Способы управления памятью

30.03.2011

ПАМЯТЬ

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Виды памяти:

· генетическая (наследственная),

· прижизненная.

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет:

· анатомию и физиологию,

· строение организма,

· врожденные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память хранит некоторую информацию, получаемую с момента рождения до самой смерти. Она зависит от внешних условий.

Запечатление (импринтинг) – промежуточный вид между прижизненной и наследственной памятью. Присутствует первые 6 месяцев жизни. Запечатление заключается в установлении связи с конкретным объектом внешней среды. Эта память одномоментная. Запечатление отличается от запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакцию.

Виды прижизненной памяти:

· двигательная,

· образная,

· эмоциональная,

· символическая (словестно-логическая).

Двигательная память – память позы и положения тела. Лежит в основе профессиональных спортивных навыков.

Образная память. Бывает зрительной, тактильной, слуховой, и др. Ярче проявляется у детей и подростков. Характеризуется нестабильностью образов.

Эмоциональная память. Определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, при которой это эмоциональное состояние впервые возникло. Одновременно воспроизводятся и элементы ситуации и субъективное отношение к ней. Отличительные особенности: быстрое формирование и прочное сохранение следов в памяти а также непроизвольность восприятия.

Символическая память. Ее подразделяют на:

· словестную,

· логическую.

Словестная память формируется вслед за образной. Пик ее развития приходится на возраст от 10 до 13 лет. Отличия от других видов памяти:

· большая точность воспроизведения,

· большая зависимость от волевых процессов.

Особенностью словестной памяти также являются возможны искажения. Например, точнее воспроизводятся начало и конец ряда слов, точнее также воспроизводятся те слова, на которые было обращено внимание.

При этом работают следующие процедуры мышления:

· обобщение,

· логическое мышление.

Искажение зрительных образов может быть из-за словестных обозначений. Словестная память влияет на зрительную.

Логическая память. Особенность: запоминается только смысл предлагаемого материала. При вычленении смысла происходит раскрытие понятия подлинника высшими понятиями. Пересказ в более обобщенных понятиях.

Вспоминание (реконструкция) – переход от обобщенных к конкретным понятиям. В этой операции участвует и мышление.

Тест из сборника Е.П. Ильина. Вычленение смысловых единиц и чисел из текста.

Исследования в школах показали, что есть связь между качеством смысловой памяти и успеваемостью.

У людей с психическими отклонениями может быть блестящая память (даже лучше чем у здоровых), но может отсутствовать способность вычленять смысловые единицы.

А.Р. Лурия «Маленькая книжка о плохой памяти». Приводится пример про человека, который мог запомнить сотни чисел, но с трудом закончил общеобразовательную школу.

У здоровых людей тоже может быть проблема перевода информации в смысл.

Формы памяти (к лассификационный признак – временная последовательность преобразования информации от момента поступления на сенсор до создания образа):

· мгновенная,

· кратковременная,

· промежуточная,

· долговременная,

Мгновенная память. Субъективно мы воспринимаем сигнал еще несколько мгновений после его завершения (инерционность сенсорных входов). Это и есть мгновенная память. Время полного сохранения информации: от 0,3 до 1 с. Эйдетики – люди с увеличенной мгновенной памятью (время хранения для них – до 10 минут). Она формируется пассивно (волевые процессы не задействованы).

Образ – точная копия.

Иконическая память – мгновенная зрительная.

Эхоическая память – мгновенная слуховая.

Объем мгновенной памяти больше чем объем кратковременной. Иконическая память обеспечивает, например, непрерывное восприятие кинофильмов. Эхоическая память аналогично работает в музыке.

Кратковременная память. В нее попадает информация из мгновенной памяти. Хранилищ мгновенной памяти несколько, а кратковременная память имеет одно ограниченное по объему хранилище, поэтому не может быть одновременно воспринята информация со всех сенсорных органов. Приоритет определяется направленностью внимания.

Кратковременную память отличает механизм сохранения материалов и способ обработки. Сохранение информации в кратковременной памяти связано с циркуляцией нервных импульсов по нейронным путям. Кратковременной памяти требуется некоторое время для передачи информации в долговременную память. Этот период называется периодом консолидации следов кратковременной памяти. Суть гипотезы – динамические процессы в кратковременной памяти продолжаются некоторое время. За этот период накапливаются структурные изменения нейронов, что обеспечивает сохранение следов в долговременной памяти. Период консолидации следов не превышает 1 часа и зависит от характера воздействия. Есть внешние препятствующие факторы:

· кислородное голодание,

· наркоз,

· наркотики,

· наложение следов памяти (интерференция),

· стресс.

В долговременной памяти информация может храниться неограниченно долго без искажений. Проблема – достать эту информацию, когда нужно.

При травмах человек может забыть все, что было за 10-15 минут до травмы (ретроградная амнезия).

Синдром Корсакова – нарушение кратковременной памяти. Полностью сохраняется немедленное воспроизведение. Но через 3-5 минут происходит забывание материала. Через 10 минут больной помнит лишь факт предъявления информации. Через 20-30 минут он не помнит и этого. Выйдя из палаты, такие больные не могут найти дорогу назад. Они каждый день знакомятся заново с врачами. Иными словами, нарушается передача информации из кратковременной в долговременную память. Объем кратковременной памяти (число Миллера): 7±2. Измеряется в структурных единицах. Речь идет о семи объектах. Увеличить объем кратковременной памяти можно путем перекодирования информации в новые структурные единицы (например, нам называют буквы, а мы складываем их в слова и запоминаем). Эта закономерность подтверждается особенностями разных языков мира. Кратковременная память позволяет управлять длительностью держания в ней информации. Такое продление возможно за счет проговаривания (вербальное воспроизведение).

Способы расширения кратковременной памяти:

· обобщение,

· схематизация,

· использование наглядности.

Долговременная память. Информация из промежуточной памяти поступает в долговременную. Она предоставляет хранилище, не ограниченное по времени и объему. Вся трудность – в доступе в это хранилище при необходимости. Долговременная память включает в себя управляющие процессы, которые влияют на восприятие. Восприятие информации связано с ее предвосхищением, выделением значимых компонентов и корректировки.

Существует 2 типа хранения информации в долговременной памяти.

1 тип. К нему человек имеет произвольный доступ. В нем информация обобщается, классифицируется, группируется в соответствии с целями и задачами деятельности. По мере накопления жизненного опыта люди овладевают разными способами организации воспринимаемой информации. Тем самым облегчается процесс восприятия информации и ускоряется доступ в хранилище.

2 тип. Произвольный доступ закрыт. Информация в нем хранится без искажений в исходном виде. Пример из клинической практики. Один человек получил травму и как очнулся – вспомнил язык, который слышал последний раз в 3 года.

Предполагается, что именно с этим способом хранения информации связана интуиция.

При запечатлении информации нужно определить ее ценность. Существенная информация запоминается лучше. Установка также влияет на качество запоминания.

Логическая категоризация – включается мышление, материал для запоминания систематизируется. Это упрощает процесс воспроизведения.

Использование ассоциаций (по смежности, по сходству, причинно-следственные, и др.). Сведения из долговременной памяти связаны между собой ассоциациями. Поэтому лучше воспроизводится та информация, которая позволяет установить наибольшее количество ассоциаций с информацией, которая уже хранится в структуре памяти.

Есть 3 способа для определения качества долговременной памяти.

1. Методика вспоминания (пример – то, что мы пытаемся делать на экзаменах).

2. Узнавание знакомого материала среди другого (пример – запомнил преступника и указал на него среди прочих).

3. Иметь представление о том, сколько времени нужно для запоминания (пример – сколько раз надо прочитать стих, чтобы его запомнить?).

Для упрощения запоминания используются мнемонические приемы:

· метод локальной привязки,

· метод словестных посредников,

· построение ритмических рядов.

Метод локальной привязки (метод мест). Построение для запоминания ряда объектов другого опорного ряда из легко заучиваемых объектов. Должен быть предопределен порядок перечисления объектов (например, дома на улице). Этому методу более 2000 лет. Его использовали Цицерон, Джордано Бруно, и проч.

Метод словестных посредников. Основан на соотнесении двух рядов объектов. Опорный ряд слов организуется в хорошо осмысленную фразу (пример: запоминание спектра, числа π и проч. при помощи специальных фраз).

Построение ритмических рядов. Метод обычно применяется, когда нужно запоминать цифры. Используются правила группировки. Пример: 6695668 проще запоминается как 669-5-668.

Важна установка на запоминание. Непроизвольное запоминание допускает неточности и искажения.

Неоконченные действия хранятся в памяти дольше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: