Деньги это объективный экономический факт и исходя из этого рассматриваем закон денежного обращения. Закон – связь явлений
· Поверхностная – выражают имперические законы (закономерности или правила), относят закон Грешема и Монетраное правило. Внутренние причинные взаимосвзязи выражают существенные законы
· Существенная – Они предстают как количественные оценкки денежной массы необходимо и достаточной для того, чтобы реализовать товарную массу, обеспечить покупательную способность денег и поддерживать стабильное равновесие между ними
Имперические законы
· В условиях нестабильного денежного обращения (закон Грешема) – закон естественного отбора денег, худжие деньги вытесняют из обращения лучшие
· В условиях стабильного денежного обращения
Монетарное правило – суть составляет предложение по практическом установлении связи, количественного соотношения между темпами эмиссии денежных знаков и темпами экономического роста при проведении разумной кредитно-денежной политики, с целью недопущения инфляции
|
|
Величина прироста массы денег в обращении за определенный период времени должна быть равна = темпам прироста ВВП и темпам динамики цен (инфляции) за тот же период
Дельта М = Дельта У + Дельта Пи
Прирост массы денег в обращении
Прирост ВВП
И темп динамики цен (инфляции)
В данном уравнении практической проблемой является максимально точное фиксация темпов динамики цен (инфляции), для ее измерения используются ценовые индикси Распереса, Пооше и Фишера
Сущностные законы – выступают как количественные законы денежного обращения. По форме сущностные законы предстают как количественные оценки денежной массы, необходимые и достаточные для того, чтобы реализовать товарную массу, обеспечить покупательную способность денег и поддерживать стабильное равновесие между ними. Попытки фиксации такой зависимости связаны, во-первых, с уровнением обмена и его модификациями, во-вторых, формулой количества денег необходимого для обращения товарной массы
· Классическое уровнение обмена (формула Фишера) MV=PQ. Принимает только одну функцию денег – средство обращения
M – масса денег в обращении
V – скорость обращения
P – сумма цен товаров
Q – масса I товара
· Марксистское уровнение – масса денег для обращения, прямопропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг, а также уровню цен товаров и тарифов и обратнопропорциональна скорости обращения денег
M = сумма цен реализованных товаров + сумма платежей по которым наступил срок – сумма цен товаров проданых в кредит – сумма взаимно погашающихся платежей / среднее число оборотов денежной массы за период
|
|
В данной формуле Маркс рассматривает 3 функции: накопления, платежа, обращения
· Кэмбриджское уровнение (уровнение Пигу) M=KQP
К (0-1) – коэфицент характеризующий ту часть конечного продукта, которые люди предпочитают хранить в ликцидной форме
Q – объем производства в физическом выражении
P – цена произведенной продукции
Уровенние выражает спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов, которые склонны часть своих доходов накапливать и сберегать в ликвидной форме
· Монетаризкий вариант (Фригман) MV=PY
M – денежная масса
V – скорость обращения дохода
P – уровень цен
Y – норма (поток) реального дохода
Методы государственного регулирования денежного обращения
В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей приследуемых управляющей системы. В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности является: денежное обращение и цены в условиях конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи и т.д. В соответствии с классификацией объекта выделяются следующие составные элементы экономической политики государства:
1. Денежно-кредитная политика
2. Налогово-бюджетная политика
3. Инвестиционная политика
4. Научно-техническая политика
5. Антимонопольная политика
Реализация определенного вида политики, связанна с разработкой методов управления объектом и его регулирования. Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект, для достижения поставленых целей. Методы регулирования обращения денег как составная часть денежно-кредитной политики государства в целом подразделяется на:
· Прямые – непосредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения
· Косвенные – косвенное вмешательство (финансовые, налоговые, бюджетные..)
Эти методы дифференцируются по:
· Содержанию – государственного регулирования связанные, с организационно-распределительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы РФ, наибольшее значение имеет ГКРФ, федеральные законы о ЦБ РФ и банке России, закон о валютном регулировании и валютном контроле
· Мотивации – материальный метод, моральный, властный, принудительной мотивации деятельности объекта управления. Так введения налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков, а например властная и принудительная мотивация, проявляется через установление ЦБ доли обязательной продажи валюты, фирмами экспортерами от объема выручки
· Сферам применения