досрочного выхода шахтеров на пенсию в связи с закрытием угольных предприятий.

В частности:

- шахтерам, которым до выхода на пенсию остается не более 5 лет, предлагается 5-ти летний отпуск, в течение которого они будут

• получать 75% месячного отпускного вознаграждения. Отпуск должен носить добровольный характер. Шахтер пишет соответствующее заявление;

- тем, кому до достижения пенсионного возраста остается 3 года, предоставляется 3-х летний отпуск.

- содействие предпринимательской деятельности высвобождаемых горняков и поддержка развития малого бизнеса в шахтерских го­родах и поселках;

- помощь по переселению высвобождаемых работников из непер­спективных шахтерских поселений. Однако в настоящее время пе­реселение следует рассматривать как крайнюю меру, к которой следует прибегать, когда другие возможности исчерпаны. Хотя со временем (с развитием инфраструктуры, строительством жилья прежде всего, улучшением работы службы занятости) привлека­тельность переселения может повыситься.

О других гарантиях и формах защиты.

Выходные пособия выплачиваются увольняемым работникам в раз­мере среднемесячной зарплата в соответствии с КЗОТ Украины, а компенсационные выплаты - в размере средней зарплаты на период трудоустрой­ства, но не более чем на три месяца со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.

Работникам, которые увольняются в связи с выходом на пенсию при ликвидации шахты, может выплачиваться компенсация, если это преду­смотрено коллективным договором (отраслевым тарифным соглашением). Затраты учитываются в сводном расчете ликвидации шахты.

Средства на выплату пособия по безработице определяются в разме­ре 50% среднемесячного заработка в течение второго года трудоустройст­ва. Как показала статистика, численность нетрудоустроенных через госу­дарственные службы занятости на второй год после увольнения и нуж­дающихся в дополнительных пособиях по безработице зависит от места нахождения шахты и колеблется в пределах 15-40% от численности промышлено-производственного персонала ликвидируемой шахты. Больший, процент - на шахтах, являющихся основной градообразующей техниче­ской единицей в районе закрьггия. Затраты на пособие по безработице учитываются в свободном расчете стоимости ликвидации шахты. Сюда же на период ликвидации шахты включаются затраты на возмещение работ­никам вреда, причиненного ихувечьем или другим повреждением здоро­вья, связанным с выполнением трудовых обязанностей, затраты на лечение инвалидов труда, приобретение путевок, оплату проезда и проживания со­провождающих инвалидов 1 <й группы, оказание помощи, приобретение и техобслуживание автомобилей для инвалидов согласно заключению МСЭК, затраты по снабжению углеполучателей бесплатным углем на коммунальные нужды. После ликвидации шахты обеспечение бесплатным бытовым углем производится местными органами власти за счет преду­смотренных на эти цели средств. В сводном расчете стоимости ликвидации шахты предусмотрены средства на прочие социальные выплаты (помощь малоимущим, оздоровление детей, расходы на похороны).

Социальная защита относительно очередности получения жилья ра­ботников, которые находятся на квартирном учете, гарантируется путем сохранения очереди на предприятиях, куда они переводятся или трудоуст­раиваются, а если на этих предприятиях отсутствует квартирный учет -очередь сохраняется в органах исполнительной власти по месту прожива­ния работников с сохранением прежнего времени пребывания в очереди. Списки работников, которые находились на квартирном учете, передаются в соответствующий местный орган исполнительной власти ликвидацион­ной комиссией предприятия.

Согласно Постановлению Кабмина Украины от 28.06.97 №623 п. 17 при наличии на ликвидируемой шахте недостроенных жилых домов за­вершение их строительства финансируется уполномоченными Минугле-промом организациями, которые выполняют работу по ликвидации. Рас­пределение жилья в этих домах производится только среди лиц, которые состояли на квартирном учете на шахте на момент принятия решения о ее ликвидации.

И, наконец, как уже отмечалось, к моменту прекращения эксплуата­ционной деятельности шахты по добыче угля объекты социальной сферы должны быть снятые ее баланса и переданы в коммунальную собствен­ность местным органам власти, что делается по отдельной региональной программе и финансируется из государственного бюджета.

Таким образом, по своему содержанию все формы социальной защи­ты должны носить упреждающий характер. Закрытию шахты должно предшествовать форсирование диверсификации отраслей в производст­венной структуре шахтерских поселений. Качественно вся эта работа мо­жет быть выполнена только при наличии грамотно составленного социаль­ного паспорта территории.

В угольных регионах по инициативе Минтопэнерго могут (скорее должны, в них есть необходимость) формироваться координационные сове­ты позакрытию угольных предприятий, в состав которых входят представи­тели администрации, производственных объединений, холдинговых компа­ний, общественных организаций, других заинтересованных органов. Зада­чей совета является координация действий региональных и хозяйственных субъектов с ликвидационными комиссиями предприятий, контроль за пра­вильным расходованием средств, выделяемых на финансирование меро­приятий, связанных с закрытием шахт, содействие в переселении, трудоуст­ройстве работников ликвидируемых предприятий на территории угледобы­вающих областей. Координационные советы осуществляют взаимодействие с Межведомственной комиссией, руководствуются ее решениями.

Аналогичные координационные советы могут создаваться в городах и районах, где закрываются (ликвидируются) угольные предприятия. Но, видимо, и этого недостаточно. Необходима государственная программа социально-экономической и экологической реабилитации горнодобываю­щих регионов.

Увеличивающиеся масштабы закрытия угледобывающих предпри­ятий объективно создают все предпосылки для назревания социального кризиса.

Поэтому прогнозирование последствий ликвидации шахт, отслежи­вание тенденций развития социальных процессов становятся наиболее действенными рычагами, обеспечивающими принятие эффективных реше­ний в этой области. Одним из таких рычагов является мониторинг соци­альных процессов - непрерывное наблюдение за фактическим их развити­ем для предупреждения негативных тенденций, ведущих к возникновению и развитию очагов социальной напряженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: