Самосознание личности

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Виктор Эмиль Франкл: существует зависимость личности от социальной среды. Социальная среда проецирует на личность свои важнейшие качества, которые и становятся формами активности (поиск любви, власти, престижа и т.д.).

Абрахам Маслоу, Карл Роджерс: существует устремленность личности к будущему и максимальной самореализации.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.

Направленность характеризует, на что ориентирована активность.

Основа человеческого поведения – устойчивые мотивы, которые бывают двух видов:

· осознаваемые,

· неосознаваемые.

Основная роль направленности личности – осознаваемые мотивы.

В основе личностных перспектив лежит осознаваемая личностью цель и понимание реальности ее достижения.

Категории направленности личности:

· интерес (главный мотив познания),

· убеждения (система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами),

· мировоззрение.

Установка личности – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к действию.

Структура установки:

1. Когнитивная (познавательная) подструктура – образ того, что готов понимать и воспринимать человек.

2. Эмоционально-оценочная подструктура, отвечающая за симпатию/антипатию к объекту установки.

3. Поведенческая подструктура, определяющая готовность действовать определенным образом, осуществлять волевые действия.

Формирование самосознания начинается с открытия для себя своего «Я». Этому способствует процесс взаимодействия с другими людьми.

Окружающий мир изменяется, «Я» личности – стабильно. «Я» – результат длительного процесса формирования личности.

Возраст Характеристика
1 год Ребенок осознает прикосновение тела к предметам.
2-3 года «Я сам», чуть позже – «это мое».
6-7 лет Ребенок в состоянии связать оценку за ответ на уроке с причиной ее получения, осознает причины своих успехов/неудач.
Подростковый и юношеский возраст Активное включение в общественную и трудовую жизнь, усиление стремления к самовоспитанию, становление самосознания.

«Я-образ» – относительно устойчивое, осознанное, переживаемое личностью представление индивида о самом себе; оценка самого себя, своего места среди людей.

«Я-образ»:

· «Я-реальное» – представление о себе в момент переживания,

· «Я-идеальное» – каким я должен быть (ориентир для самовоспитания личности, образец для построения своей жизни; имеет мотивирующее значение).

С помощью самооценки осуществляется регуляция поведения личности. В результате совместной деятельности и общения человек получает ориентиры для своего поведения, сверяя то, что он делает, с мнением окружающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: