За всю историю экономического развития общества на различных его этапах имелись свои приоритеты. Были времена, когда первостепенное значение отводилось сырью и материалам. Никто не оспаривает то значение, которое и в наши дни имеют сырьевые ресурсы. В России львиная доля доходов приходится на торговлю сырьем. Но развитие общества влекло за собой новые приоритеты. После сырья более важное значение и более высокую стоимость стали приобретать знания и оборудование, а по прошествии некоторого времени приоритетными стали технологии. Сейчас, в современном бизнесе, возник еще один очень важный аспект - информация.
На сегодняшнем этапе экономического развития информация имеет самый высокий приоритет ценности, в последние годы она превратилась в мощный стратегический ресурс. По уровню потребления информации в какой-либо стране можно судить о степени ее экономического развития.
Информационная маркетинговая работа - это новое направление для предприятий, существовавших в плановой экономике. Аналитическая служба в маркетинге стала появляться на предприятиях позже других, а руководство не прибегало к ее услугам для определения перспективности рынков, продукции и т.п. Задачи аналитических служб обычно решались высшим менеджментом или оставались нерешенными. Часто возникали противоречия между задачами, которые ставило руководство перед аналитическими маркетинговыми службами, и отсутствием возможностей их решения.
|
|
Информация имеет определяющую ценность в комплексе маркетинга - от знания того, что происходит на рынке, зависит успех или неудача фирмы. Исследование рыночной ситуации является необходимым для выживания фирмы в постоянно изменяющейся среде.
Сбор и накопление информации - это естественный процесс. Он отражает жизнедеятельность предприятия. Так же естественно происходит накопление объемов информации. Если отсутствие дополнительной информации сводит принятие решения к вероятностной дилемме с исходом 50%, то дополнительная информация снижает риск неверного решения, возможно, до 25%.
Действительная ценность информации зависит от трех факторов:
4. вероятность благоприятного исхода принятия решения прямо пропорциональна объему собранной информации;
5. относительная выгода определяет выбор решения из имеющегося набора альтернатив;
6. стоимость собранной информации.
Возможности предприятия зависят не только от того, какую информацию оно получает, но и от используемого механизма отсева непроверенной информации.
Важную роль в информационной работе играет не столько явное, передаваемое знание (модели, схемы, инструменты, приемы и т.п.), сколько так называемое «неявное знание» (понимание существа фактов, видение их под особым углом зрения, прослеживание логических связей и т.п.), граничащее с искусством. Но для этого необходимо иметь информацию как о внутреннем состоянии предприятия, так и о внешнем окружении.
|
|
До того времени, когда полученные данные воплотятся в конкретные действия, проходит два этапа: извлечение информации из данных и сопоставление этой информации с возможными мерами. У руководства предприятий имеется опыт работы, они располагают знаниями о ситуации на рынке и поведении конкурентов. Только после этого принимаются решения о том, что конкретно необходимо делать.
Описанный процесс можно представить в ином виде, как последовательный ответ на четыре вопроса:
1. Что происходит на рынке?
2. Почему это происходит?
3. Что можно сделать?
4. Что необходимо сделать?
Сбор данных - это поиск ответа на первый из сформулированных вопросов. Анализ полученных данных - это ответ на второй вопрос. Большая пропасть лежит между ними; и очень непросто приступить, обладая информацией, к решению третьего вопроса. Редко когда бывает понятно, сколько информации нужно для принятия решения.
Все управленческие функции на предприятии связаны не только организационно (планирование, сбыт, реклама, производство и т.д.), но и информационно (из планирования следуют планы для производства, из возможностей производства - объем выпуска, из количества выпущенного товара - возможность реализации, откуда следует объем денежных поступлений, и затем новый цикл). Логичным является выделение подразделения, которое управляет информацией. Маркетолог осуществляет координацию, т.е. объединяет видения и знания различных функциональных подразделений для оценки и прогнозирования потребностей и проблем рынка.
Под маркетинговой информацией будем понимать информацию, получаемую в ходе познания, исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы, используемую во всех сферах (уровнях) предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.
В практической работе приходится сталкиваться с тем, что:
1. всегда не хватает маркетинговой информации (МИ) нужного вида или понятной;
2. слишком много бесполезной МИ (информационный шум);
3. внутренняя МИ распределена по всему предприятию, требуются значительные усилия для отбора требуемой для конкретного случая;
4. важная и нужная МИ часто поступает слишком поздно;
5. трудно определить степень достоверности внешней МИ.
Но все это издержки. Если не заниматься такой работой систематически, то очень скоро вероятен «летальный исход» для предприятия.
Для того чтобы системно представить объем и разносторонность требующейся информации, можно проанализировать две группы, факторов, воздействующих на предприятия, - неуправляемые и управляемые.
Неуправляемыми факторами будем называть такие, на которые
предприятие в целом и маркетинг не могут оказывать регулирующего
воздействия.
Эти факторы, в свою очередь, можно разделить на те, которые не поддаются управлению:
1. из-за их масштабности, из-за глобальных региональных макроэкономических процессов, из-за процессов, происходящих в стране в целом (табл. 1);
2. из-за активного воздействия других сил общества и непредсказуемых действий конкурентов. Это то, что непосредственно окружает предприятие (табл. 2).
Таблица 1 - Факторы макросреды, не управляемые предприятием и маркетингом
Социально-демографические | Экономические | Природные | Политические | Научно-технические |
Состав и движение населения Рождаемость Старение Смертность Семья Образование Менталитет | Покупательная способность Распределение доходов Инфляция Налоги Безработица Тарифы | Сырье Энергия Экология Катаклизмы | Законодательство Государство Международная обстановка | Уровень технологии Ресурсы Патенты Интеллектуальный потенциал Фундаментальная наука |
Таблица 2 - Факторы микросреды, не управляемые предприятием и маркетингом
|
|
Контактные аудитории | Покупатели | Конкуренты |
Банки Независимые СМИ Госучреждения Местные власти Общественные организации | Культура Семья Социальные аспекты Личностные факторы Психология | Структура конкуренции Наличие заменителей и аналогов товаров Стратегии конкурентов |
Управляемые факторы в целом - это комплекс направлений практической работы маркетологов, не всегда затребованных и также не всегда используемых, но знать о них необходимо и информацию иметь в систематизированном виде желательно (табл. 3).
Таблица 3 – Факторы, управляемые предприятием и маркетинговыми инструментариями
Товар (услуга) | Цена | Место | Продвижение | Люди |
Характеристики товара Особенности и отличия Технические параметры Потребительские характеристики Качество Новизна Этап жизненного цикла товара Вид товара Дизайн Упаковка Наличие заменителей Исследование Товаров-заменителей | Издержки производства: переменные и постоянные Состав затрат Ценовая политика Цена товара для оптовых фирм, дилеров, комиссионеров Цена для конечных потребителей Цены конкурентов и их структура | Способы дистрибуции товара Наличие товаров в разных регионах Исследование магазинов Исследование партнеров: оптовиков, дилеров, продавцов, реализаторов Транспорт и доставка Исследование каналов реализации то- варов у конкурентов Анализ системы товародвижения у конкурентов | Анализ системы коммуникаций Имидж фирмы Паблик рилейшнз Реклама Участие в вы- ставках и ярмарках Специальные предложения | Персонал Навыки Способность к коммуникации Профессиональные качества Образование Опыт работы Потребители Сегментация потребителей Мотивы Особенности Отношение Узнавание Стиль жизни Мода Приоритеты |
Не все специалисты относят потребителей к разряду управляемых факторов. Они говорят, что покупатель - это «черный ящик сознания», следствием чего является его непредсказуемость и непостоянство; Но маркетинг как раз и должен заниматься изучением покупателей и исследованием разнообразных возможностей доведения субъективного процесса продажи до объективного факта покупки.
|
|
Рассмотрим основные критерии полезности информации.
8. Полнота. Этот критерий означает обязательность проведения полноценного поиска информации по источнику в полном объеме. Если какой-либо источник содержит только часть информации, причем априорно неизвестно, какую часть, то полагаться на него весьма неумно. Может быть, в той части, которая остается за пределами достижимости, и содержится то, что нам требуется, а возможно, вторая часть в корне изменит представление о первой, доступной нам части информации.
9. Актуальность. Как правило, информация, которая требуется для
принятия решения, актуальна только в конкретные, ограниченные интервалы времени. Она может быть устаревшей и, естественно, не удовлетворять наши потребности.
10. Доступность. Никто не будет оспаривать тот факт, что в современном мире нет ничего недоступного. Добыть, купить, найти информацию можно почти всегда, вопрос только в том, сколько это займет времени, и сколько будет стоить.
11. Степень достоверности. Решение о степени достоверности того или иного источника является очень важным критерием. Бытует справедливое мнение, что не существует абсолютно достоверной, надежной информации. Любая информация содержит неточности, искажения, несоответствия и т.п. Важно определить до того, как полученная информация будет запущена в дело, какова степень ее достоверности.
12. Независимость. Это особый критерий. Большинство доступных источников, в особенности СМИ, являются зависимыми от реальных владельцев. Только имея возможность сравнительного анализа Информации, полученной из нескольких независимых источников, можно быть уверенным в том, что общая картина отражает реальное состояние.
13. Релевантность. Другими словами, соответствие информации решаемым проблемам и ее направленность.
14. Достаточность. Избыточность информации мешает руководителю в принятии решения, т.е. излишняя информация отвлекает внимание и время на детали, которые не имеют значения для выбора решения.
Получить информацию отнюдь не достаточно. Важно то, как ею
распорядиться, как преобразовать в тот вид и форму, в которой информация станет понятной и «читаемой». Аналитическая служба необходима там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки. В этой связи важным является продуманное информационное обеспечение. Должна быть представлена только та информация, которая в дальнейшем используется для анализа. Преимущество следует отдавать собственным базам данных, создаваемым под решение конкретных задач. Сбор всей доступной информации «про запас» очень скоро наталкивается на финансовые и технические ограничения. Чем больше посторонней информации, тем сложнее работать с информационными массивами. Поэтому информация должна быть «отжата», хорошо структурирована для дальнейшей аналитической, обработки, т.е, релевантна,
Перечислим основные принципы предоставления информации:
6. Адресность. Это главный критерий. Информацию, которую сотрудники отдела маркетинга собирают, предназначается для руководителя, принимающего решения либо передающего ее лицу вышестоящему. Поэтому и форма, и содержание информации всегда должны соответствовать тому уровню руководителя, которому она передается. Много проблем возникает из-за нестыковки, непонимания языка общения исполнителя с руководителем.
7. Непрерывность. Хорошая информационная работа проводятся на постоянной основе. Если в ней имеются большие перерывы, то рано или поздно очень важная информация потеряется, а в результате наступят убытки.
8. Системность. Если информация выдается отдельными частями,
разрозненными, получаемая разными людьми и не сводящаяся воедино, то видение всех процессов, происходящих на предприятии и вне его, становится неправильным;
9. Неизменные параметры. Нельзя часто изменять параметры и форму представления информации. Значительные изменения параметров допускаются, когда в этом возникает необходимость. Если исполнитель изменил форму представления информации, считая ее более подходящей, то он обязан уделить особое внимание тому, чтобы весьма доходчиво довести до всех суть изменений. Не сделав этого, можно много сил затратить на споры и разрешение неувязок.
10. Наглядность. Любая информация, хорошая по содержанию, должна быть «красиво» представлена. Весьма показательны формы представления процессов в виде графиков и схем, наглядно показывающих качественные изменения. При этом табличная информация дополняет наглядную количественным содержанием.
Информация может быть представлена в числовом, текстовом, графическом, аналитическом, экспертном (советы и рекомендации), мультимедийном виде.
Единство принципов маркетинговой информации не противоречит возможной ее дифференциации в соответствии с объективными условиями маркетинга. Различаются следующие типы маркетинговой информации.