Специфические черты российской региональной политической культуры

Весьма значимые элементы политической культуры россиян сформировались как поведенческая и эмоциональная реакция на такие особенности нашей политической жизни, как

· растянувшаяся на много веков, неоднократно прерывавшаяся и направлявшаяся вспять модернизация;

· архаичные, фактически феодальные методы управления и решения многих социальных и политических проблем;

· зацикленность огромной части населения страны на решении проблем элементарного выживания (жилищные условия, медицинское обслуживание, отсутствие коммунальных удобств и т.д.).

Но понимание значимости их присутствия не должно мешать видению процессов общечеловеческого, общедемократического содержания, происходящих в российской политической культуре и инициируемых глобализацией и информационной революцией.

Конкретно-социологические исследования, проведенные в последнее время[2], показывают очевидную вписанность России и ее населения в общемировые тенденции. Она выражается в сходстве содержания основных компонентов ценностной структуры, среди которых мы находим такие ценности, как независимость, трудолюбие, чувство ответственности, воображение, толерантность, бережное отношение к вещам и деньгам, доброжелательность, религиозность. Конечно, предпочтения жителей разных стран здесь могут значительно различаться, но это различия, так сказать, в рамках одного качества. Как и все европейцы, россияне привержены ценности свободы, дорожат безопасностью, все в большей степени склонны к трактовке равенства как сходства возможностей для проявления способностей каждого.

В то же время специфическими чертами российской политической культуры служат значимость внешнего контроля, по сравнению с внутренним (которая падает с понижением возраста), и концентрация ресурса доверия на президенте (до 86% в 2007-2012 гг.), что, конечно, отражает не только нынешнюю динамику политических предпочтений россиян, но и реальный баланс во взаимодействии различных политических институтов и сил.

Политика современной России характеризуется очевидной тенденцией к росту роли и значения политических партий. Это выражается и в принятии Закона о выборах в органы государственной власти по партийным спискам, в признании политических партий в качестве важнейших элементов гражданского общества, в рассмотрении партий как мощных средств политической социализации граждан, росте их влияния на формирование органов государственной и муниципальной власти.

Это вполне оправданно имеющимся опытом политической жизни и ее историей, ведь партии – признанный эффективный механизм реализации политических идей и решений, опирающийся на силу организованного, целенаправленного действия множества людей. Деятельность политических партий снижает роль административного ресурса, выводит политическую жизнь из бюрократического закулисья на сцену нормальной политической конкуренции. Они могут быть средством эффективного контроля граждан над деятельностью государственного аппарата, содействовать повышению уровня его эффективности.

Степень влияния политической партии в решающей степени зависит от ее способности в своей деятельности и программатике отразить проблемы и потребности окружающей ее социально-экономической среды, предложить эффективные и понятные способы решения существующих в обществе проблем. Они и формируют, как поле взаимодействия, так и могут служить основанием для сравнения позиций и предложений партий по наиболее злободневным проблемам. В силу естественных для политических партий различий, делать это они могут по-разному, давая различные трактовки и предлагая разные пути их решения, но выходить, отражать в своей деятельности и программатике эти проблемы они должны. Иначе - попадание в социальный, политический и психологический вакуум, когда их действия «зависают» над средой, не встречают ожидаемого отклика и тем более не получают ожидаемого результата.

То есть, партии в своей деятельности должны выходить на «национальную повестку дня» - круг проблем и интересов, находящихся в зоне всеобщего внимания и требующих решения для обеспечения насущных потребностей страны, возможностей ее развития и роста. Здесь очень многое зависит и от понимания места России в мире, оценки ее отношений с другими странами и народами. Иногда эта оценка оказывается завышенной, не принимающей во внимание весьма ощутимые реалии.

Такой национальный пакт (или национальная повестка дня) должен предусматривать, прежде всего, принятие действенных мер по подъему реального сектора экономики и обеспечению подъема жизненного уровня основной массы населения. Критически важным в этом деле оказывается эффективная политика по снижению уровня нищеты в обществе, которая становится все более нетерпимой, как в своем абсолютном, так и в относительном измерении. Груз нищеты, охватывающей широкие слои населения России, порождает серьезные сомнения в самой возможности ее дальнейшего национального существования.

Солидарные усилия государства, ответственных политически х сил, здоровых сил нации, патриотической интеллигенции, национально ориентированного бизнеса должны быть сосредоточены вокруг реализации комплекса социально-экономических, политических задач, необходимость решения которых ясна каждому живущему в России человеку. Эти задачи формируют контуры столь необходимого для России национального консенсуса о важнейших путях развития страны и средствах реализации избранного курса движения.

Значительные и противоречивые изменения претерпевает личностный фактор в политике. Зависимость человека в определении характера своего политического поведения от достаточно стабильных или стационарных факторов социально-политической среды: идеологий, партий, социальных общностей - уменьшается, он более самостоятельно и ориентированно на собственный интерес и собственные проблемы определяет линию своего политического поведения. С другой стороны, практически все параметры его актуального и будущего состояний находятся под нарастающим влиянием обстоятельств, которые он ни предвидеть, ни воздействовать даже гипотетически не может, ибо они находятся далеко за пределами его возможного влияния и контроля.

Отказ от постановки и реализации долгосрочных целей оказывает значительное влияние на изменение характера политической активности. Очевидно, что степень влияния идеологических императивов падает, их просто невозможно реализовать в те краткосрочные и обозримые периоды, в пределах которых осуществляется политическое действие. Но и ведется поиск новых ориентаций – конкретных, напрямую продиктованных наличной ситуацией, краткосрочных в реализации, не требующих для своего воплощения институциональных реформ. Ведь они могут «обрушить» ситуацию, «запустить» цепь неожиданных и нежелательных событий, обернуться не приобретениями, а потерями.

Стремление избежать такого рода течение событий подогревает авторитарные и тоталитарные искушения, идущие от действующих политических институтов и благожелательно встречаемые заинтересованными социальными группами. А их в любом обществе не так уж мало: это и бюрократия, и вообще государственные служащие, и наиболее обездоленные, потерявшие себя и свое люди, которым не на кого надеяться, кроме «большого брата». На этой почве растут патерналистские ожидания.

В этих условиях привлекательными и приемлемыми для участников политического взаимодействия становятся такие формы объединения и представительства интересов, которые не ограничивают их автономии, оставляют достаточные возможности для выбора и даже отказа. Привлекательными становятся формы объединения без четких и долговременных обязательств, но создающие определенные гарантии реализации, как интересов, так и свобод. «Институты теперь выступают не в роли застывших структур, а в роли многофункциональных каналов связи, границы которых находятся в постоянном движении, т.е. постоянно расширяются».[3]

Изменяется и характер политической активности: потребность в ней сохраняется, поскольку по-прежнему существуют (и видимо, даже умножаются) проблемы, требующие для своего решения солидарных и ответственных действий людей, принадлежащих к разным социальным и культурным группам и ориентациям. Эти проблемы в принципе не могут быть решены в результате индивидуального или группового действия (защита окружающей среды, поддержание эффективной системы социальной безопасности, обеспечение взаимодействия разных культур и их носителей и др.

Но характер такого действия в новых условиях подвергается значительным изменениям:

· снижается интерес к институциональным формам политической активности;

· мышление в традициях больших социальных групп становится все более проблематичным (просто потому, что человек все чаще себя к ним не относит, или относит к слишком многим группам, и следовать столь многим традициям и требованиям для него оказывается весьма затруднительным делом – и он не следует никаким);

· а идеология как средство политической мотивации все настойчивее замещается массовой культурой, рекламными способами обращения к возможному участнику политического действия;

· институциональным формам политической активности, (и прежде всего, политическим партиям) все более предпочитаются – не институциональные – ассоциации, движения, сетевые формы взаимодействий и сообществ, обеспечивающих возможность осуществления возможности политического участия при сохранении автономии.

Невиданный рост объемов, увеличение средств передачи и обработки информации оборачивается все острее ощущаемой трудностью в осуществлении выбора наиболее значимых для данного субъекта ее фрагментов. Происходит элитизация процесса принятия важнейших политических, социально значимых решений. Круг причастных к этому делу лиц становится все более ограниченным, что оборачивается монополизацией реальных центров власти в современном мире. Все более ощутимой становится его поляризация: с одной стороны - индивид, вокруг которого распадается круг привычных политических отношений, ранее способствовавших его деятельности структур: организаций, движений, других стабильных форм представительства его интересов, с другой стороны - власть, все более концентрирующаяся в руках немногих и нуждающаяся в периодических, строго отмеренных и контролируемых включениях индивида в систему своего функционирования. Ни о каком его самостоятельном участии, а тем более контроле над пристально опекающей его властью не может быть и речи. Поэтому она говорит с ним языком закодированных в образы посланий, рассчитывая на его детально контролируемую и спрогнозированную реакцию - ответ профана, которому решено дать возможность поучаствовать в весьма важном деле. Поскольку все учтено, никакой самодеятельности (а именно она - конечный продукт компетентности) не требуется.

Ясно, что политическая жизнь не может быть сведена к игре и господству богатой техники манипулирования. В ней в полной мере должны быть использованы существующие возможности сохранения рациональности и демократичности в пост индустриальную эпоху.

Очевидное расширение возможностей техники манипулирования, скрытого влияния, к которой прибегают участники современного политического процесса, приходит во все более ощутимое противоречие со сложностью актуальных политических и социальных проблем, требующих квалифицированного суждения, демократического участия и разрешения. Ей абсолютно не соответствует то спорадическое, построенное на программируемых эмоциях малоквалифицированное подключение массы населения к их обсуждению и решению. Утверждение ценностей и принципов демократии, произошедшее во многих современных политических системах, нарастающая информатизация общества не сопровождаются ни ростом квалифицированного участия массы населения в решении политических проблем, ни рождением новых форм политической активности.

Большое значение при этом приобретает поиск форм совмещения демократии и современных форм коммуникации, поскольку выравнивание информационных потенциалов всех участников политического взаимодействия открывает не только новые возможности для демократического участия, но и содержит в себе некоторые угрозы.

Чуть закамуфлированных намерений и реальных попыток решения возникающих проблем в рамках жесткого, авторитарного действия и контроля великое множество. Они выражаются в повсеместно встречающихся попытках «отрыва власти от политики» - прогрессирующем обособлении деятельности аппарата власти от воли граждан, уже наработанных форм выражения их мнения и контроля за власть придержащими. Происходит процесс «поглощения государства администрацией»: «то, что обычно служило системой передачи, все больше превращается теперь в систему решения; то, что обычно было министерством (буквально службой), теперь превратилось во власть».[4] В такой ситуации рациональные аргументы замещаются богатой техникой манипулирования, использованием рекламных форм воздействия, апелляцией к бессознательному, и сопровождаются падением интереса к политике, ростом политического отчуждения со стороны тех людей, которых вовлекают, но не объясняют, просят поддержать, но не известно кого, предлагают, но не понятно зачем.

Вопросы для самопроверки:

1.Какова роль глобализации в трансформации современной РПК?

2. Как революционные изменения, связанные со становлением информационного общества влияют на РПК?

3.Что происходит с экономикой под воздействием глобализации и информационной революции, как это сказывается на политической культуре населения?

4.Какие изменения претерпевает личностный фактор в политике?

5.Какие общие тенденции политического участия проявляются в выборах органов разных уровней власти в последние годы?

6. Какие изменения проявляются в отношениях людей к политике как сфере деятельности?

7. В чем Вы видите проявление «имитационного характера политики», «дирижизма», «административного ресурса»?

8.Возможно ли утверждение ценностей демократии в политической культуре россиян?

9.Как изменяется характер политической активности регионального населения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: