История первобытного общества делится на 2 этапа.
Общие закономерности возникновения государства и права.
История человечества складывается из 2 основных периодов: первобытное общество (длилось более 2 млн. лет) и цивилизация.
Первый этап – первобытный коммунизм (присваивающее хозяйство) – собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Люди живут стадом. Существует принцип эквивалентного обмена. Каменные оружия труда.
Второй этап – производящее хозяйство (7-5 тыс. до н.э.) - неолитическая революция. Переход к железным орудиям труда. Основными занятиями становятся земледелие и скотоводство. Появляется родовая община. Вводится такое понятие, как экзогамия. Появляется неравенство (из-за излишков) => появляются классы => государство. Возникают органы управления – вождь, совет старейшин, народные собрания.
Древний восток – большой географический регион, простиравшийся от современного Туниса на Западе, до современного Китая и Японии на востоке; от современного Кавказа на севере до современной Эфиопии на юге.
|
|
Древневосточные государства:
- Древний Египет;
- Древняя Индия;
- Древний Китай;
- Месопотамия;
- Древняя Япония;
- Персия (современный Иран);
- Древний Израиль;
- Финикия (современный Ливан);
- Урарту (современная Армения);
- Хеттская держава (современная Турция).
Основные черты Древневосточного государства:
1. Ирригационное земледелие.
2. Длительное сохранение соседской общины.
3. Особая форма государства – древневосточная деспотия.
4. Действовал огромный бюрократический аппарат.
5. Формы собственности: государственная (царская), храмовая, общинная, частная.
6. Особое положение главы государства – монарха.
7. Монарх – все три ветви власти.
8. Правители – фараон, царь, император, раджа.
9. Три основных класса – рабы, рабовладельцы, крестьяне-общинники.
10. Замедленный темп исторического развития.
11. Патриархальное рабство.
Основные черты Древневосточного права:
- Открыто закреплялось классовое неравенство.
- Закреплялось сословное неравенство свободных.
- Связь норм права с религиозными и моральными нормами (в Древней Индии норма права равнялась религиозной норме, в Древнем Китае – моральной норме).
- Источники права: обычаи, судебная практика, законодательство монарха.
- Казуистичность Древневосточного права – происходить от латинского слова «казус» - случай. Норма права фиксировалась не в абстрактной форме, а в форме конкретного случая.
- Нормы права содержали первобытно – общинные пережитки (например: коллективная ответственность общины или родственников за преступление).
- Традиционализм (например: подчиненное положение женщины в семейно-брачных отношениях).
- Система древневосточного права не делилась на отрасли.
- Нет четких отличий преступления от проступка.
Понятия:
|
|
1. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.
Производственные силы (базис) – труд, природные ресурсы, орудия труда.
Производственные отношения (надстройка).
НАДСТРОЙКА БАЗИС |
Формации:
- Первобытнообщинная – не было классов и не было государств.
- Рабовладельческая.
- Феодальная.
- Капиталистическая (буржуазная).
- Социалистическая.
2. Классы – экономическое понятие – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически-определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения своей доли общественного богатства.
- В первобытнообщинной формации классов нет.
- В рабовладельческой – рабы, крестьяне, рабовладельцы, формации.
- В феодальной – крестьяне, феодалы, ремесленники.
- В капиталистической – буржуазия, пролетариат, крестьяне.
3. Сословия – юридическое понятие – это социальные группы в докапиталистических формациях (рабовладельческой и феодальной), которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. В разных странах сословия разные. У разных сословий разные права и обязанности. Сословие передавалось по наследству.
Сделать конспект статьи Энгельса «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Главы «Доисторические ступени культуры» и «Варварство и цивилизация» (смена общественного разделения труда).