Семинар 14.09.12

11.09.12

Лекция

Управление финансами

1.Содержание процесса управления финансами

2.Правовые основы управления финансами

3.Органы государственного управления

Система финансового управления является частью общей системы управления социально-экономическими процессами государства и представляет собой сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий, хозяйствующих субъектов, для достижения и поддержания сбалансированности и устойчивости финансовой системы.

Существует объект и субъект системы управления.

Объектом управления являются разнообразные виды финансовых отношений.

Субъектами управления выступают различные организационные структуры, непосредственно осуществляющие управления. На уровне государства к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса. На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляют специальные финансовые отделы и службы.

Существует понятие системы управления финансами - это взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы.

Процесс управления финансами включает 3 основных элемента:

-Финансовое планирование и прогнозирование

-Оперативное управление

-Финансовый контроль

Финансовое прогнозирование помогает исследовать возможное состояние финансов в перспективе и выработать финансовую концепцию страны либо хозяйствующего субъекта.

Иными словами финансовое прогнозирование является инструментом научного предвиденья, который позволяет органам управления наметить разные варианты развития финансовой системы.

Финансовое планирование базируется на финансовых прогнозах и способствует достижению пропорционального и сбалансированного развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер для достижения максимального результата при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации. Необходимость такого управления обусловлено текущими изменениями условий финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и тенденциями развития экономики страны.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору информации о действительном состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников непосредственно участвующих в распределении финансовых ресурсов на различном уровне управления.

В зависимости от характера и периода управления различают стратегическое и оперативное управление.

Стратегическое управление осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти в ходе рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства (президент, правительство РФ, федеральное собрание РФ).

Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами и организациями непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на государственном и децентрализованном уровнях

Основная цель управления финансами – это обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Правовые основы управления финансами

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнение стоящих перед ними задач.

В зависимости от субъектов финансового права отношения, регулируемые его нормами, имеют следующие направления:

1.между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.

2.между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами по поводу формирования доходной части бюджета.

3.между финансовыми, налоговыми органами и физическими лицами по поводу формирования доходной части бюджета.

4.между финансово-кредитными учреждениями и юридическими и физическими лицами в связи с привлечением дополнительных инвестиций.

В целях управления финансовыми отношениями субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые являются результатом правотворчества органов государственной и муниципальной власти по вопросам финансовой деятельности.

Финансово-правовые акты классифицируются по различным критериям:

1.По юридической силе на законы и подзаконные акты

2.По уровню власти на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3.По степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы:

-финансово-правовые акты, которые применяются для управления в каждой сфере финансовой системы (конституция РФ, бюджетный кодекс, налоговый кодекс)

-правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы (закон об акционерных обществах, закон о государственных унитарных предприятиях)

Органы управления

Управление финансами в РФ осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур осуществляющих управление финансами.

На общегосударственном уровне основные полномочия лежат на президенте РФ и на

Министерстве финансов РФ.

Функции президента осуществляемые в области управления финансами:

1.Определяет цели финансовой политики

2.Подписивает и обнародует федеральные законы

3.Обращает к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год

4.Определяет систему финансово-экономических взаимоотношений между органами государственного управления, субфедеральными органами и органами местного самоуправления

5.Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, назначает Председателя Правительства РФ, федеральных министерств и т.д.

Основные Федеральные службы Министерства финансов РФ:

1.Федеральное казначейство

2.Федеральная налоговая служба

3.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Финансовые органы РФ:

1.Министерство финансовой РФ

2.Финансовые органы в субъектах РФ
3.Финансовые органы муниципальных образований

Функции Министерства финансов РФ:

Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы

Разработка проектов законов в области налогообложения (формы документов, учета и отчетности)

Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организации его исполнения

Координация бюджетной и денежно-кредитной, таможенной политики

Координация и контроль находящихся в его ведении служб

Управление государственным долгом РФ и эмиссией государственных ценных бумаг от имени РФ

Разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности

В соответствии с Положением «О Федеральном казначействе», утвержденном Постановлением правительства РФ от 01.01. 2004 № 703 федеральное казначейство осуществляет правоприменительное функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная налоговая служба

В соответствии с положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, пре5дусмотренных законодательством РФ.

Федеральная служба финансового бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органов валютного контроля (кроме контроля кредитных организаций и валютных бирж). Территориальные службы росфиннадзора осуществляет также контроль за исполнением региональных бюджетов, если доля трансфертов из федерального бюджета (средств материальной помощи) в их доходах составляют более 50%.

Основные функции финансовых органов субъектов в субъектах РФ

1.Формирование проекта регионального бюджета и предоставление его администрации субъекта РФ

2.Обеспечение исполнения регионального бюджета, составление отчета об исполнении регионального бюджета и предоставление его администрации субъекта и Минфину РФ.

3.Организация и осуществление контроля за исключением регионального бюджета.

4.Разработка предложений по увеличению доходной базы регионального бюджета.

5.Разработка и реализация единой финансовой политики

6.Обеспечение устойчивости финансовой системы региона

Функции финансовых органов местного самоуправления:

1.Составление проекта бюджета и предоставление его администрации муниципалитета

2.Исполнение бюджета муниципального образования, составление отчета и предоставление его администрации

3.Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета муниципального образования

4.Разработка предложений по изысканию дополнительных источников дохода бюджета муниципального образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: