Общение. Способность– возможность делать что-либо

СПОСОБНОСТИ

Способность – возможность делать что-либо. Быть способным означает иметь соответствующие знания и навыки.

Способности – индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие успех деятельности и в общении, а также легкость овладения ими.

3 составляющих способности:

1. Наличие деятельности.

2. Наличие интереса.

3. Положительное отношение к деятельности.

Условные рефлексы формируются при наличии стимула к реакции.

Задатки – генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальную природу формирования способностей. Основное свойство задатков – многозначность. Различные способности развиваются на основе одних и тех же задатков.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнедеятельность человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности:

· общие (определяют успех в различных видах деятельности и общения):

o умственные способности,

o развитая память и речь,

o точность и тонкость движений рук,

o общий интеллект,

o креативность,

o обучаемость,

· специальные (определяют успехи человека в конкретных видах деятельности):

o математические,

o технические,

o лингвистические,

o спортивные,

o творческие.

Способности:

· теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению),

· практические (определяют склонность человека к конкретным практическим действиям).

Гармоничное сочетание теоретических и практических способностей свойственно одаренным людям.

Классификация способностей:

Классификационный признак Вид способностей
Уровень психики Сенсомоторные
Перцептивные
Мнестические
Мыслительные
Коммуникативные
Основной вид деятельности Математические
Музыкальные
Научные
Художественные
Литературные

Способности – это динамические, развивающиеся образования. Формирование способностей происходит поэтапно в процессе специально организованной деятельности и общения.

Количественная характеристика способностей – коэффициент интеллекта (IQ).

Человек, IQ которого больше 100, опережает уровень интеллекта своей возрастной группы.

Общение – вид деятельности человека, в процессе которого происходит обмен мыслями и информацией между людьми посредством вербальных и невербальных инструментов.

Вербальное общение – языковое. Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средства общения. Речь – процесс общения по средством языка. Речь индивидуальна и отличается произношением, строением предложений, словарным запасом.

Основные функции речи:

· сигнификативная,

· обобщающая,

· коммуникативная:

o информационная,

o выразительная,

o волеизъявляющая.

Виды речи:

· внешняя:

o устная,

o письменная,

· внутренняя (разговор человека с самим собой, мышление).

Невербальное общение. К его средствам относятся:

· облик человека,

· жесты,

· мимика.

Человеческий облик складывается из «физиологической маски», одежды, манер. В целом облик статичен.

Динамическое строение общения проявляется в мимике и жестах.

Средства общения:

· визуальные:

o жесты,

o мимика,

o телодвижения,

o поза,

o взгляд,

· акустические:

o голос,

· тактильные:

o прикосновения,

o рукопожатия.

Перечисленные средства общения сопровождают речевые сообщения и создают «подтекст».

Функции общения:

1. Прагматическая. Реализуется в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психологического облика человека.

3. Подтверждения. Связана с тем, что в процессе общения человек получает возможность познавать, утверждать и подтверждать себя.

4. Организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная. Универсальный способ общения.

3 типа межличностного общения:

Императивное/авторитарное. Директивная форма взаимодействия с партнером. Цель – установление контроля над поведением партнера, принуждение его действовать определенным образом, принимать желаемые (для себя, не для него) решения.

Манипуляторное. Воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.

Диалогическое. Равноправное взаимодействие партнеров с целью взаимного познания друг друга и самопознания.

Функции социальной перцепции:

· познание себя,

· познание партнера,

· организация совместной деятельности,

· установление эмоциональных отношений.

Механизм межличностных взаимоотношений / перцепции:

· идентификация («поставить себя на место другого», т.е. уподобление себя другому),

· эмпатия (сопереживание другому),

· аттракция (формирование позитивного чувства к партнеру),

1 + 2 + 3 = познание партнера

· рефлексия, т.е. познание себя (способность человека представить, как он воспринимается партнером),

· каузальная атрибуция, т.е. прогнозирование действий партнера (интерпретация поступков и чувству другого человека, попытка выяснить причины поведения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: