Государство и право Древнего Китая

Государство Древней Индии.

09.02.11

Лекция №4.

Древняя Индия находилась в южной Азии, сейчас это территория следующих государств: республика Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш, остров Цейлон (Шри-Ланка).Первые поселения возникли в Древней Индии в 3 тысячелетии до н.э. и называется это Индская цивилизация (два основных города Махенджо-Даро, Хараппа). Развиты металлургия и гончарное ремесло. Развитая администрация. Во 2 тысячелетии территории захватили кочевые северные племена, и Индская цивилизация канула в лету.

Начинается развитие в бассейне реки Ганг. Язык индоевропейских племен назывался санскрит. Книги, которые они писали на этом языке, называются веды. Ригведа – главная книга индуизма, написанная на санскрите. Ариями назывались самые знатные сословия в этих племенах. Религия у них была индуизм – многобожие. Было деление по сословиям (варны). В долине Ганга образовались племенные княжества – их было более 20. Во главе княжества стоял раджа. Здесь не существовало древневосточной деспотии. Впервые древневосточная деспотия на этих территориях возникает в 4 в. до н.э. и называется империя Маурьев, и связана с тем, что этим княжествам необходимо было объединиться против иноземного захватчика. Наивысшего расцвета империя возникла в 3 тыс. до н.э. при царе Ашоке.

Источниками права в Древней Индии являлись: артхашастра (артх – польза, шастра – трактат) и дхармашастра (дхарма – порядок, шастра – трактат). Артхашастра писался для правителя, тхармашастра – для народа.

  1. Географические условия и периодизация Древнего Китая.
  2. Первые государства в Китае: Шан-Инь и Чжоу.
  3. Империя Цинь.
  4. Право Древнего Китая.

В 5 тыс. до н.э. древние китайцы осваивают бассейн реки Хуанхэ. Этнической общности не было. Две основные культуры рис и ячмень. Почвы мягкие. Ко 2 тыс. до н.э. китайцы начинают продвигаться в бассейн реки Янцзы. Начинают использовать бронзовые орудия труда. К 1 тыс. до н.э. вся территория современного Китая заселена.

Периодизация:

  • Эпоха Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.)
  • Эпоха Чжоу (11-3 вв. до н.э.)
  • Эпоха Империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) – создана модель Китайского государства, которая просуществовала до 20 в.

Племя Шан создало первое княжество на территории Китая, и назвало его «Поднебесное». Династия, которая основала его, назвалась Инь. Правитель этого княжества носил титул ван (что значит, император). В 11 веке до н.э. княжество Шан-Инь проигрывает в войне с соседним племенем Чжоу. Главным содержанием периода Чжоу были междоусобные войны. В период Чжоу идет социальное расслоение общества:

  • Ван – император,
  • Чжухоу – высшая аристократия (примерно 200 семей),
  • Дафу – главы родоплеменных групп,
  • Ши – главы больших семей,
  • Шужэнь – простой народ.

Это же было структурой землепользования.

К 4 в. до н.э. среди борющихся царств выделяется и побеждает впоследствии княжество Цинь. Связано это было с реформами советника княза этого княжества, которого звали Шан Ян.

359-350 гг. до н.э.:

  • введено новое территориальное деление страны (пятки и десятки, связанные круговой порукой),
  • запрет кровной мести,
  • ликвидация привилегий знати, не имевшей военных заслуг,
  • за военные заслуги можно было покупать титулы,
  • разделение государств на уезды,
  • разрешение свободно покупать и продавать землю,
  • единая система мер и весов.

К 221 году империя Цинь объединяет весь Китай. Возникает первая Древневосточная деспотия на территории Китая. Цинь Шихуан (ди):

  • Поделил территорию Китая на 36 округов, округа на уезды, уезды на волости, волости на общины.
  • Ввел единое законодательство по всей стране.
  • Ввел единую монету.
  • Ввел единую норму китайского языка.
  • Создал структуру государственного аппарата (император и два министра).
  • Расширил территорию Китая, захватывая новые земли, продвинулся на север.
  • Построил Великую Китайскую стену.

Знаменитая гробница Цинь Шихуаня была найдена всего 37 лет назад. Он заживо закопал 460 конфуцианских ученых вместе с их книгами.

Право Древнего Китая состоит из 2 школ: конфуцианство (6-5 века до н.э.) – соблюдение морали и легизм (автор Мо Цзы) – отвергает мораль, чтобы все были основано только на законах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: