СПОСОБНОСТИ
Способность – возможность делать что-либо. Быть способным означает иметь соответствующие знания и навыки.
Способности – индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие успех деятельности и в общении, а также легкость овладения ими.
3 составляющих способности:
1. Наличие деятельности.
2. Наличие интереса.
3. Положительное отношение к деятельности.
Условные рефлексы формируются при наличии стимула к реакции.
Задатки – генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальную природу формирования способностей. Основное свойство задатков – многозначность. Различные способности развиваются на основе одних и тех же задатков.
Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнедеятельность человека в социальной среде.
Специфические человеческие способности:
· общие (определяют успех в различных видах деятельности и общения):
o умственные способности,
o развитая память и речь,
o точность и тонкость движений рук,
o общий интеллект,
o креативность,
o обучаемость,
· специальные (определяют успехи человека в конкретных видах деятельности):
o математические,
o технические,
o лингвистические,
o спортивные,
o творческие.
Способности:
· теоретические (определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению),
· практические (определяют склонность человека к конкретным практическим действиям).
Гармоничное сочетание теоретических и практических способностей свойственно одаренным людям.
Классификация способностей:
Классификационный признак | Вид способностей |
Уровень психики | Сенсомоторные |
Перцептивные | |
Мнестические | |
Мыслительные | |
Коммуникативные | |
Основной вид деятельности | Математические |
Музыкальные | |
Научные | |
Художественные | |
Литературные |
Способности – это динамические, развивающиеся образования. Формирование способностей происходит поэтапно в процессе специально организованной деятельности и общения.
Количественная характеристика способностей – коэффициент интеллекта (IQ).
Человек, IQ которого больше 100, опережает уровень интеллекта своей возрастной группы.
Общение – вид деятельности человека, в процессе которого происходит обмен мыслями и информацией между людьми посредством вербальных и невербальных инструментов.
Вербальное общение – языковое. Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средства общения. Речь – процесс общения по средством языка. Речь индивидуальна и отличается произношением, строением предложений, словарным запасом.
Основные функции речи:
· сигнификативная,
· обобщающая,
· коммуникативная:
o информационная,
o выразительная,
o волеизъявляющая.
Виды речи:
· внешняя:
o устная,
o письменная,
· внутренняя (разговор человека с самим собой, мышление).
Невербальное общение. К его средствам относятся:
· облик человека,
· жесты,
· мимика.
Человеческий облик складывается из «физиологической маски», одежды, манер. В целом облик статичен.
Динамическое строение общения проявляется в мимике и жестах.
Средства общения:
· визуальные:
o жесты,
o мимика,
o телодвижения,
o поза,
o взгляд,
· акустические:
o голос,
· тактильные:
o прикосновения,
o рукопожатия.
Перечисленные средства общения сопровождают речевые сообщения и создают «подтекст».
Функции общения:
1. Прагматическая. Реализуется в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психологического облика человека.
3. Подтверждения. Связана с тем, что в процессе общения человек получает возможность познавать, утверждать и подтверждать себя.
4. Организации и поддержания межличностных отношений.
5. Внутриличностная. Универсальный способ общения.
3 типа межличностного общения:
Императивное/авторитарное. Директивная форма взаимодействия с партнером. Цель – установление контроля над поведением партнера, принуждение его действовать определенным образом, принимать желаемые (для себя, не для него) решения.
Манипуляторное. Воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.
Диалогическое. Равноправное взаимодействие партнеров с целью взаимного познания друг друга и самопознания.
Функции социальной перцепции:
· познание себя,
· познание партнера,
· организация совместной деятельности,
· установление эмоциональных отношений.
Механизм межличностных взаимоотношений / перцепции:
· идентификация («поставить себя на место другого», т.е. уподобление себя другому),
· эмпатия (сопереживание другому),
· аттракция (формирование позитивного чувства к партнеру),
1 + 2 + 3 = познание партнера
· рефлексия, т.е. познание себя (способность человека представить, как он воспринимается партнером),
· каузальная атрибуция, т.е. прогнозирование действий партнера (интерпретация поступков и чувству другого человека, попытка выяснить причины поведения).