double arrow

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


Развитие рыночных отношений и инфраструктур финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время являются:

1. Факторинг;

2. Учет векселей, выданных покупателями продукции;

3. Форфейтинг.

Факторингпредставляет собой финансовую операцию, заключаю­щуюся в уступке предприятием — продавцом права получения денеж­ных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компа­нии», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взи­мают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференци­руются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам 9обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме стра­хового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного пога­шения суммы долга покупателем).




Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефи­нансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расхо­ды продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию. Методику осуществления такого сравнения рассмотрим на следующем примере:

Пример 19.1. Определить эффективность, факторинговой операции для предпри­ятия-продавца по следующим данным:

· предприятие продало банку право взыскания дебиторской задол­женности на сумму 6000 усл. ден. ед. на таких условиях:



комиссионная плата за осуществление факторинговой операции взимается банком в размере 2% от суммы долга;

· банк предоставляет предприятию-продавцу кредит в форме пред­варительной платы его долговых требований в размере 75% от суммы долга;

· процентная ставка за предоставляемый банком кредит составля­ет 20% год;

· средний уровень процентной ставки на рынке денег составляет 25% в год.

Исходя из этих данных в первую очередь определим дополнитель­ные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции. Они составляют:

а) комиссионная плата = = 120 усл. ден. ед.

б) плата за пользование кредитом = = 900 усл. ден. ед.

Итого расходы — 1020 усл. ден. ед.

С учетом рассчитанной суммы дополнительных расходов опреде­лим их уровень по отношению к дополнительно полученным денеж­ным активам. Он составит:

= 22,7%

Сопоставляя полученный показатель со средним уровнем процент­ной ставки на рынке денег мы видим, что осуществление факторинговой операции для предприятия-продавца более выгодно, чем получе­ние финансового кредита на период оплаты долга покупателем продукции.

Учет векселей, выданных покупателями продукции,представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому фи­нансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по опреде­ленной (дисконтной) цене, установленной в зависимости от их номина­ла, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная-вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежесп5собности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.



Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей формуле:

(19.1.)

где УЦВ— учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банком);

НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению век­селедателем в предусмотренный в нем срок;

Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до мо­мента его погашения векселедателем;

УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществ­ляется дисконтирование суммы векселя, %.

Пример 19.2. Определить учетную (дисконтную) иену векселя при следующих условиях номинальная сумма векселя, подлежащая погашению вексе­ледателем — 1000 усл. ден. ед.;

· вексель подлежит учету за два месяца до его погашения вексе­ледателем;

· годовая учетная вексельная ставка составляет 30%.

Подставляя эти данные в вышеприведенную формулу, получим:

Учетная цена векселя = 1000 - = 950 усл. ден. ед.

Форфейтингпредставляет собой финансовую операцию по рефи­нансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу бланка (факторинговой компании) с уплатой после­днему комиссионного вознаграждения. Банк (факториноговая компа­ния) берет на себя обязательство по финансированию экспортной опе­рации путем выплаты по учетному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кре­диту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу бан­ка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятии-экспортеры прибегают в случае высокого риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (много­летних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно по­лучать денежные средства путем векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следу­ет проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стои­мость контракта.

Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме (рис. 19.1.)

На первом этапе (I) предприятие-экспортер и предприятие-импор­тер заключают между собой соглашение о поставке продукции, фор­мах и сроках платежа (платежи осуществляются обычно по мере вы­полнения отдельных этапов соглашения). Предприятие-импортер в соответствии с соглашением обязуется осуществлять платежи посред­ством коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) бан­ком его страны (или индоссированных у этого банка).

На втором этапе (П) предприятие-экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.

Предприятие-экспортер продукции
Банк (факторинговая компания) в стране экспортера
Рынок ценных бумаг
Предприятие-импортер продукции
Предприятие-импортер продукции


Рисунок 19.1. Финансовый механизм осуществления операции форфейтинга

На третьем этапе (III) предприятие-импортер индосирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

На четвертом этапе (IV) банк страны импортера пересылает индос­сированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в ад­рес предприятия-экспортера.

На пятом этапе (V) предприятие-экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответ­ствующие средства.

На шестом этапе (VI) банк (факторинговая компания) страны-экс­портера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

- ЛЕКЦИЯ 20 -







Сейчас читают про: