Юность философской мысли.
Самосознания человека.
История философии – ретроспектива
1. Культурно – исторические особенности становления философии Древнего Востока.
2. Мировоззрение древней Индии, его истоки. Индуизм. Буддизм, Йога как философия и медицина.
3. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство.
4. Китайская медицина.
Литература:
1. Введение в философию. ч.1 под ред. И.Т. Фролова, М., 1989.
2. Ю.М.Хрусталёв – Общий курс философии, т.1, ч.1, гл.2 * 1 –3.
3. История китайской философии. М., 1989.
4. Г.М.Бангардт – Левин – Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия, М., 1980.
5. М.Т.Степанянц – Человек и традиционное общество Востока. «Вопросы философии». 1991.- №3.
6. Антология мировой философии. т.1, ч.1, М., 1969.
7. Древнеиндийская философия. М., 1963.
8. Древнекитайская философия. В 2-х т., М., 1972 – 1973.
Темы докладов и рефератов.
1. Древняя Индия и Древний Китай – колыбель философской мысли.
2. «Веды» - древнейший памятник мировой философской литературы.
3. Буддизм, его основные истины.
4. Философия индуизма.
5. Йога как философия и медицина.
6. Китайская специфика в философии.
7. Учение Конфуция.
8. Даосизм.
9. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
10. Особенности китайской медицины.
Философия Древнего Востока зарождается в эпоху возникновения классового общества и государств в этом регионе.
Появление философии в Древней Индии относится примерно к 1-му тысячелетию до н.э., а в Древнем Китае – к 6 – 5 вв. до н.э, когда на их территории шла ломка родо – племенных отношений, вызванная развитием производительных сил и радикальным изменением производственных отношений, приведших к глубокому кризису родовых устоев и господствующей морали.
Происходит утверждение товарно-денежных отношений, усиливается влияние земельных собственников и городских богачей, появляются частная собственность, классы и государство.
Одновременно происходят изменения в духовной и культурной жизни этих народов, зарождаются научные знания, множатся естественно – научные открытия, что, в конечном счёте, благоприятно сказывается на утверждении и развитии философской мысли.
Основное внимание древневосточной философии изначально было обращено к человеку. При этом акцент делался на познании и объяснении его практической сущности, на изучении его жизнедеятельных начал и мотивации, на оценке и регламентации человеческого образа жизни вообще.
В древневосточной философии мы наблюдаем обстоятельную характеристику многих частных проблем, связанных с самосовершенствованием и самосознанием человека, обращением его к самому себе через отрешение от реального мира, ухода в мир особого внутреннего - душевного состояния.
Расписываются нормы принятого этикета, которому принадлежит огромная роль в повседневной жизни людей, настоятельно предписывается и внедряется в жизнь и быт свод этических правил и наставлений, предназначенных как для правящей прослойки, так и для всех других гражданских слоёв общества.
Особый отпечаток придаёт философии её тесная связь с религией и религиозными культами, что находит своё выражении в появлении целого ряда ставших в последующем широко известных религиозно – философских учений подобных брахманизму, индуизму, буддизму, конфуцианству, джайнизму и ряду других.
Главной и специфической особенностью индийского общества было разделение его на многочисленные касты, среди которых выделялись брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Сами касты представлялись замкнутыми группами людей, передающими из поколения в поколение особые отличительные знаки, символы, культуру, образ и стиль жизни, профессию, традиционные взгляды и нормы поведения. Отличались они даже внешним обликом, вплоть до покроя одежды.
Привилегированной кастой считались брахманы, уделом которых был умственный труд и управление общественными и государственными делами. Воинскую повинность несли кшатрии. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи, а черновой труд осуществлялся представителями низшей касты – шудрами.
Все многочисленные нормы социальной жизни и организации общества были воспроизведены в древнейшем культурном предфилософском памятнике того времени – «Ведах», в переводе означавших – «знания».
«Веды» - это сборник легенд, гимнов, текстов, сказаний, магических заклинаний и практических ритуалов, отражавших религиозно – мифологическое мировоззрение.
В них утверждается безликий закон «рита», который оправдывает социальное неравенство людей, делит их на богатых и бедных, отделяет и противопоставляет одни касты другим, небо от земли, влагу от суши и т.д. Нарушение закона «рита» приводит к печальным последствиям, бедам и вызывает наступление полного хаоса. Предотвратить этот беспорядок, как и влиять на закон, владеть знаниями о нём способны только брахманы, создавшие религию брахманизма во главе с Верховным богом – Брахманом.
Со временем брахманизм трансформировался в индуизм, ставшим господствующей религией современной Индии.
Достойное место в древнеиндийской философии заняла школа йоги.
Само слово «йога» означает – «соединение», «управление». Она возникает как продолжение «Вед» и выступает как особое мировоззрение, включающее в себя также и систему практических ритуальных действий, способных помочь человеку избавиться от земных страданий.
«Йога» - это своего рода индивидуальный путь спасения и избавления.
Умение владеть собой, своим телом и мыслями, вера в существование особого иллюзорного мира, как и способность при помощи физических и психических упражнений уходить в самого себя и отрешаться тем самым от реальной действительности и жизни – вот основные черты этого своеобразного и во много неповторимого учения.
Однако самой крупной религиозно – философской школой Древней Индии явился буддизм, возникший в 6 в. до н.э.
Существуют разные версии его возникновения, как и легенды о его творце – царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Отметим основную. Тридцатилетний царевич, проживший все годы в роскошном дворце, покидает его впервые и за его пределами встречается с больным, калекой, монахом – аскетом и нищим.
Потрясённый увиденными страданиями и человеческим горем он уходит в пустыню, где пребывает семь лет.
Размышляя в одиночестве о судьбах людей и избавлении их от бед, он в конце концов, пробуждается и просветляется, становится – «буддой». Он находит не только причины человеческих страданий, но и путь выхода из этого состояния, который сводит к четырём истинам:
1. жизнь – это страдания (болезни, лишения, невзгоды, смерть и т.д.);
2. причина страданий в человеческих влечениях и желаниях, в чрезмерной жажде жизни;
3. для избавления от страданий надо погасить в себе влечения и желания;
4. а это можно осуществить лишь только благодаря молитве, которая может погасить жажду жизни и поможет достичь состояния «нирваны» - абсолютного блаженства, покоя и избавления от земных страданий.
Именно эти религиозно – мифологические мотивы, будучи доминирующими в философско – этическом содержании, послужили основной причиной превращения буддизма в одну из трёх мировых религий, имеющей сотни миллионов приверженцев в различных концах современного мира.
Что же касается древнекитайского общества, то оно в отличие от Древней Индии представляло собой типичное иерархическое государство того времени, во главе которого стоял император – монарх. Он же верховный жрец и главный собственник – землевладелец.
В Китае не было сословия жрецов и обрядовый ритуал осуществлялся главами семей, чиновниками, князьками.
Господствовал культ почитания умерших предков. Поэтому вся жизнь человека проходила под знаком отчёта перед духами усопших.
Дабы не бросить тень на память предков и не вызвать их гнев человек должен был вести себя исключительно достойно и уважительно по отношению к другим. И, прежде всего - по отношению к старшим, родителям, младшим – детям, немощным, больным и т.д. Но он должен был находиться в согласии не только с другими, но и с самим собой.
Подобного рода моральный климат древнекитайского общества не мог не сказаться на содержании основных философских школ того времени.
Среди них следует выделить в первую очередь Конфуцианство и даосизм.
Родоначальник первой – Конфуций (Кун – Фуцзы) был из знатного, но обедневшего рода.
Своё учение сформулировал уже в достаточно зрелом возрасте и описал его в своём главном трактате - «Беседы и суждения».
Для Конфуция Небо выступает высшей мировой силой. Оно определяет порядок на земле, и всё происходящее зависит от небесной воли.
В то же время мудрец большое значение придаёт моральным качествам человека, когда людские поступки, чистота побуждений и помыслов могут влиять на миропорядок.
Что же касается социального уклада, то в этом случае Конфуций создаёт образ «благородного мужа» в лице монарха – правителя, отца народа, главы большой государственной семьи.
Семье как таковой вообще в учении философа отводится выдающаяся роль. Она – основа порядка и благополучия в обществе и государстве.
Конфуцианство и сегодня влиятельно не только среди многомиллионного китайского населения, но и среди многих людей проживающих за пределами этой страны. Видное место в древнекитайской философии занимало учение другого выдающегося мыслителя Лао – цзы, во многом мифической фигуры, вошедшее в историю под названием «даосизма».
В основе его лежит «дао» (путь). «Дао» выступает первоначалом и первопричиной мироздания. Это – основа всех вещей, их субстанция и их жизненный путь.
Дао – всеобщий закон природы, который определяет постоянный кругооборотный цикл развития природы и мира. Поэтому он не только первоначало движения всего, но и его конечная цель, завершение пути.
Предназначение человека, согласно этому учению, познать дао. А для осуществления данной цели необходимо слиться с природой, стать её естественной частью. Только в этом случае можно постичь «гармонию мира».
Древневосточные мудрецы внесли свой весомый вклад в становление и развитие мировой медицины. Благодаря разработке неповторимых и неординарных приёмов и методов лечения различных заболеваний, они привнесли в медицину особый специфический «азиатский» колорит, отличающий её в последующем вплоть до наших дней, от традиционной европейской медицины.
В Древнем Китае и Древней Индии философские учения о жизни и медицинские знания о здоровье и болезнях человека, как правило, создавались одними и теми же мудрецами.
Соответственно, они и существовали едино, неотрывно друг от друга.
В одном случае, исходя из натурфилософского учения о первоэлементах, древнекитайские медики здоровье и болезнь объясняли сочетанием определённых космических первоэлементов (земля, вода, огонь, дерево, металл) в человеческом организме.
В другом случае медики пытались объяснить состояние здоровья и заболевания на основе философского учения о взаимодействии активного мужского начала – «янь» и пасивного женского «инь». Утрата здоровья происходит из – за нарушения в организме их соотношения. С целью же исцеления, то – есть приведения их в соответствие и норму древнекитайские врача разработали и применяли на практике метод лечения иглоукалыванием.
Как положительное явление в китайской медицине того времени следует отметить широкую пропаганду и распространение профилактического направления, разработку и внедрение в жизнь мер по предупреждению многочисленных заболеваний.
Что же касается Древней Индии, то здесь в 6 в. до н.э. под влиянием философской школы веданты возникло учение, в соответствии с которым болезнь рассматривалась как следствие нарушения образа жизни человека (питания, климатических изменений, психических и физиологических расстройств и т.д.).
Были среди врачей веданты и сторонники другой теории, согласно которой основной причиной болезней считались расстройство и сдвиги в психике человека (печаль, тоска, гнев и т.д.).
Наряду с этими точками зрения древнеиндийские медики полагали, что болезнь может выступать и результатом резкого количественного и качественного изменения соотношения пяти соков, аналогичным пяти природным явлениям: земле, воде, воздуху, огню и эфиру.
С учётом этого ими же разрабатывался комплекс мер процедурного характера, способных оказывать влияние на выздоровление организма и возвращения его к доболезненному состоянию.