Политика взыскания дебиторской задолженности

Более углубленно рассмотрим вопросы, связанные с анализом кредитной политики. Здесь мы рассмотрим некоторые альтернативные подходы и исследуем влияние денежных скидок и вероятности неплатежей.

Два альтернативных подхода. Основываясь на рассмотренных в данной главе вопросах, мы знаем, как анализировать NPV, вызванную переходом к новой кредитной политике. Сейчас мы рассмотрим два альтернативных подхода к анализу этого вопроса: «единовременный» метод и подход с точки зрения счетов к получению. Это два очень распространенных способа анализа. Нашей целью является показать тот факт, что они полностью идентичны сделанному нами анализу с помощью NPV.

1. Единовременный подход. В том случае, если не происходит переход к новой кредитной политике компания будет иметь дисконтированные денежные потоки в течение месяца в размере (Р – ν)*Q = 29 руб.* 100 = 2900 руб.

Если компания перейдет на новую кредитную политику, то тогда инвестирует ν*Q` = 20 руб.*110 = 2200 руб. в течение текущего месяца и получит РQ` = 49 руб.*110 = 5390 руб. на следующий месяц. Допустим, мы игнорируем денежные потоки и рассмотрение других временных периодов, и остановимся на анализе только этой единовременной инвестиции. Что лучше для компании: получить 2900 руб. сейчас или инвестировать 2200 руб. и получить на следующий месяц 5390 руб.?

Дисконтированная стоимость 5390 руб. на следующий месяц составит 5390 руб./1,02 = 5284,31руб. Издержки составят 2200руб., а чистый доход от операции будет равен 5284,31 руб. – 2200 = 3084,31 руб. Если мы сравним полученное значение с 2 900руб., которые компания получила бы при старой политике кредитования, можно сделать вывод, что компании следует перейти к новой политике. NPV составила 3084,31 руб.– 2900 = 184,31 руб.

В действительности, компания может повторять такую единовременную инвестицию каждый месяц, постоянно генерируя NPV в размере 184,31руб. (включая текущий месяц). Дисконтированная стоимость серии таких NPV составит:

Дисконтированная стоимость = = 9400 руб.

2. Подход с точки зрения счетов к получению. Второй подход крайне широко распространен и достаточно удобен. Предоставляя кредит, компания увеличивает денежные потоки посредством увеличения валовой прибыли. Однако при этом компания должна увеличить свои инвестиции в счета к получению и понести сопряженные с этим издержки. Данный подход основывается на сопоставлении издержек, связанных с увеличением счетов к получению, по сравнению с увеличением валовой прибыли.

Как мы уже видели, месячный доход от предоставления кредита можно рассчитать умножением валовой прибыли на единицу продукции (Р – v) на количество штук прироста объема реализуемой продукции (Q'–Q). Для компании доход составит (49 руб. – 20)× (110– 100) = 290 руб. в месяц.

Если компания перейдет к новой кредитной политике, тогда объем счетов к получению увеличится с нуля (поскольку ранее не было продаж в кредит) до РQ'', т.е. компания должна инвестировать счета к получению.

Первой частью является то, что компания должна была получить при старой кредитной политике (РQ). Компания должна постоянно поддерживать каждый месяц этот объем средств в виде счетов к получению, потому что получение платежей откладывается на 30 дней.

Вторая часть связана с увеличением счетов к получению вследствие роста объема продаж. Поскольку количество единиц реализуемой продукции увеличится с Q до Q', компания должна произвести этот дополнительный объем сейчас, даже если он будет реально оплачен в течение 30 дней. Фактические издержки на производство продукции вставляют ν за единицу, так что необходимый объем инвестиций на производство дополнительного количества продукции составит ν*(Q–Q').

В итоге, если компания переходит к новой кредитной политике, объем инвестиций в счета к получению составит P×Q доходов плюс ν×(Q'–Q) производственных издержек:

Возросшие инвестиции в счета к получению = PQ+ν×(Q'–Q) (14.1)

Необходимая отдача от инвестиций (вынужденные издержки дебиторской задолженности) равна R в месяц, т.е. для компании вынужденные издержки, сопряженные со счетами получению, составят:

Поскольку месячная валовая прибыль составляет 290руб., а издержки –102руб., то чистая прибыль за месяц составит 290руб. – 102 = 188руб. Компания получает 188руб. каждый месяц, так что дисконтированная стоимость перехода к новой кредитной политике составит:

Одним из достоинств подхода с точки зрения счетов к получению является то, что он помогает глубже понять рассмотренное нами ранее вычисление NPV.

Инвестиции в счета к получению, которые необходимо сделать при переходе к новой политике кредитования, составляют PQ+ν×(Q`–Q).

Проведенный ранее расчет NPV сводится, таким образом, к сравнению прироста инвестиций в дебиторскую задолженность и дисконтированной стоимости прироста будущих денежных потоков.

Замечание: Увеличение счетов к получению равно PQ', и это соответствует тому их объему, который указывается в балансе. Однако увеличение инвестиций в дебиторскую задолженность равно PQ+ν×(Q`–Q).

Отсюда можно прямо вычислить, что вторая величина меньше первой на (Р – ν)×(Q`–Q). Эта разница представляет из себя валовую прибыль от будущих продаж, которую компания не должна принимать во внимание при переходе к новой политике кредитования.

То есть, когда мы предоставляем кредит новому покупателю, мы рискуем только нашими издержками, но никак не полным объемом сделки.

Точка безубыточности. Основываясь на наших умозаключениях, можно сказать, что ключевой переменной в задаче для Locust является Q' – Q, т.е. увеличение количества штук реализуемой продукции. Ожидаемое увеличение в 10 штук является просто предположением, так что существует риск ошибки в прогнозах. В других условиях более целесообразным было бы рассчитать, каким должно быть увеличение объемов продаваемой продукции, чтобы сохранялась целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую.

Ранее, NPV перехода от одной политики к другой была определена как:

(14.2.)

Мы можем рассчитать точку безубыточности, просто приравняв NPV к нулю и решив уравнение для (Q' – Q):

(14.3.)

Для компании Locust точка безубыточности (критическое увеличение объемов продаж) составит:

Это говорит нам о том, что целесообразность перехода с одной кредитной политики на другую сохраняется до тех пор, пока мы уверены, что сможем продавать по крайней мере на 3,43 штуки продукции больше каждый месяц.

- ЛЕКЦИЯ 15 -

Самое значительное влияние на уровень дебиторской задолженности фирмы оказывают общие экономические условия, качество и цена, выпускаемой ею продукции и кредитная политика компании. Все эти факторы, за исключением последнего, в основном лежат вне пределов компетенции финансового менеджера. Однако, если говорить о других оборотных средствах, финансовый руководитель способен влиять на уровень дебиторской задолженности в своей фирме, добиваясь оптимального соотношения между выгодой, которую она приносит, и риском. Так, ослабление компанией стандартов кредитоспособности, как правило, приводит к повышению спроса на ее продукцию, что, в свою очередь, обычно способствует увеличению объема продаж и прибыли. Однако при этом возрастают затраты в связи с дополнительной дебиторской задолженностью, а также увеличивается риск, связанный с безнадежными долгами.

Стандарты кредитоспособности – минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров в фирме в кредит.

В совокупности качество акцептованных фирмой счетов для расчетов с покупателями, продолжительность срока кредитования, скидки на ранние платежи (если таковые предоставляются компанией) и политика взыскания дебиторской задолженности, которой придерживается фирма в огромной мере влияют на средний срок взыскания дебиторской задолженности компании и определяют долю кредитных продаж, которые в итоге становятся безнадежными долгами. Далее каждый из этих элементов будет проанализирован при условии постоянных показателей по всем остальным факторам, а также с учетом внешних переменных, оказывающих влияние на средний срок взыскания счетов дебиторов и на процент безнадежных долгов от общей суммы продаж в кредит. Предположим так же, что оценка риска достаточно стандартизирована, это позволит объективно сравнивать степень риска по разным счетам.

Правильно разработанная и реализованная кредитная политика и политика взыскания дебиторской задолженности позволяют уничтожить барьеры между маркетинговой и финансовой сферами. Так, эффективная обработка заявок на предоставление кредита в значительной мере влияет на объемы продаж и степень удовлетворенности покупателей. По сути, кредитную политику и политику взыскания счетов дебиторов компании следует рассматривать как неотъемлемую часть продукции или услуг, которые она продает. Из этого следует, что маркетологи и финансисты должны тесно сотрудничать в ходе разработки кредитной политики и политики взыскания долгов. Обычно за их разработку несет ответственность финансовый менеджер, но в последнее время все более распространенными становятся постоянные группы, в состав которых входят специалисты по маркетингу и финансам, особенно, если речь идет о внедрении новой политики взыскания по счетам дебиторов.

- ЛЕКЦИЯ 16 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow