НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Виктор Эмиль Франкл: существует зависимость личности от социальной среды. Социальная среда проецирует на личность свои важнейшие качества, которые и становятся формами активности (поиск любви, власти, престижа и т.д.).
Абрахам Маслоу, Карл Роджерс: существует устремленность личности к будущему и максимальной самореализации.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.
Направленность характеризует, на что ориентирована активность.
Основа человеческого поведения – устойчивые мотивы, которые бывают двух видов:
· осознаваемые,
· неосознаваемые.
Основная роль направленности личности – осознаваемые мотивы.
В основе личностных перспектив лежит осознаваемая личностью цель и понимание реальности ее достижения.
Категории направленности личности:
· интерес (главный мотив познания),
· убеждения (система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами),
· мировоззрение.
Установка личности – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к действию.
Структура установки:
1. Когнитивная (познавательная) подструктура – образ того, что готов понимать и воспринимать человек.
2. Эмоционально-оценочная подструктура, отвечающая за симпатию/антипатию к объекту установки.
3. Поведенческая подструктура, определяющая готовность действовать определенным образом, осуществлять волевые действия.
Формирование самосознания начинается с открытия для себя своего «Я». Этому способствует процесс взаимодействия с другими людьми.
Окружающий мир изменяется, «Я» личности – стабильно. «Я» – результат длительного процесса формирования личности.
Возраст | Характеристика |
1 год | Ребенок осознает прикосновение тела к предметам. |
2-3 года | «Я сам», чуть позже – «это мое». |
6-7 лет | Ребенок в состоянии связать оценку за ответ на уроке с причиной ее получения, осознает причины своих успехов/неудач. |
Подростковый и юношеский возраст | Активное включение в общественную и трудовую жизнь, усиление стремления к самовоспитанию, становление самосознания. |
«Я-образ» – относительно устойчивое, осознанное, переживаемое личностью представление индивида о самом себе; оценка самого себя, своего места среди людей.
«Я-образ»:
· «Я-реальное» – представление о себе в момент переживания,
· «Я-идеальное» – каким я должен быть (ориентир для самовоспитания личности, образец для построения своей жизни; имеет мотивирующее значение).
С помощью самооценки осуществляется регуляция поведения личности. В результате совместной деятельности и общения человек получает ориентиры для своего поведения, сверяя то, что он делает, с мнением окружающих.