Нормативная база, регламентирующая сферу деятельности оператора радиосвязи

Лекция №3

Определение приемлемого риска

Слайд 12


Соотношение (S) и затрат на безопасность (M)

Кб- критерий безопасности.

Заштрихованная площадь - область приемлемых значений (S) и (М).

Из рисунка следует, что приемлемый риск сочетает в себе технические, социальные, экологические аспекты и представляет некоторый компромисс между приемлемым уровнем безопасности и экономическими возможностями его достижения, т.е. можно говорить о снижении индивидуального, технического или экологического риска, но нельзя забывать о том, сколько за это придется заплатить и каким в результате окажется социальный риск.

В сопоставлении факторов, определяющих приемлемость риска проявляется суть процесса управления риском.

Возможны три варианты принимаемых решений:

 

1)риск приемлем полностью;

2)риск приемлем частично;

3)риск не приемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого.

 

В двух последних случаях необходимо установить приемлемости что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.

Третий этап - определение пропорции контроля - заключается в выборе организационно технических мер, способствующих уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап - принятие регулирующего решения - определение нормативных (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации организационно технических мер, которые были У. установлены на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно указывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, т.е. в единую концепцию риска.

Таким образом, целью государственной политики в области снижении рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

3. Нормативные и методические документы в области радиосвязи [1]

Комплект наиболее важных нормативных документов, регламентирующих основные вопросы деятельности операторов и органов Госсвязьнадзора в области радиосвязи, можно классифицировать следующим образом:

документы общего характера,

нормативные документы по защите радиоприема от радиопомех,

нормативные документы, регламентирующие параметры средств радиосвязи и методы их измерения,

документы, содержащие нормы по электромагнитной совместимости, допускаемым радиопомехам и методам их измерения.

К документам общего характера, представляющим интерес, как для операторов связи, так и для сотрудников Госсвязьнадзора, можно отнести:

Закон РФ от 16.02.95 г. № 15-ФЗ «О связи».

Постановление Правительства РФ от 15.11.93 г. № 1156 «Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в РФ».

Регламент радиосвязи (РР).

Приказ Главгоссвязьнадзора от 30.06.97 г. № 08218 «Порядок изъятия специального разрешения на право эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского применения».

К числу наиболее важных нормативных документов по защите радиоприема от индустриальных радиопомех относятся три сравнительно новых документа, связанных с постановкой указанной задачи и практической ее реализацией:

Постановление Правительства РФ от 08.09.97 г. № 1142 «Об утверждении Положения о защите радиоприема от индустриальных радиопомех».

Приказ Госкомсвязи России от 20.11.98 г. № 203 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке приема и рассмотрения заявок на выявление помех радиоприему».

Приказ Главгоссвязьнадзора России от 29.01.99 г. № 2 «О защите радиоприема от индустриальных радиопомех».

Нормативные документы, регламентирующие параметры средств радиосвязи и методы их измерения, включают в себя:

ГОСТ Р 50657-94. Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная. Устройства радиопередающие всех категорий и назначений народнохозяйственного применения. Требования к допустимым отклонениям частоты. Методы измерений и контроля.

Нормы ГКРЧ 17-99. Радиопередатчики всех категорий и назначений. Требования на допустимые отклонения частоты. Методы измерения и контроля.

Нормы ГКРЧ 18-85. Общесоюзные нормы на побочные излучения радиопередающих устройств гражданского назначения.

ГОСТ Р 50842-95. Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная. Устройства радиопередающие народнохозяйственного применения. Требования к побочным радиоизлучениям. Методы измерения и контроля.

Нормы ГКРЧ 19-86. Общесоюзные нормы на ширину полосы радиочастот и внеполосные излучения радиопередатчиков гражданского назначения.

ГОСТ Р 50016-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к ширине полосы радиочастот и внеполосным излучениям радиопередатчиков. Методы измерений и контроля.

ГОСТ 12252-86 (СТ СЭВ 4280-83). Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ 13420-79. Передатчики для магистральной радиосвязи. Основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ 13924-80. Передатчики радиовещательные стационарные. Основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ 20532-83. Радиопередатчики телевизионные I-V диапазонов. Основные параметры.

ГОСТ 22579-86. Радиостанции с однополосной модуляцией сухопутной подвижной службы, Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ 22580-84. Радиостанции с угловой модуляцией морской подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ 26897-86. Радиостанции с однополосной модуляцией морской подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений.

ГОСТ Р 50867-96.Антенны радиорелейных линий связи. Классификация и общие технические требования.

ГОСТ Р 50890-96. Передатчики телевизионные маломощные. Основные параметры. Технические требования. Методы измерений.

Нормативные документы, содержащие нормы по электромагнитной совместимости, допускаемым радиопомехам и методам их измерения. Из обширного списка документов упомянем лишь некоторые, которые могут быть полезны в практической деятельности органов Госсвязьнадзора:

ГОСТ Р 50397-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения.

ГОСТ 29205-91. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний.

ГОСТ 30428-96. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от аппаратуры проводной связи. Нормы и методы испытаний.

Нормы 10-94. Радиопомехи индустриальные. Радиовещательные приемники, телевизоры и другая бытовая радиоэлектронная аппаратура. Нормы и методы испытаний.

Нормы 12-76. Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех. Радиовещательные приемники с амплитудной модуляцией. Допускаемые величины. Методы испытаний.

3.2. Основные положения Федерального закона «О связи»

Рассматриваются следующие вопросы:

1. Сфера действия закона, основные термины и определения.

2. Принципы деятельности операторов связи на основе закона.

3. Общая характеристика сетей связи Российской Федерации.

4. Основы регулирования использования радиочастотного спектра.

5. Основные принципы лицензирования операторской деятельности.

6. Понятие сертификации технических средств связи.

7. Качество предоставления услуг связи.

1. Сфера действия закона, основные термины и определения

Закон определяет правовую основу деятельности в области федеральной связи, к которой относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации, за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи.

Закон распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи. В осуществлении этой деятельности участвуют органы государственной власти, операторы связи, должностные лица, а также пользователи связи.

Закон также распространяется на операторов, находящихся за пределами Российской Федерации, в части предоставления ими услуг на территории Российской Федерации.

Основные термины и определения в области связи:

Электросвязь — передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам.

Сеть электросвязи — технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и другие виды радио- и проводного вещания.

Взаимоувязанная сеть связи (ВСС) Российской Федерации — комплекс технологически сопряженных сетей, обеспеченных общим централизованным управлением.

Сеть связи общего пользования — составная часть ВСС, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой им не может быть отказано.

Выделенные сети связи — сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.

Оператор связи — физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг связи.

Услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений.

Средства связи — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений.

2. Принципы деятельности операторов связи на основе закона.

Выделим два принципа, изложенных в Законе, имеющих важное значение в деятельности операторов связи:

подотчетность и подконтрольность предприятий связи федеральным органам исполнительной власти (т.е. Министерству связи);

высвобождение федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.

3. Общая характеристика сети связи Российской Федерации

Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей.

Ответственность за функционирование и развитие сети возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные и выделенные сети связи. Ведомственные сети связи создаются для обеспечения производства и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети могут использоваться для предоставления услуг населению, при этом сопряжение этих сетей с сетью связи общего пользования осуществляется на договорной основе при условии получения соответствующей лицензии.

Выделенные сети связи могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. Операторы выделенных сетей должны получать лицензии на общих основаниях. При сопряжении выделенных сетей с сетью связи общего пользования указанные сети переходят в категорию сети связи общего пользования.

Сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка. Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом Российской Федерации. Эти органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка обеспечивается органами связи соответствующих органов исполнительной власти Им также разрешено заниматься коммерческой деятельностью без ущерба для основных функций на основе лицензий, получаемых в установленном порядке.

В соответствии с условиями лицензии операторы связи обязаны обеспечить первоочередное предоставление каналов связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка.

4. Основы регулирования использования радиочастотного спектра

Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства.

В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.

Средства связи, являющиеся источниками радиоизлучения, подлежат регистрации в установленном порядке.

Частотные присвоения предприятиям связи могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.

5. Основные принципы лицензирования операторской деятельности

Деятельность физических или юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основе лицензий. Виды и сроки действия лицензий, условия их выдачи, приостановки или прекращения их действия регламентируются законодательством Российской Федерации. Лицензионная деятельность в области связи осуществляется Министерством связи.

Лицензия не требуется в случаях, если сеть:

имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение,

используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка,

сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на транспортном средстве.

Физические и юридические лица, занимающиеся деятельностью в области связи без лицензии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Понятие сертификации технических средств связи

Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям.

Сертификации могут подлежать также услуги связи, предоставляемые на сети связи общего пользования.

Сертификация средств связи осуществляется Министерством связи при помощи уполномоченных на то испытательных центров, аккредитованных в установленном порядке в органах стандартизации, метрологии и сертификации.

На каждый образец средств связи выдается сертификат установленного образца.

Порядок проведения сертификации определяется законодательством Российской Федерации.

Примечание. Средства измерений электросвязи относятся к числу технических средств связи и также подлежат обязательной сертификации.

7. Качество предоставления услуг связи

Это самая короткая статья закона. Она гласит: «Операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, условиям договора на предоставление услуги связи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: